Появление и развитие сервиса
Площадка Tumblr основана в 2007 году американцем Дэвидом Карпом. Это площадка, где можно публиковать различный контент: текстовый, видео, аудио и т.д. По сути каждый пользователь мог создать себе аккаунт и публиковать туда все, что хотел. В то время Twitter был ограничен числом символом, блог на WordPress – сложностью запуска, Instagram еще не существовало, а соцсеть Facebook была слишком ограниченной в возможностях. По сути Tumblr стал тем местом, где можно быстро завести блог и начать публиковать то, что интересно. За счет этого площадка быстро набирала популярность. В 2010 году число пользователей почти достигло 7 млн человек, ежедневно число новых аккаунтов росло на 25 000. К 2013 году на Tumblr было уже 125 млн блогов. Сейчас их более 400 млн.
Многим пользователям симпатизировала политика сервиса по отношению к откровенному контенту: Tumblr не банил аккаунты с картинками сексуального характера. В то же время многие другие площадки радикально подходили к материалам 18+, удаляя его. Это стало причиной большого притока пользователей, которые размещали подобные материалы. В будущем это сыграет против площадки.
В 2013 году компания Yahoo! под руководством Мариссы Майер покупает Tumblr за $1,1 млрд. Для Yahoo! это стало попыткой ворваться в эру соцсетей, которую компания уже проигрывала Facebook. Основатель сервиса Дэвид Карп остался в компании до 2017-го, но после сделки с Verizon покинул компанию.
Деньги
С момента основания до покупки Yahoo! сервис Tumblr получил порядка $125 млн инвестиций:
- $750 000 – 2007 год;
- $4,5 млн – 2008 год;
- $5 млн – 2010 год;
- $30 млн – 2010 год;
- $85 млн – 2011 год.
Все деньги шли на развитие площадки, увеличение команды и разработку.
В 2013 году Yahoo! покупает Tumblr за $1,1 млрд, что стало рекордом. Годом ранее Facebook приобрел Instagram менее чем за $1 млрд. В Business Insider писали, что Карп после сделки получил около $200 млн, став невероятно богатым человеком. По другим данным, он мог получить до $250 млн.
Но в то время, как в компанию текли инвестиции, оставалась одна проблема – монетизация. Сервис зарабатывал на рекламе, все время отставая от плана по продажам. На момент сделки с Yahoo! на счетах Tumblr оставалось всего $16 млн, которые остались после последнего раунда инвестиций: сервис не зарабатывал . Так, выручка компании за 2012 год составила всего $13 млн, столько же – за первый квартал 2013-го. Но после перехода в Yahoo! появился план в $100 млн. Как его достичь – никто не знал. А для многих сотрудников цифра и вовсе казалась надуманной, не имевшей связи с реальностью. В будущем руководство Yahoo! избегало оглашения финансовых результатов Tumblr, что для многих стало сигналом о невыполнении планов.
В будущем ситуация не изменилась. Несмотря на поглощение со стороны Yahoo! и реорганизацию коммерческого отдела, Tumblr так и не сумел достичь необходимой планки по продажам. А на подходе была растущая плеяда конкурентов: Instagram, Snapchat, Pinterest, которые отбирали на себя и аудиторию и рекламные бюджеты площадки. Сегодня Tumblr и вовсе отсутствует в списке самых популярных соцсетей мира. В добавок, одной из причин, по которой рекламодатели отказывались работать с Tumblr, как раз была доступность сексуального контента: условный производитель газировки не хотел, чтобы его реклама была рядом с обнаженным телом.
В результате компания, которая некогда оценивалась в $1,1 млрд, подешевела в четыре раза. В 2016 году Tumblr оценивался уже в $230 млн.
“Конец эпохи свободы”
В конце 2018 года компания Apple удалила Tumblr из своего онлайн-магазина приложений App Store. Причиной стало обнаружение детской порнографии на площадке. В результате компания начала блокировать взрослый контент для всех пользователей, кроме своих авторов. Такое решение помогло вернуть Tumblr в App Store. Но стало началом массового оттока пользователей.
В следующие три месяца Tumblr потерял более 30% всего трафика. По данным SimilarWeb, в ноябре 2018 года число просмотров страниц достигло 538 млн, а уже в апреле 2019-го этот показатель снизился до 376 млн.
На фоне снижения интереса к площадке после запрета откровенного контента, компания Verizon, которая в 2016-ом приобрела Yahoo! за $4,8 млрд, начала искать покупателя для Tumblr. В самой компании этого не подтверждают, но изданию The Wall Street Journal удалось поговорить с несколькими сотрудниками компании.
Сразу же после выхода новости, о своем желании приобрести Tumblr сообщила компания Pornhub. Информацию они подтвердили BuzzFeed News, назвав намерения серьезными. Если сделка состоится, взрослый контент на площадку вернут, сообщил представитель Pornhub. В компании Verizon предложение Pornhub комментировать не стали. Есть ли еще претенденты на покупку Tumblr – не сообщается.