Как IT-подход помог нам построить спорт-клуб Smartass — колонка Дмитрия Дубилета

9409
4

В феврале Дмитрий Дубилет вместе с женой и партнерами запустил в Киеве спортивный клуб нового формата - Smartass. На запуск проекта, в который инвестировали 30 млн грн, ушло 8 месяцев. Первые месяцы клуб работал в режиме беты - традиционном для технологических проектов, но не вполне привычном для офлайн-бизнеса. Это и не удивительно: всю свою карьеру Дубилет занимался именно развитием IT-компаний. В своей колонке для AIN.UA он рассказал, как использовал принципы построения IT-проектов для запуска и развития клуба.

В прошлом году мы вместе женой Катей по работе часто бывали в Лондоне. Там мы открыли для себя клубы нового поколения, благодаря которым прям влюбились в фитнес. Главная особенность этих клубов состоит в том, что они вывели групповые тренировки на какой-то космический уровень, благодаря чему ты идешь на каждую тренировку, как на праздник.

Тут и далее — фото автора.

Катя зажглась идеей открыть похожий клуб в Киеве. Так родилась идея создания Smartass (с английского переводится, как «умник»). В нашем клубе работает 5 фитнес-студий, ресторан, коворкинг для членов клуба и салон красоты. Для меня, как айтишника, это совершенно новый опыт.

Айтишные принципы

Smartass — это мой первый «осязаемый» бизнес. До этого вся моя работа так или иначе была связана с айти и виртуальными услугами. А тут неожиданно появилось место, где можно встречаться с клиентами, получать от них отзывы… Непередаваемые чувства!

Впрочем, и здесь у меня постоянно возникают айтишные аналогии. В клубе мы так же работаем по спринтам. Как и приложение monobank, мы регулярно выпускаем новые версии спортивного клуба. Какие-то — планово (новое расписание тренировок), какие-то — патчами (срочно исправить музыку в студии 4!). Мы ведем работу над интерфейсами (передвиньте этот стол туда). Некоторые работы требуют доработок в бекенде (засорился сток в душевых). Мы наблюдаем за пользователями и следим за юзабилити (гантели логичней положить рядом с гирями).

Стоит ли говорить, что мы придерживаемся принципов agile. Если это только не душевые, где водопадная модель смотрится уместнее.

Режим beta

Один из подходов, который мы взяли из айтишного мира — это бета-режим. Перед тем, как запуститься, мы торжественно прикрепили надпись beta к нашей вывеске.

Здесь можно справедливо заметить, что в тестовом режиме для любого бизнеса нет ничего нового. Но, согласитесь, beta звучит лучше.

Beta — это больше, чем просто буквы. Здесь мы многое взяли из опыта monobank. Бета-пользователи mono — это одна из самых больших ценностей банка. Они получают от нас ранние версии приложений, помогают отлавливать баги и, главное, постоянно делятся своими идеями о продукте.

Также, как и в monobank, бета-пользователей мы привлекали через социальные сети. За месяц до открытия мы предложили купить безлимитный пакет (сейчас в свободном доступе безлимитов нет). На это предложение откликнулось около 250 человек и купило безлимитов на 1,5 млн грн.

Сейчас у нас действует закрытая Facebook-группа для бета-клиентов, в которой мы обсуждаем новые сервисы, сообща тестируем новые фичи сайта и приложения и вообще душевно общаемся. Раз в месяц мы проводим с ними закрытые вечеринки.

Недавно мы как раз вышли из бета-режима, но, как и в monobank, хотим сохранить особые отношения с нашими бета-клиентами на постоянной основе.

Сейчас в клубе зарегистрировано 3400 клиентов.

Разработка софта

Сначала я и подумать не мог, что для запуска клуба понадобится разработать так много софта. Начальные требования к продукту вроде были несложные. В спортивной части — дать возможность покупать занятия и бронировать классы. В ресторане — просматривать меню. Ничего не предвещало беды.

Но чем больше я погружался в проект, тем больше разрастались аппетиты. Я наблюдал за пользователями и не мог простить себе их лишние клики. В погоне за юзабилити пришлось пересмотреть дизайн всех ключевых страниц. Увидев, как клиенты теряются в воронке, нам пришлось переделать флоу регистрации (в monobank, кстати, было то же самое).

