Мы стартовали «Громадський проект» (далее ГП) в 2016 году и с момента запуска решение использовали в 82 городах и громадах, горожане подали более 5000 проектов, за которые проголосовало 570 000. Города выделили более 390 миллионов гривен на реализацию проектов — от небольших локальных инициатив, как детские площадки или велопарковки, так и более масштабных проектов — городского фестиваля и закупки оборудования в медицинский центр.
Этих результатов удалось достичь за те два года, пока проект существовал в «грантовом режиме». С конца 2018 года мы перешли на платную модель для городов. Еще на начальных этапах мы осознавали, что на определенной стадии важно будет задуматься о переходе на коммерческую модель, а до этого момента нужно обеспечить проекту стабильное развитие.
Старт. Привлечение грантовых инвестиций
Lessons learned: исследование — фундамент в разработке продукта
Идея ГП родилась у нас в период активного развития децентрализации в Украине. Города и громады получили возможность самостоятельно распоряжаться местным бюджетом. Для усиления ценности этого явления нужен был инструмент, который бы способствовал прямому диалогу жителей с местной властью, ведь жители все больше чувствуют ответственность за свои собственные налоговые гривны. Внедрение единого цифрового механизма бюджета участия — идеальный для этого вариант.
Весной 2016 мы привлекли первые грантовые инвестиции от Института бюджета и социально-экономических исследований (IBSER) через финансирование USAID.
Общая сумма инвестиций за два года составила немногим менее $200 000. Эта сумма ушла на разработку методологии, разработку самого продукта, рефакторинг и постоянные доработки платформы, бизнес-анализ, службу технической поддержки и менеджмент.
Вместе с Институтом, в качестве экспертов по бюджетным процессам городов, мы доработали методологию и с тех пор развиваем продукт, которому удалось стать одним из лидеров на украинском рынке в сфере электронной демократии. На разработку концепции системы потратили около четырех месяцев. Работу над системой мы начали с исследования и бизнес-анализа. Посмотрели на опыт других городов, узнали, как устроен диджитал компонент бюджета участия в Европе, Америке.
Много внимания уделили работе с юзер-кейсами, чтобы понять, кто, как и когда будет пользоваться системой. Кроме того, проработали UX/UI – важно, чтобы система с множеством сложных внутренних процессов внешне выглядела просто и была удобной пользователям с разным уровнем компьютерной грамотности.
Развивая идею, мы опирались на тот фактор, что в стране в разы увеличилось количество активных граждан, которые хотят понимать, на что тратятся их налоги и каким образом они могут влиять на распределение этих средств. Также для внедрения электронной системы голосования была хорошая почва – увеличившийся уровень проникновения интернета в стране, введение новых инструментов электронной идентификации и т.д.
При этом мы осознавали, что уровень интернетизации и компьютерной грамотности может разниться от региона к региону, поэтому при разработке концепта не отказались полностью от возможности подачи проектов оффлайн.
Моделируя ГП, мы учитывали национальные вызовы и локальные потребности. Стремясь построить полноценную систему, совместили технологический компонент с оффлайн опциями для голосования, элементами документооборота и управления предложенными проектами для городов. Мы стремились привести бюджет участия к определенным стандартам и создать механизм, который позволит муниципалитетам быстро и с минимальными затратами создать свою уникальную модель для диалога с жителями.
Города-первопроходцы, вызовы и привлечение крупного партнера
Lessons learned: первые клиенты – лучшие помощники в развитии проекта
«Громадський проект» — классический b2g-продукт. Иными словами, нашими клиентами являются муниципалитеты. И вместо того, чтобы искать клиентов, вместе с нашими партнерами IBSER мы организовали конкурс для городов, которые сами изъявили желание первыми подключиться к системе. По итогу конкурса мы стартовали с пятью городами — Тернополь, Желтые воды, Вольногорск, Барановка и Охтырка. Именно эти города стали первопроходцами, и нашими лучшими критиками и помощниками в развитии системы. Благодаря постоянной обратной связи от администраций мы вносили доработки в систему, добавляли новые востребованные функции, а впоследствии практически полностью переписали код, чтобы упростить дальнейшую поддержку и доработки.
В процессе разработки мы убедились, что нельзя создавать исключительно онлайн систему, и важно синхронизировать электронные и офлайн-процессы для прозрачности и эффективности механизма, а также гармоничного и стабильного развития проекта.
Больше всего итераций, пожалуй, у нас было при работе с системами регистрации и авторизации граждан. В бюджете участия жители городов прямо решают судьбу десятков миллионов гривен, и для честности голосования требуется проверенный способ авторизации, не допускающий ботов и махинаций. Таких систем в Украине несколько – электронно-цифровая подпись, BankID, в редких случаях — карточка жителя города. Сейчас мы предоставляем городам опцию выбрать подходящие методы онлайн-голосования в дополнение к бумажному.
Большим шагом для нас стало партнерство с “ПриватБанком” в 2017 году. Мы разработали API для интеграции в продукты банка, а банк в свою очередь доработал свои продукты для интеграции новых возможностей голосования. Кроме того, ПриватБанк активно включился в процесс и провел мощную информационную кампанию, рассказав о бюджете участия своим клиентам. Десятки тысяч граждан получили уведомление с призывом проголосовать за проекты в своем городе. И это хорошо сработало – количество голосующих стало прибавляться.
