Откуда ты? Где учился и с чего начал карьеру?

Я из города Днепра на Днепре. Закончил истфак местного университета. После этого с 2007 по 2015 год работал журналистом, писал про видеоигры в ITC и несколько российских журналов.

Попутно начал заниматься дизайном. С 2004 по 2010 работал в американском стартапе, делая сайты и логотипы для инвестиционных компаний из Флориды. Там же начал кодить. Потом ушел на фриланс, писал в журналы и на сайты вроде Kanobu. В 2011 году переехал в Новую Зеландию.

Что это был за стартап?

Open Tick. Скоро выходит фильм с Джесси Айзенбергом, про пацанов, которые пытались заработать миллиарды, получая данные с бирж чуть быстрее всех остальных. Open Tick примерно этим и занимался.

Я работал удаленно. Лет десять, до самого переезда в Новую Зеландию, у меня обычно было по три работы: с утра статьи, вечером дизайны. У стартапа был украинский офис девелоперов. Но основатель сидел в США и особо не волновался, не замечая меня на рабочем месте.

У основателя, Ноя Лецке, было что-то около двадцати бизнесов. Я прыгал с проекта на проект. В какой-то момент были даже электрические машины, клоны Ariel Atom.

Зачем начал кодить, что и на чем писал?

Начал очень типично для дизайнера, с того, что согласился нарезать для команды веб-сайтик в HTML. Порог входа во фронт-энд всегда был крохотный — что сейчас, что пятнадцать лет назад. Затем CSS, jQuery, стандартный набор.

Когда и при каких обстоятельствах перебрался в Новую Зеландию?

Все началось с того, что мою жену позвали делать докторат в университете Окланда. Мы переехали в 2011 году и это сразу поставило несколько вопросов. Обе мои карьеры зашли в тупик, я достиг какого-то уровня денег и профессионализма и уперся в потолок.

Стоял выбор: либо еще десять лет месить пиксели (и слова) за зарплату нижнего среднего класса, либо попробовать что-то еще.

Сначала я двинул журналистскую карьеру и ушел в пиар. Работал в немецкой Daedalic, с их квестами. Но пиар это странная работа: ты пишешь письма и сидишь в экселе. Мне начало казаться, что я удаленно превращаюсь в офисный фикус. В ответ, я подучил JavaScript и нашел работу программистом.

Спустя примерно полтора года моих знаний начало хватать, чтобы делать приложения на JavaScript и понеслось. Я поработал в диджитал-студии Стаса Кулеша (многие знают его, как главного новозеландского блогера), где получилось поделать стартапы: Karmabot и Buddybid, например.

Потом я переехал из Окланда в Веллингтон, где нанялся в одну из главных новозеландских веб-компаний Metservice. А сейчас я работаю в нон-профите, который помогает новозеландским студентам искать работу.

Смотреть коллекцию вакансий ?Релокация на AIN.UA

Насколько строго в стране с иммиграционной политикой?

Довольно долгое время в Новой Зеландии работал иммиграционный эскалатор. Люди приезжали получать образование, это давало визы и возможность найти работу, а с дипломом многие проходили критерий для вида на жительство.

К сожалению, в стране всего один большой (и относительно теплый) город — Окланд. Поэтому все оставались там и в какой-то момент его инфраструктура сломалась. Окланд превратился в дорогой, забитый машинами мегаполис.

Новозеландцы взвыли и ужесточили правила для иммиграции. Тем не менее, вид на жительство по-прежнему дают хорошим специалистам: надо только знать язык, иметь опыт работы и, желательно, девушку или парня-партнера.

Проблем с бюрократией, если понимать, как она работает, здесь особых нет. Если ваши документы подходят критериям правительства, все будет в порядке.

Чтобы понимать, что подходит, а что нет, стоит пообщаться со специалистом, местным советником по миграции.

Вы с женой планируете здесь оставаться? Получать вид на жительство, гражданство?

Мы успели развестись! Но да, планируем. Вид на жительство получили три год назад. Гражданство тоже в планах. Это не слишком богатая, но хорошая страна. Тут друзья, сообщество, плюс, кажется, мы для нее довольно важны, как бодрые опытные специалисты.

После чего решил, что карьера зашла в тупик и нужно все менять?

Наверное после того, как посмотрел цены на дома.

Средняя новозеландская зарплата — 23 000 американских долларов в год. Можно зарабатывать такие деньги и быть частью среднего класса.

Но у иммигранта ситуация сложнее, чем у жителя — нет родителей, у которых можно унаследовать дом. Нет наработанной денежной подушки, инвестиций и так далее. Средняя цена на дом в Окланде сейчас $560 000. Если лентяйничать, то умрешь в приюте.