Большинство доработок имеют прямой экономический смысл. Впрочем, некоторые делаются чисто из «любви к искусству».

Своя разработка vs покупка чужого ПО

Первым вопросом, на который нужно было себе ответить, разрабатываем ли мы софт с нуля или покупаем что-то готовое.

В мире есть несколько компаний, которые предлагают спортивным клубам полочные продукты (ими, например, пользуются все мои любимые фитнес-студии Лондона). Однако, изучив их предложения, мы пришли к выводу, что это окажется и дороже и, главное, менее гибко.

Покупать сторонние IT-продукты у нас не получалось ни в «ПриватБанке», ни в monobank. Вот и в Smartass не получилось.

С ресторанной ERP-системой все оказалось проще. В этих системах столько всего наворочено  — от коммуникаций между рестораном и кухней до ведения складских запасов — что о собственной разработке не могло быть и речи. Одним из требований к такой системе было наличие вменяемого API. По этому критерию самая распространенная в Украине R-keeper была исключена сразу. А в финале между Joinposter и «Айко» с небольшим перевесом выиграли вторые.

Само собой, в проекте мы используем много других сторонних решений. Например, Mailchimp и Mandrill для CRM, Asana для ведения проектов и т.д.

Спортивный блок: эквайринг, кросс-сел и Instagram

Одной из фишек нашего спорт-клуба является то, что у нас нет абонементов. Гости могут покупать разовые занятия прямо на сайте. Такая модель принята в Лондоне, она позволяет пользоваться услугами клуба без долгосрочных «комитментов» (одна тренировка стоит от 280 грн). С такой бизнес-моделью мы не могли себе позволить, чтобы оплата занятий происходила только на рецепции, как в других клубах. Она должна была происходить прямо на сайте, причем должна быть smooooooth.

Сначала мы прикрутили к сайту интернет-эквайринг от Portmone. Хороший продукт, но потом нам, как обычно, захотелось чуть больше гибкости, и мы решили использовать эквайринг от monobank, который, возможно, мы скоро запустим для внешних клиентов.

Можно привести много примеров того, где нам понадобилась гибкость в разработке. Один пример — это кросс-сел. На сайте мы даем возможность не просто бронировать классы, но и тут же предзаказывать протеиновые коктейли или еду в ресторане. Этой опцией сейчас пользуется около 20% клиентов.

Другой пример: социальная составляющая нашего клуба. Клиенты могут сделать информацию о том, какие занятия они посещают, публичной, привязав к своему профилю свой Instagram (этой опцией пользуется где-то 80% гостей). В отличие от кросс-села, прямого дохода от этой фишки у нас нет, но зато здорово строит комьюнити.

Оплата ресторанного счета. Сбылась мечта!

Еще когда мы работали в «ПриватБанке», у нас была мечта что-то сделать с невыносимым процессом оплаты счета в ресторанах. Пока тебе принесут счет, POS-терминал, пока разберешься с чаевыми. Мы готовились к запуску сервиса на основе «Приват24», которая бы радикально упростила этот процесс, пока вдруг не произошла национализация.

И вот, в ресторане Smartass мы, наконец, смогли реализовать нашу давнюю мечту. Наши гости могут в любой момент ввести номер своего столика в приложении, просмотреть чек и оплатить его (вместе с чаевыми) в пару нажатий.

Сейчас через приложение без участия официанта расплачивается около 30% клиентов.

Дискотека на тренировках

Наши занятия проходят в атмосфере, похожей на ночной клуб. В студиях играет громкая музыка, включаются разные режимы освещения — и управляет всем этим тренер. Для этого нам пришлось вместе с украинской компанией Smarttrend разработать особое приложение, которое выводится на планшеты и смартфоны тренеров. В разработке мы использовали платформу Creston.

Первые несколько недель работы клуба были сплошным кошмаром. Система постоянно выходила из строя, сбивая ритм тренировок. К счастью, наши бета-гости относились к этому с пониманием, а мы в конце концов побороли сбои, а также разработали бекап-планы.

