Расскажите о себе: где родились, учились, когда переехали из Украины и почему, где живете сейчас.
Я родился в городе Нежин. Отец собрал первый компьютер, когда мне было 6 лет, поэтому еще в школе я увлекся программированием. Учился в КПИ, а в 2012 году уехал жить в Сингапур. В то время мне хотелось сфокусироваться на развитии Ahrefs, и Сингапур подкупал своими рейтингами по простоте ведения бизнеса. Я был несколько дней в Сингапуре в одном из своих путешествий по Азии, поэтому более-менее знал, чего ожидать.
Как развивалась карьера? Как возникла идея создания Ahrefs?
Я начинал с работы разработчиком на C# и PHP в студии дизайна веб-сайтов в Киеве, потом фрилансил какое-то время на компанию в США программистом и менеджером проекта, потом был предпринимателем.
Меня давно интересовал поиск. Свой первый интернет-проект я запустил в школе – и это был поисковик документации (по языкам программирования, сетям, базам данных, и т.п.). Я даже получал на него какой-то поисковый трафик и начал зарабатывать на продаже книг, пока что-то не случилось с сервером и все мои наработки не были потеряны (школьников тогда еще не учили делать бэкапы, надеюсь сейчас ситуация изменилась).
Почти спустя десять лет, уже после университета, я вернулся к этой задаче с идеей сделать поиск PDF-документов. Нам нужно было как-то находить файлы для индексирования. Так родилась идея запустить веб-краулер.
Что такое Ahrefs, чем он отличается от похожих сервисов? Какая у него бизнес-модель? Какие тарифы?
Ahrefs – это SaaS-проект, который помогает людям, работающим в интернет-маркетинге, получать больше трафика из поисковых систем. Сейчас это набор инструментов, который помогает вам на каждом этапе от подбора ключевых слов до анализа результатов.
Нашим основным конкурентным преимуществом с самого начала было качество данных. Что бы мы не делали – будь-то индекс ссылок или ключевых слов, или инструмент для поиска ошибок на сайте – мы прикладываем все усилия, чтобы это был лучший индекс или инструмент на рынке.
Наш минимальный тариф сейчас – $99 в месяц.
Расскажите кратко историю компании. Были партнеры или вы все делали самостоятельно?
У меня была команда, но не было партнеров. Я брал на себя все риски и реинвестировал свои деньги, начиная с того времени, когда я еще работал удаленно и моей зарплаты хватало на скромную жизнь и оплату фрилансерам, которые работали над моими идеями проектов. Так постепенно я двигался от простых проектов к более сложным, собирая команду.
В 2010 году мы начали работать над системой, которая бы краулила и индексировала веб, к тому моменту со мной уже работал Игорь Пиковец, с которым мы учились в одной группе в университете. Он смог убедить меня сделать ставку на OСaml, что во многом определило наш успех в последующие годы.
Где-то через год после начала работы над проектом мы уже запустили платный сервис на базе индекса ссылок.
Назовите актуальные цифры по Ahrefs на сегодня? Количество ссылок и проиндексированных страниц в базе? Я читала, что ваш поисковый робот по активности занимает второе место после Google 🙂
Сейчас у нас в индексе почти 300 млрд страниц, и в день мы обновляем примерно 8 млрд – это примерно 100 000 каждую секунду. И, что важно, мы отображаем новые ссылки для наших пользователей в течение 20 минут после того, как их нашел AhrefsBot – что на самом деле не очень простая задача.
Сколько вложили в Ahrefs? Инвесторов не привлекали? Окупились ли уже вложения?
Проект быстро начал окупать себя. Было много интереса со стороны инвесторов, но я не торопился с ростом и отклонял все предложения об инвестициях, предпочитая фокусироваться на разработке продукта.
Изначальные затраты были около $400 000, в основном на разработку и сервера.
Можете рассказать, как развивали Ahrefs от нуля и до точки безубыточности? Как привлекали первых клиентов – что для этого делали?
У нас были уникальные данные, которые нужны SEO-специалистам. И хотя были конкуренты, но они обновляли свой индекс раз в месяц или реже, а мы каждые 15 минут. Это было серьезным конкурентным преимуществом и помогло нам раскрутиться с помощью сарафанного радио.
Нам нужно было только получить первых клиентов, и мы получили их, разместив объявления на SEO форумах, но могли получить, купив рекламу или став спонсорами конференций в нашей нише – это было не столь важно.
