Проведите исследование рынка доноров и тщательно отберите наиболее подходящих
Сегодня недостатка в донорах нет. И это, в свою очередь, создает определенные трудности для новичков, которым сложно понять, с чего начать, чтобы получить грант.
Нужно понимать, что доноры действуют по-разному. Одни из них отдают предпочтение большому количеству бюрократических процедур, другие работают более динамично. Например, получение гранта на развитие школы Beetroot Academy заняло 1,5 года. Чтобы «не сойти с дистанции» преждевременно, этот момент важно учитывать.
Обращайте также внимание на цели и ценности донора — они должны совпадать с вашими. В противном случае, еще «на берегу» нужно определиться, готовы ли вы менять свою стратегию и цели проекта для работы с этим донором.
Продавайте свой проект конкретным людям
Большинство крупных государственных доноров работают, как правило, по четким единым для всех претендентов процедурам. И для начала взаимодействия будет достаточно запросить официальную форму проектной заявки для заполнения. Если говорить о менее крупных фондах или частных грантодателях, следующих более гибким процедурам, тут могут пригодиться навыки в продажах.
Сначала постарайтесь завязать предварительное знакомство с кем-то из интересующей вас донорской организации и заручиться его поддержкой. Таким образом, ваше последующее письмо станет не одним из многих безликих, а обретет конкретного адресата.
Для первичного ознакомления достаточно подготовить краткий обзор проекта на одну страницу. И только потом, если проект заинтересовал донора, следует предоставить более подробную презентацию в слайдах. Акценты здесь могут быть разными — на компании, на конкретном проекте или виде деятельности.
Говорите просто и на языке донора
Чтобы вашу заявку рассмотрели, критически важно соблюсти все технические требования донора. Мы же будем говорить о том, что можно сделать, чтобы повысить свои шансы на получение гранта при прочих равных условиях.
Прежде чем садиться за заполнение заявки, тщательно изучите терминологию, которой оперирует донор. Затем постарайтесь описать свой проект знакомыми ему понятиями и в рамках его целей.
Помните: каким бы замечательным ни был ваш проект, вам будет сложно получить грант, если донор не поймет, как этот проект вписывается в его цели и какие его задачи может помочь решить.
Делайте акцент на социальной значимости и положительном влиянии на развитие общества
Сейчас и в бизнесе, и среди донорских организаций активно формируется тренд на импакт-инвестирование. И тех, и других интересуют проекты, которые способны прежде всего показать положительное социальное влияние. Это значит, что некогда главный критерий успешности и потенциала проекта — финансовые показатели — постепенно уходит на второй план.
Beetroot Academy — как раз об этом. Школа основана как неприбыльная организация, а ее главная цель —способствовать социально-экономическому росту Украины, помогая людям развиваться с нуля и реализовать себя в IT-сфере.
Будьте открыты к партнерству
У вас должно быть очень четкое видение, что вы делаете и зачем. Большим плюсом к этому станет развитие партнерских отношений. В глазах доноров вы однозначно получите преимущество, если у вашего проекта уже будет сторонняя поддержка. На это есть две причины.
Первая — эффект синергии, которую дают партнерские проекты. Например, для организации апрельского хакатрейна (хакатон «на колесах», а точнее в поезде на пути от Мариуполя до Львова) Beetroot Academy привлекла сеть академических инкубаторов YEP! и учебный лагерь для стартапов в Эстонии Garage48. Таким образом удалось создать дополнительную ценность события, усилив возможности для получения опыта и знаний его участниками.
Вторая — донорам выгоднее в прикладном смысле иметь дело с одним крупным проектом, в котором много активностей и партнеров, чем набирать несколько различных точечных проектов. Тут все просто: чем их меньше — тем легче ими управлять.
Дружите с донорами
Доноры – это не хантинговые агентства. Они не будут за вами гоняться и предлагать свои деньги. Будьте проактивными – посещайте мероприятия, на которых бывают доноры, знакомьтесь, интересуйтесь их деятельностью, планами на будущее. Какой бы бюрократизированной организация ни была, чем больше вы сможете добиться человеческого общения, тем больше у вас будет шансов получить грант.
Получение гранта – это только начало
Выигрыш гранта не должен быть конечной целью. Ведь вместе с деньгами приходят и обязательства. И если вы планируете и в дальнейшем развиваться на грантовые средства, необходимо ответственно подходить к их использованию.
Наймите профессионального проектного менеджера — для хорошей репутации важны как прозрачность и честность, так и результаты. Отчетность здесь может стать как вашим козырем, так и сыграть плохую шутку. Чтобы убедить донора в том, что он сделал правильный выбор и следует продолжать сотрудничество.
Готовьте отчеты профессионально: поработайте над оформлением (дизайном) и наполнением, показывайте профессиональные фотоотчеты и интересный контент о своих событиях, развитии проекта. Важно вызывать положительные эмоции — сухими цифрами добиться этого нелегко.
Культивируйте культуру благодарности. Не забывайте упоминать донора в рекламных материалах, приглашайте его на свои события, продолжайте интересоваться его деятельностью. Внимание — ключ к крепкому долгосрочному сотрудничеству.
Автор: Увэ Пум, глава управляющей группы Beetroot Academy