Еще одной непростой задачей оказалась настройка вентиляции. Я иногда грешным делом думаю, не параметризировать ли мне эти настройки через какой-нибудь IFTTT, отправляя на вход информацию о температуре и количестве записавшихся клиентов на занятие. Но пока что, к счастью, сдерживаюсь 🙂

IT — это важно

В ходе работы над Smartass я в очередной раз убедился в том, что IT — это важно для любого вида деятельности. Мне сложно оценить, сколько бы проиграл Smartass, если бы у нашей команды не было любви к IT, но, уверен, что немало. Неважно, занимаетесь ли вы банкингом, агробизнесом или политикой, правильные технологии сделают ваш бизнес эффективней, а ваших клиентов — более довольными. 

Автор: Дмитрий Дубилет, сооснователь Fintech Band.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

  • Еще раз убеждаюсь что реальный бизнес намного хуже интернет бизнеса…
    А запускать бизнес рассчитаный на клиента готового отдать больше 300 грн за занятие в стране где народ нищает не слишком умная идея.. В такой стране работает
    либо бизнес ориентированный на ПРЕМИУМ/ЛЮКСОВЫЙ сегмент либо маштабный бизнес с большими оборотами рассчитанный на самых бедных…
    Так как экономика совсем не сходиться:
    Инвестиции: 30 млн грн
    5 залов на 10 человек — соответсвенно максимум 50 человек при 100% загрузке за одно занятие.
    150 чел — возьмем как среднее количество человек в день ( конечно же обычно будут занятия утром и днем на которых будет приходить 10% клиентов )
    42,000 грн — средняя выручка в день
    1,260,000 грн — выручка в МЕСЯЦ. (учитывая 250 человек безлимитчиков которые занимают места в залах в течении месяца и больше не приносят дохода после одноразового платежа)
    10 тренеров уборка и сопутсвующий персонал , тоесть приблизительно
    20 человек персонала с средней зарплатой 20,000 грн
    400,000 грн — зарплатный фонд
    100,000 грн — аренда и оплата комунальных расходов
    В ОСТАТКЕ ПРИБЫЛЬ:
    760,000 грн в МЕСЯЦ = 1,260,000 — 500,000
    Тоесть при ОПТИМИСТИЧЕСКОМ сценарии только 4 года нужно чтобы вернуть вложенные 30 млн и это не считая дополнительных расходов на разработчиков и поддержку своего софта, ресторан и сопутсвующих бизнесов, которые не принесут больше 20% дохода… а 4 года это большой срок даже для президента, когда все в стране может измениться…
    ВЫВОД: СКОРО ДУБИЛЕТ БУДЕТ ПРОДАВАТЬ ФРАНШИЗУ 🙂

    • А продажа франшизы это не бизнес? Не реальный бизнес? Понятное дело что вложив силы в разработку софта, программ — держать все при себе не имеет смысла! Я уверен что в первый месяц очередь будет больше чем чем могут вместить залы и медленно развиваться — значит заставить двигаться конкурентов (плагиатить), а продажа франшизы — это не только прибыль но и вытеснение конкурентов.
      Хотя странное заявление вообще, на Пхукете очень четко выражена эта пропасть между нишами для бедных и богатых, средний сегмент не представлен вообще) Начиная от техники, заканчивая продуктами.
      Но меня не сколько Дубилет и его спортзал беспокоит, а вопрос о том: спидботы быстрее окупаются чем 4 года? с учетом того что нужно какую то часть наверняка башлять местным)

      • Так я не против ФРАНШИЗ от компаний которые десятки лет на рынке с кучей своих точек.. Но я не в восторге от бизнеса , который через год работы уже будет продавать франшизу..
        Так на Пхукете работают законы рынка.. сколько туристов среднего сегмента, столько и продуктов для них… Здесь толпы пакетников или китайцев, и немного ребят готовых платить за виллу или яхту..
        А спидбоуты не советую покупать в таиланде… есть намного лучше варианты и кстати один из них моя компания, которую сейчас планирую продавать, но только толковому покупателю, за которого не будет стыдно перед новыми клиентами …

  • Діма, дякую, що поділилися досвідом! Дуже цікавий кейс, як з точки зору комунікації, так і ведення бізенсу. Підкажіть, будь ласка, чи сервіс, що допомагає розраховуватися без офіціанта доступний для інших? Чи це суто ваш внутрішній продукт?

Поиск