Что для компании значит цифровая трансформация бизнеса?
Это комплексная программа внедрения современных технологий для цифровизации процессов, как в производстве, так и в администрировании. Цель: повышение эффективности производства, создание современных систем учета, мониторинга и взаимодействия.
В чем необходимость такой трансформации? Есть данные, как это поможет зарабатывать больше или оптимизировать работу?
Это безусловный тренд. $1,3 трлн по оценкам The World Economic Forum – потенциал от цифровизации только в сфере электроэнергии. Диджитализация входит в стратегию большинства глобальных энергетических компаний мира – Enel, E.ON, Vattenfall.
Мы — крупнейшая энергетическая компания страны, и уже с 1 июля будем работать в новом конкурентном рынке электроэнергии. А это требует качественно нового уровня эффективности и клиенториентированности.
Программа запущена на основе исследований с международными консультантами, имеющими опыт внедрения аналогичных проектов. Мы очень высоко оцениваем экономический потенциал от реализации проектов, начатых в 2019 году. Конкретные выгоды в денежном эквиваленте сможем назвать уже через год.
На что именно потратят 350 млн грн — на зарплаты, разработку, закупку софта/железа?
Основная часть – это непосредственно технологии: железо и софт. Также эта сумма включает функционирование центра цифровой трансформации, который объединит 70 специалистов, зарплаты и поощрение команд за эффективные проекты.
Есть девять ключевых направлений. Можете взять два и описать их изменение с примерами? Например, направление «Цифровая шахта».
Эти девять направлений охватывают разные сферы: от добычи природного газа и угля, до аналитики и HR. Начнем с «Цифровой шахты», поскольку это, пожалуй, наиболее традиционный сектор — интересно как новые технологии могут его трансформировать.
В 2019 году стартует 7 проектов в рамках этого направления. Например, мы развертываем беспроводную связь LTE в подземной и наземной части шахт для обмена данными между датчиками, средствами автоматизации, контроллерами и серверным оборудованием. Это очень важный проект по повышению безопасности работы горняков, контроля за процессом, аварийным реагированием.
Другой проект направлен на внедрение конвейерных весов и анализаторов качества горной массы на каждом добычном участке. По сути создается автоматический мониторинг и информирование об отклонениях. В том числе, с помощью технологий машинного зрения и искусственного интеллекта.
Масштабный проект «Цифровые обходы» предполагает создание мобильного приложения для персонала с функционалом цифровой выдачи нарядов на выполнение работ, цифровыми измерениями основных технологических параметров оборудования, инструкциями при ремонтах. Также cистема интегрируется с базой оборудования, историей его жизненного цикла и базовой аналитикой.
Есть 23 пилотных направления. Расскажите на паре примеров, как будут внедрятся новые технологии.
Например, дроны мы используем уже в нескольких направлениях. В случае с нашими электросетями предполагается создание их цифровой модели. Она будет основана на данных о геолокации, интегрированных с ERP, а также на профилях воздушных линий, собранных с помощью LIDAR-сканнеров в результате облетов дронами. Протяженность наших сетей измеряется тысячами километров и эти системы должны существенно повысить их безопасность, предупреждать потенциальные аварии, ускорять обнаружение обрывов.
Один из проектов направления «Цифровой HR» – создание системы привлечения и удержания персонала. Это будет аналитическая модель автоматического расчета вероятности увольнения сотрудников. Отталкиваясь от выводов, сделанных с применением систем искусственного интеллекта, мы сможем разрабатывать мероприятия, направленные на удержание сотрудников. Кроме того, система позволит собирать информацию о соискателях в одном месте, ранжировать их на основе компетенций, заложенных в вакансию.
Также есть масштабный проект в нашей тепловой генерации. Простая механика работы ТЭС – это когда уголь подается в специальную камеру, там перемалывается в угольную пыль и готовое топливо попадает в котел. На сегодня нет систем, которые бы соотносили, сколько точно нужно подать топлива в конкретный момент, чтобы энергоблок работал наиболее экономично. Этот расчет нужно делать онлайн на основе разных показателей, в том числе калорийности угля.
Для решения этой задачи мы интегрируем интеллектуальную систему оптимизации работы энергоблоков за счет обучения на исторических данных, определения оптимальных показателей на основе углубленной аналитики. Это повышает эффективность использования топлива и позволяет автоматически корректировать показатели.
Может есть примеры компаний, которые успешно провели трансформацию и с них брал пример ДТЭК?
Цифровую трансформацию нельзя завершить, это долгосрочный тренд. Но есть компании, которые успешно ее проводят и на успехи некоторых мы обращали особое внимание. Мы знаем о достаточно успешных программах в E.ON, Enel, Duke Energy, PG&E, Xcel Energy.
Например, компания Duke Energy предприняла крупную инициативу SmartGen. Она направлена на улучшение состояния оборудования и инфраструктуры с помощью данных от датчиков. Duke Energy подключили 30 000 датчиков на 50 электростанциях и за три года сэкономили $31,5 млн на ремонте.
Или пример от компании E.ON. Благодаря цифровизации им удалось сократить затраты, вызванные нестабильной работой сети. Операционные расходы на 1 клиента сократились на 50% с 2001 по 2011 год (Италия), качество обслуживания (SAIDI) улучшилось на 60% (Румыния). Компания инвестирует в программу еще 4,7 млрд евро в 2018-2020 годах.