Нам удалось создать продукт, который на первых этапах раскручивал сам себя. В первые годы у нас весь фокус был на продукте и мы развивались без маркетинг команды. Команды продаж у нас нет и по сей день.
Есть ли у вас «флагманские» клиенты – какие-то крупные агентства или компании?
Мы не выделяем особенных клиентов (все могут рассчитывать на внимательный и грамотный саппорт, все получают одни и те же данные с одинаковой скоростью в рамках своей подписки). Но среди больше 25 000 клиентов на сегодня – есть крупные интернет-магазины, банки, авиакомпании, известные бренды. Ahrefs используют все.
Сколько сегодня человек в команде? Сколько из них украинцы? Как много людей работают в офисе, и сколько – удаленно?
Сейчас нас около 45 человек родом из более чем десятка стран. Украинцев около пятнадцати человек, еще почти половина может говорить на русском, но официальный язык общения английский.
Основной офис в Сингапуре и там работает 20 человек. Остальные работают удаленно. Раньше был еще офис в Сан-Франциско, но нам там не понравилось.
Почему? Можете сравнить экосистемы Долины и Сингапура – что не нравится в первой и что нравится во втором?
Это был вопрос личных предпочтений. После упорядоченного и чистого Сингапура Сан-Франциско показался менее удобным. К тому же, несмотря на то, что многие всемирно известные стартапы (которые на самом деле меняют уклады жизни многих людей) основаны в Долине – публичная инфраструктура в Сан-Франциско производит достаточно унылое, а местами и ужасающее впечатление по сравнению с современными городами.
Еще мы рассчитывали, что в Долине будет проще найти специалистов, которые нам нужны, но это оказалось не совсем так – сказывается в первую очередь сильная конкуренция за людей со стороны гигантов индустрии.
По всей видимости в Сан-Франциско имеет смысл базироваться, если конечная цель состоит в привлечении инвестиций, но это не наш случай.
Назовите оценку компании и/или ее оборот за период.
Мы не раскрываем оборот. Могу только сказать что в 2018 году мы прошли отметку в $40 млн ARR.
Вы заявили о работе над поисковой системой и планах конкурировать с Google. Уже занимаетесь этим проектом или пока только в планах? На какой он стадии сейчас?
Мы занимаемся проектом и собираем сильную команду под этот проект. Есть люди с большим опытом работы с поиском, которые по каким-то причинам не хотят работать в Google. Возможно они поддерживают нашу идею о том, что поиск должен работать как инфраструктура интернета, и согласны что распределять прибыль от рекламы между авторами контента было бы более справедливо по сравнению с текущей ситуацией. Мы приглашаем таких людей к себе.
Кроме того, у моей команды уже 9 лет опыта в краулинге и индексации данных. Конечно, проект очень сложный и со многими неизвестными, но мы приложим все усилия, чтобы он оказался успешным.
Как возникла идея создать альтернативную поисковую систему? И если она будет конфиденциальная, то сможет ли конкурировать с Google по релевантности поисковых результатов?
Как я говорил, меня давно интересует поиск. Раньше мне казалось, что Google отлично делает свою работу и нам нечего предложить.
Потом, наблюдая как новостные агентства добавляют paywalls, чтобы держаться на плаву, или Wikipedia размещает огромный баннер каждый год, чтобы собрать деньги на инфраструктуру, я увидел, что есть возможность создать более дешевую альтернативу Google. Поиск от Google обходится сейчас в $100 млрд в год.
Но как можно сделать что-то дешевле, чем бесплатный поиск? Я думаю, что распределение прибыли от рекламы между поисковиком и авторами контента – это способ сделать интернет немного более справедливым и поддержать тех, кто создает качественный контент.
Что касается конфиденциальности – опыт duckduckgo показывает, что можно показывать релевантную рекламу на базе только поискового запроса, не обязательно накапливать информацию о пользователях.
Что касается вложений – столько, сколько понадобится. Почти все наработки для поисковой системы мы будем использовать для развития Ahrefs, поэтому риск для нас довольно низкий.
Когда по вашим расчетам сможете запустить проект? На какой стадии он находится сегодня?
Будет сильно зависеть от того, как быстро и кого мы сможем привлечь к себе в команду. Мы не просто так сделали этот анонс – мы хотим усилить команду. У нас большой опыт в краулинге и индексировании ссылок, но теперь нам нужны люди с опытом работы с текстом.