Основание Uber и Lyft
История Uber началась в Париже зимой 2008 года на конференции LeWeb. Тогда два предпринимателя Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп обсудили идею бизнеса, который потенциально мог изменить рынок такси. Кэмп рассказал Каланику, что однажды вместе с друзьями заказал лимузин стоимостью $800 в час. Он был недоволен ценой и предложил идею — сделать приложение, которое позволит заказывать автомобили в складчину и таким способом сэкономить.
Первую версию приложения создали в 2009 году. В то время оно называлось UberCab. Сервис наконец полноценно заработал в 2010 году. Тогда же появилось первое приложение на Android. Изначально компания работала только с автомобилями представительского класса.
В 2011 году сервис изменил имя на просто Uber и приступил к международной экспансии. Первым городом стал Париж.
На фоне этих успехов Uber вряд ли сразу обратил внимание на появление конкурента. Еще в 2007 году Логан Грин и Джон Циммер основали компанию Zimride. Она предлагала владельцам автомобилей искать попутчиков. Изначально аудиторией сервиса были студенты, которые получали возможность разделить поездку с однокурсниками.
Связаться друг с другом можно было через группы в Facebook. Пользователи также могли воспользоваться веб-сайтом Zimride.com. Идея оказалась востребованной и сервис постепенно развивался. Вскоре компания заинтересовала инвесторов. В 2010 она получила $250 000 от фонда Facebook, затем $1,2 млн от Floodgate. Через год общая сумма инвестиций уже достигла $9 млн.
В 2012 основатели поняли, что пора масштабироваться. Грин и Циммер обратили внимание на Uber, который все еще работал в сегменте автомобилей представительского класса. Они отлично понимали, что услуга нужна людям с разным материальным состоянием. Компании недоставало только мобильного приложения. Его сделали всего за три недели. Так на рынке появился сервис Lyft. Первым городом, где он начал работать стал Сан-Франциско. Официально название Zimride изменят на Lyft только в 2013 году.
Хотя появление конкурента на рынке и было неприятной новостью, вряд ли она обеспокоила Uber. Но компания отреагировала и запустила UberX — сервис с автомобилями эконом-класса. В 2014 году появился UberPool для совместных поездок. Он помогает найти попутчиков и снизить стоимость такси. Во многом этот сервис аналогичен услуге Lyft.
Но у Uber есть ряд собственных сервисов, вроде UberBoat, UberPets, UberEats и других. Потому говорить, что компания все копирует у Lyft нельзя. Более того учитывая положение Uber на мировом рынке — Lyft рано или поздно придется создавать аналоги сервисов конкурента.
На старте Lyft не выглядел таким уж опасным соперником. Uber проводил международную экспансию и попутно расширялся на бюджетные сегменты. Lyft воспринимался многими как неопытный и малоизвестный соперник, хотя Zimride существовала дольше конкурента.
Начав глобальную экспансию Uber явно не ожидал столь широкого противодействия на международном уровне. Компания буквально «пробивала» рынок. Lyft на международный уровень не спешил предпочтя сосредоточится на США и Канаде. Таким образом получалось, что оставив «младшего брата» на внутреннем рынке в угоду мировому доминированию Uber создал отличные условия для развития конкурента.
Lyft привлекал инвестиций и расширялся по всей территории США. Например, в 2014 году всего за один день Lyft начала работать в 24 городах. В 2016 году их количество достигло уже 200. Конечно, Uber активный рост конкурента не обрадовал и это стало причиной одного из самых ярких противостояний в последние годы.
Основные отличия между сервисами
Uber и Lyft работают на одном и том же рынке (в США), а значит их интересы пересекаются. Им нужны одни и те же водители и пассажиры.
При этом между платформами нет особых различий. Но вот по части позиционирования сервисы сильно отличаются. Изначально Uber делал ставку на слоган «персональный водитель для каждого». Компания пыталась показать клиентам, что любой человек благодаря ей может заказать шикарный автомобиль представительского класса.