Насколько вырос твой доход после перехода в IT и программирование? Какие средние зарплаты в этой сфере?

Раза в четыре. IT — отличный способ строить карьеру, по сравнению с остальной страной мы получаем хорошие суммы, а главное — есть куда расти.

Если обычный специалист по продажам сидит в своем кресле двадцать лет, программист меняет компании и растет до сениора, ему пишут рекрутеры, ему выдают команды. Например, на этой неделе со мной связался человек, технический партнер которого переехал на другой остров. Этот CEO искал, кому бы поручить свою студию.

Зарплаты по сравнению с США и Австралией ниже, но хватает. За год в зависимости от типа контракта (на временном платят больше) программист может заработать от $60 000 до $80 000 американских.

А сколько стоит жизнь в Новой Зеландии?

Зависит от кучи обстоятельств. Тут почти нет квартирных домов, обычно снимают большой дом с флэтмейтами. Если хочется жить отдельно, да еще и партнера нет, около $12 000 будет уходить только на аренду.

Я бы сказал, стартовая зарплата, где сложно откладывать, но уже можешь делать, что хочешь — от $30 000 в год.

Ты упоминал покупку недвижимости. Выходит, планируешь здесь осесть?

Не знаю пока. Я переехал в Веллингтон из Окланда, чтобы катать тут на горном велосипеде, это один из лучших городов для этого в мире.

Самый лучший — в Канаде, так что может со временем заеду туда. Кроме того, сейчас существует экосистема удаленной работы, очень крутые инженеры могут жить на Бали и вести калифорнийский стартап.

Это следующая цель, после получения гражданства. Но со временем я, конечно, вернусь назад. Новая Зеландия — дом, тут уютно.

Велосипед действительно главная причина переезда?

Одна из главных. Веллингтон, к тому же, чувствуется, как европейский город. Тут другая атмосфера. Например, можно весь вечер торчать в центре, передвигаясь из бара в бар, а потом пешком дойти домой.

В Окланде для этого нужен трезвый водитель. Кроме того, Южный остров ближе, там самые главные приключения (альпинизм, скалолазание, походы) в стране.

Расскажи о стране: какие твои главные наблюдения за 8 лет жизни?

В Новой Зеландии своя атмосфера. Во-первых, киви — дружелюбные, позитивные пацаны, с культурой, которая поощряет независимость и умение полагаться на свои силы. Во-вторых, с потоком мигрантов тут сложилось интернациональное сообщество.

Например, наши поездки на горных велосипедах включают пару из Голландии, немца, британца, чеха.

Получилось почти что общество мечты, как у Стругацких. Неважно, откуда ты, важно насколько ты крут.

Все это интересно смешало в обществе традиционность и мобильность. С одной стороны, все всех знают, пары обычно женятся навсегда, бизнес-контракты через знакомства. С другой, можно переехать куда угодно и тебя там примут. Клубы по интересам, общие друзья. Во-многом, так вышло потому, что в Новой Зеландии один из самых низких уровней преступности. Это безопасное общество, люди друг другу доверяют.

Климат, кстати, не страшный. Все представляют Новую Зеландию, как тропический остров, но это скорее страна вечной свежести. В течение года температура в Окланде меняется от +14 °C до +24 °C. Бурь нет, только в августе пятнадцать дней идут дожди.

Города все разные, главных три. Окланд — пять городов поменьше, слившихся друг в друга. Бесконечный пригород, холмы, постоянные пробки.

Веллингтон — культурная столица, вжатая между холмов на крохотной территории и поэтому плотность застройки ближе к европейской. Душевный, красивый, везде можно пешком дойти.

Крайстчерч — на Южном острове. Близко к горам, которые все видели на картинках, но восемь лет назад его снесло землетрясением и теперь тут только люди, которые не смогли или были слишком упрямы, чтобы уехать.

Главное преимущество и недостаток жизни в Новой Зеландии?

Это страна с приятным уровнем свободы и избытком возможностей. Можно выучиться на этнографа и провести десять лет в деревне, записывая маорийские сказки. Можно купить фургон, жить в нем и серфить год или два. Можно запустить свою компанию, сделать видеоигру, как авторы Ashen.

Главный недостаток? Наверное, отчужденность. Мигрант всегда отказывается от своей родины, чтобы чувствовать себя, как чуть ошалевший сурок в другой стране. Будущее неясно, поспать на кушетке не у кого.

Насколько хорошо ты акклиматизировался в новом обществе?

Первые несколько лет были сложными, но потом я на год поселился в большом доме с кучей иностранных флетмейтов и начал ездить по стране. Сейчас я понимаю язык, у меня есть друзья во всех больших городах, у которых можно остановиться.