Мы пошли дальше, и усовершенствовали API для возможности голосовать через терминалы самообслуживания банка. Теперь каждый, у кого есть карта “Привата”, может также проголосовать в любом терминале в несколько кликов. Удобство механизма, состоянием на декабрь прошлого года, подтвердили более 31 тысяч голосов отданных жителями городов через терминалы самообслуживания. Это один их лучших кейсов сотрудничества государства, бизнеса и некоммерческого сектора.
Также стоит отметить, что масштаб информационных кампаний отличался по городам, соответственно – вовлечение жителей могло порой не соответствовать ожиданиям. Чтобы адресовать такие проблемы, мы разработали пакет промо материалов, которые города могли использовать минимально их кастомизировав. Так, например, в Бердянске появились билборды с нашим дизайном.
Маштабизация и новые итерации
Lessons learned: не стоит бояться перекраивать продукт с нуля
На определенном этапе, когда количество городов выросло примерно до 20-30 мы поняли, что многие вещи система просто не позволяет реализовать. Поэтому практически весь код пришлось переписать с нуля, добавив гибкости и большее количество возможностей кастомизации процессов для городов. На сегодняшний день, панель настроек только одной сессии бюджета участия содержит более 100 опций для каждого города. Как оценивать проекты, по какому принципу делить голоса, какими способами голосовать, в какие сроки подавать проекты, какие лимиты выставить на подачу проектов и голосование и в разрезе каких критериев — все это теперь позволяет настроить и автоматизировать система.
Что касается трудностей – основные вызовы возникали с идентификацией пользователей в системе и определением их принадлежности к конкретным городам. Это было вызвано низким качеством данных от банков и неточной передачей данных ЭЦП. Также случались проблемы, когда при голосовании несколько пользователей привязывались к одному и тому же электронному адресу (такое часто наблюдается в семьях).
Такие проблемы приходилось решать очень точечно, прорабатывая каждый такой случай с провайдерами данных о пользователях: банками, эмитентами ЭЦП и пр.
Также иногда мы наблюдали как модераторы системы пытаются накрутить голоса, депутаты пытаются заставить пенсионеров голосовать за их собственные проекты, учителя в школах принуждают родителей голосовать за школьные проекты. Некоторые инициативные группы разыгрывали призы среди голосующих за определенные проекты. Так в системе появились возможности отслеживать аномалии в голосовании и очевидные накрутки голосов, чтобы максимально нивелировать человеческий фактор.
Переход на монетизацию
Lessons learned: города готовы платить за ценные данные
С декабря 2018 года мы начали монетизировать проект для городов. Сейчас на платной основе платформой пользуются около 40 населенных пунктов, среди которых Львов, Черновцы, Краматорск, Мариуполь, Каховка, Дубно и другие. Обслуживание системы для некоторых городов по-прежнему оплачивается грантовыми проектами.
Стоимость варьируется в зависимости от количества жителей населенного пункта: от 15 000 до 50 000 грн в год. В эту сумму входит поддержка серверной инфраструктуры в соответствии со стандартами КСЗИ, консультации по настройке системы, техническая поддержка по телефону, Viber, электронной почте, постоянные доработки системы и исправление багов. Также планируем предоставлять перечень дополнительных услуг в сфере индивидуальной доработки системы, консультаций в области проведения информационных кампаний и т.д.
При подключении нового города, муниципалитет оплачивает setup fee. В эти деньги входит очное или онлайн-обучение модераторов, консультации касательно параметров бюджета участия, базовый набор макетов для проведения информационной кампании, подключение собственного доменного имени города.
Что касается процедуры присоединения города к ГП — для запуска процесса безусловно важна политическая Воля первого лица города и поддержка депутатов, так как именно благодаря им город получает принятое положение о бюджете участия — документ, который регламентирует весь процесс. При этом не менее важно наладить связь с исполнительным уровнем местного самоуправления и местными общественными организациями, так как в итоге мы работаем с ними в связке в течение всего процесса.
Запрос на подключение города к системе от официального лица можно оформить на сайте pb.org.ua. Городу или ОТГ нужно принять Положение о бюджете участия и предусмотреть в годовом бюджете долю на реализацию проектов, поданных жителями. Идеологически самая большая ценность для города от подключения к инициативе — данные, которые города получают в процессе подачи заявок. Они много могут рассказать местной власти о проблемах и актуальных вопросах, которые волнуют жителей. Кроме того, инструмент повышает уровень партисипативности в городе: процесс подачи и выбора социально важных проектов дает возможность влиять на городскую среду, объединяет жителей, способствует увеличению количества осознанных граждан и созданию новых активных сообществ.
С технической точки зрения, преимущество ГП в том, что инструмент является облачным решением для проведения бюджета участия, которое предоставляется городам как SaaS. Такая модель снимает с города все обязанности по разработке, технической поддержке и постоянному улучшению системы. К примеру, с запуском MobileID в Украине, городу не придется думать о том, как интегрировать новый метод идентификации в систему — такую обязанность на себя берет SocialBoost.
Перспективы развития проекта
Если говорить о развитии партнерств — мы рассматриваем возможность интеграции с “Ощадбанком” для голосования через их терминалы самообслуживания. По рынку в перспективе видим выход в Балтийские страны и Польшу. Что касается уровня social impact — хотим еще больше поднять планку количества реализованных проектов, а также соотношение проектов поданных онлайн (сейчас этот показатель составляет 60%) .
Автор: Виктор Гурский, исполнительный директор SocialBoost