Культура Lyft была противоположной. Начав как студенческий сервис для попутчиков компания не отказалась от своего происхождения. Lyft — это в первую очередь «о друге с автомобилем». Между пассажиром и водителем пытались создать несколько панибратские взаимоотношения. Например, пассажир и водитель приветствовали друг друга как старые приятели — стукнувшись кулаками. Эта традиция постепенно ушла в прошлое, но компания по-прежнему делает многое, чтобы сблизиться с водителями и пассажирами.
Uber имеет более неоднозначную репутацию. Компанию любят сравнивать с гангстерами. Конечно, нельзя сказать, что сервис настроен против водителей и пассажиров, но и панибратства в их взаимоотношениях не наблюдается. Uber может стать весьма опасным противником, который не выбирает методы. Особенно это было заметно в период, когда СЕО компании был Трэвис Каланик.
В США противостояние между Lyft и Uber любят сравнивать с многолетней битвой между Pepsi и Coca-Cola. Два крупных бренда предоставляют похожие услуги и сражаются за практически одну и ту же аудиторию.
Но действуют они по-разному. Например, в 2016 году руководство сервиса объявило о снижении стоимости проезда в 80 городах США. Речь шла не о фиксированной сумме. Стоимость проезда снизили на 10-20% в зависимости от города. Новость понравилась пассажирам, но не водителям. К тому же Uber действовал в свойственной ему манере. Тарифы изменили неожиданно в пятницу вечером.
До этого Uber уже не единожды прибегал к подобному ходу. Lyft не отвечал и это оборачивалось потерей клиентов. Но цель стояла не просто снизить цену, а также не обидеть водителей.
В такой ситуации СЕО Lyft Джон Циммер написал письмо водителям. Он объяснил, что сервис лучше по качеству обслуживания, но клиентов больше интересует более дешевый, доступный вариант. Циммер предложил водителям поучаствовать в этом процессе. В итоге удалось создать серию инициатив, которая уменьшила ущерб для водителей при снижении цены поездок. Таким способом идея Uber обратилась против самого сервиса.
Вообще умение Lyft строить взаимоотношения с клиентами и водителями уже давно стало примером. Например, чтобы стать водителем в Lyft придется встретиться с более старшим и опытным коллегой, пользующимся сервисом. Он выполняет роль наставника — осмотрит автомобиль, ознакомит с правилами, проверит справится ли новичок, даст дельные советы и даже поучаствует в тестовой поездке.
У Uber с этим проще. Почти все делается с помощью электронной почты и удаленной коммуникации. Водители не чувствуют себя частью компании.
Lyft пытается показать свою заботу о водителях разными способами. В том числе компания первой догадалась ввести для них различные льготы и бонусы. Uber пошел на этот шаг только в 2017 и больше из-за давления со стороны водителей и конкурента, чем по собственному желанию.
Uber против Lyft
Именно культурные различия первое о чем нужно помнить говоря о сервисах. Битву между Uber и Lyft выиграет компания, которая сумеет лучше выстроить коммьюнити водителей и пассажиров, а также добьется баланса в соотношении цена-качество. В последнем все не настолько однозначно. Например, Uber часто гораздо быстрее справляется с поиском водителя, чем Lyft. К тому же безусловным плюсом Uber стал его масштаб и умение жестко реагировать на нововведения конкурента.
Uber умеет использовать нетрадиционные методы для борьбы против Lyft. Например, в 2017 году всплыла информация о приложении Hell. С его помощью компания в период с 2014 по 2016 год следила за местоположением водителей Lyft, а также определяла кто из них работает сразу на две компании.
Цель в том, чтобы понять предпочтения водителей, а затем переманить их к себе — заставить чаще пользоваться Uber. Как оказалось 60% водителей Lyft работали еще и на компанию конкурента.
Но это не единственная инициатива Uber нацеленная против Lyft. Еще в 2014 последняя обвинила Uber в организации фейковых заказов. Оказалось, что сотрудники Uber создали и отменили около 5560 поездок. Все для одной цели — демотивировать водителей. Заказанные автомобили были недоступны для других клиентов. В то же время водители теряли время и бензин.