Я организовал несколько сообществ по интересам, вроде велосипедной группы. Сейчас мне очень легко найти общий язык с киви, пара моих девушек даже были местными.

Какая здесь рабочая культура: нужно вкалывать или можно расслабиться?

Это очень расслабленная страна. Некоторые приезжие, особенно из тихоокеанской Азии, даже офигевают. Киви работают очень ненапряжно и даже не спеша. При этом у каждого голова прошита персональной ответственностью и все всех знают. Выходит, что подставлять людей просто нельзя.

Получается необычно. С одной стороны, ты не указываешь человеку, что и как ему делать, он в любом случае выполнит. С другой, любая задача займет в два раза больше времени, чем должна.

Отдельно добавлю про IT, тут своя свобода, некоторые компании разрешают часть недели работать из дома, в правительстве стандартно сидят в офисе по 7,5 часов в день.

Посоветуешь перебираться в Новую Зеландию? Если речь об IT — что здесь наиболее востребовано?

В Новой Зеландии хорошо. Тут есть маленькое и дружелюбное украинское комьюнити, а еще не хватает специалистов. В IT больше всего проектов на C#, потом Java и PHP. Нужны профессионалы по базам данных, сетям, безопасности и так далее. Есть свои офисы у Microsoft и Amazon.

Как дела с игровой индустрией?

Тут есть свою комьюнити инди-разработчиков, человек наверное 100. У нескольких есть опубликованные игры в Steam. Но большинство из них — студенты без надежды серьезно заработать.

В бизнесе команды три. Был офис Gameloft, плюс оригинальный автор DayZ — новозеландский спецназовец, а еще совсем маленькая команда из пригорода Веллингтона сделала и успешно запустила Ashen. Так что дефицита кадров, в общем, нет, работать по сути негде.

Расскажи про свои контент-проекты: ты вел YouTube-канал, создавал 3droid.com и Gameplay.ua. Почему решил их не развивать?

Мы начали Gameplay.com.ua лет 12 назад. Это был такой коллективный блог про игры, который наделал определенного шума и, кажется, вообще запустил моду на гик-коллективные блоги. 3droid.com был попыткой повторить тоже самое в поп-культуре. Оба закрылись, потому что не приносили денег, а основатели разъехались кто куда.

Сергей Галенкин, который придумал Gameplay, делает магазин Epic Games в Штатах. У меня сложилась похожая ситуация. После пары лет в Новой Зеландии мне пришлось выбирать, либо я пишу новости про поп-медиа и живу в конуре, либо — испанские стартапы и вид на море каждое утро.

Выбор, наверное, несложный, но есть еще один нюанс. Невозможно делать одно и то же 10 лет и чувствовать себя хорошо. В какой-то момент писать блог про «Звездные войны» стало просто мучительно. В интернете и так много мнений, он забит ими, как океан пластиком. Добавляя туда свое, чувствуешь себя, как мудак.

По похожей причине я приостановил YouTube-канал: мало денег и устал от своего голоса немного.

Какое у тебя впечатление сложилось от работы в игровой журналистике? Это живая ниша, стоит ли туда соваться?

У бизнеса распределения информации всегда будет будущее. Только оно меняется быстрее, чем условные игрожуры-профессионалы успевают бежать. Сначала все писали рецензии, потом тексты с персональным мнением, потом делали видеоконтент, а сейчас стримят и бухтят на фоне (и подкасты).

Новые форматы быстро подхватывают новые имена. Старый игрожур как таковой исчез, но игрожур везде — каждый школьник может быть игрожуром.

Поэтому интересно смотреть, как взрослеют и меняются люди, которые начинали это в 00-х. В русскоязычном сегменте есть чуваки, которым лет по сорок. Они до сих каждый день генерят игрожурский контент. У них есть имя, публика, но карьера уже больше похожа на историю психической болезни. Такой динозавр просыпается и пытается залезть в Uber.

По собственному опыту, многие уходят в пиар — там много хороших людей. Но самые лучшие из них уже давно или делают игры, или возятся с медиа-проектами. Чуть ли не половина в Wargaming.

Напоследок, твои планы на будущее?

Давно планирую уехать в Южную Америку. Там хорошие условия для экстремального спорта, то есть можно заниматься скалолазанием, катать горный велосипед и серфить.

Подумываю купить фургон и ездить между Аргентиной и Чили несколько лет, пока фургон не украдут. Заодно попробую доделать и запустить несколько маленьких онлайн-проектов (но ничего связанного с игрожуром или гик-медиа, к счастью).