Впрочем, Uber выдвигала аналогичное обвинение против Lyft. Очевидно, что обе компании пытаются переманивать друг у друга водителей и не слишком щепетильны в выборе методов.
По сравнению с Uber стратегия Lyft выглядит более доброжелательной. Сервис не часто переходит границы. Тут можно вспомнить запущенную в ноябре 2016 года телевизионную кампанию. В ней топ-менеджеры конкурента плетут интриги против Lyft. В роликах явно читался намек на Uber. Но конечно, с инициативами Uber такая кампания вряд ли сравнится.
Еще одной отраслью, где пересекаются интересы компаний стали беспилотные автомобили. Lyft заключила партнерство с Waymo и NuTonomy. Обе компании работают в области беспилотных автомобилей. В Lyft считают, что за беспилотными автомобилями будущее такси. Компания даже предсказывает, что через несколько лет на них придется больше половины ее заказов на рынке США.
Uber также заинтересована в беспилотных автомобилях. Компания уже активно занимается их испытанием. Но есть и проблемы. В 2018 году беспилотник Uber на смерть сбил женщину в городе Темпе штат Аризона. Компания не понесет уголовной ответственности за инцидент, но произошедшее заставило приостановить испытания на несколько месяцев. До открытой конкуренции между Uber и Lyft в этой отрасли пока не дошло. Но она развернется через несколько лет, когда беспилотные автомобили станут использовать на рынке такси.
Настоящим подарком для Lyft стала серия скандалов, в которую Uber попал в 2017 году. Сначала всплыла информация о сексуальных домогательствах в Uber. К этому добавились иск о краже секретной информации от дочерней компании Alphabet — Waymo. Также в 2016 году хакеры заполучили данные 50 млн пассажиров Uber и 7 млн водителей.
Компания замалчивала утечку до 2017 года. В результате скандалов компанию покинул ее CEO Трэвис Каланик и ряд топ-менеджеров. В то же время Lyft находилась в прекрасном состоянии и мгновенно сориентировалась. Проблемы Uber помогли ей быстро нарастить долю на американском рынке примерно до 39%.
Пока главным преимуществом Lyft остается отсутствие громких скандалов. В этом плане компания выглядит практически полным антиподом Uber. Но есть в этом и минус. Руководство Uber умеет работать в сложных условиях и под давлением общественности. При этом нынешний СЕО Uber Дара Хосровшахи успешно восстанавливает имидж компании.
Lyft же пока работает без скандалов, но ей только предстоит международная экспансия. Это в свою очередь усиление конкуренции с Uber, а также борьба с сервисами-аналогами. Также им придется столкнуться с недовольством властей и компаний-такси в других странах. Сможет ли Lyft адаптироваться к этим условиям и выдержать давление без проблем станет ясно со временем. Но уже сейчас ясно, что рынок гораздо отрицательнее отреагирует на скандалы и проблемы Lyft, чем Uber.
В то же время не ясно за счет чего Lyft попытается добиться доминирования на международном рынке. В отличие от США и Канады в той же Европе она будет смотреться скорее как еще один аналог Uber. Выстраивать коммьюнити как в США и Канаде будет гораздо сложнее.
В одном компании однозначно похожи — обе остаются убыточными. Для Uber 2018 год был неплохим в финансовом плане, чем 2017. Компания сократила убыток на 26,6% до $3 млрд. Впрочем, сумма все равно выглядит астрономической. У Lyft ситуация выглядит лучше. В 2018 году чистый убыток сервиса составил $911,3 млн.
Конкуренция Uber и Lyft — еще один пример противостояния компаний с разными мировоззрениями на одном рынке. Пока более внушительной выглядит позиция Uber. Несмотря на скандалы сервис успешно работает на международном уровне. Предсказывают, что компания получит оценку в $100 млрд в ходе IPO. Lyft пока сосредоточилась на рынках США и Канады, а потому неясно сможет ли она стать глобальным конкурентом Uber. Но в любом случае их противостояние на рынке США продлится еще не один год.