Один из докладов на iForum-2019 был посвящен тому, как развивалась порноиндустрия в разрезе технологий. По словам Виталия Бар Коэна из IML Group, адалт-индустрия всегда адаптировала технологии на самых ранних стадиях, умея зарабатывать на этом деньги и таким образом, стимулируя их дальнейшее развитие. Редактор AIN.UA собрала основные тезисы его выступления.

Здесь и далее – фото Ольги Закревской

В чем уникальность адалта? Он никогда не придумывал технологии. Но у него есть свойство: брать существующие технологии прямо на стадии ранней разработки и монетизировать их. Причем эта индустрия обращается к ним в самом начале, когда они еще не до конца развиты, не до конца доделаны. Адалт умеет делать деньги на всем.

С чего все начиналось?

Была сеть Usernet. Туда можно было загружать файлы, в том числе – фотографии. Туда сканировали и загружали многие адалт-журналы, в том числе — Penthouse, PlayBoy. Уже тогда придумали, как на этом делать деньги, прикрутили платежку, юзеры могли оплачивать контент через телефон: звонить на определенный номер, платить за контент и скачивать его себе. Говорят, в Usernet в основном был адалт, на так называемых bulletin boards, его было много, он был без копирайта, поэтому со временем всех засудили и закрыли.

Потом появился WWW. Появился HTML, поисковики, первые браузеры и у адалта опять дела пошли хорошо. Появились первые сайты с платными порнокартинками. Сначала за такой контент также платили через телефоны, потом появился протокол SSL и можно было прикручивать платежку через онлайн-форму. Качать и грузить видео на том интернете было сложно. Это и привело к еще одному толчку в развитии интернет-технологий: спрос был, но скорости не хватало.

Кстати, когда не было даже пиксельной графики, существовало интересное явление: ASCII-порно. Картинка создавалась с помощью различных символов. Такое порно тоже делали, его тоже скачивали, за него тоже платили.

Обороты и трафик в адалте

Адалтом двигают деньги. Именно поэтому он отрабатывает все новые технологии. Вас всех интересуют обороты, суммы, цифры. Но точный оборот адалта никому не известен. Публичных компаний нет, а частные компании этой информацией не делятся. Если строить догадки: это десятки миллиардов долларов в год. Трафик адалт-сайтов за последние три месяца по SimilarWeb составил 3 млрд посетителей.

Дело в том, что мейнстрим никогда не любил адалт и нам там продвигаться очень сложно. Поэтому основной трафик идет по внутренней схеме: люди просто ищут адалт-ресурсы в поисковиках, находят бесплатные сайты и уже эти сайты льют трафик со своих площадок на платные сайты. У PornHub в среднем 99 млн посетителей в день. И каждый третий ролик там – это просто тизер для полнометражного 4К-видео на платном ресурсе. Плюс на каждой странице там как минимум по четыре рекламных места, не говоря о прероллах, мидроллах, поп-апах, поп-андерах и т.д. Трафика — огромная масса и весь он идет на платные ресурсы.

На что влияет адалт в интернете? Возьмем платежные модели, тот же вебкам. Это — исполнитель, который транслирует свое шоу, свою условную комнату в прямом эфире, пользователи могут подключаться и расплачиваться за услугу поминутно, давать чаевые и т.д. Вебкам существовал почти с самого начала интернета, и поминутная оплата услуги интернета — это заслуга именно вебкама. Потом ее переняли в другие сервисы. Сейчас в вебкаме можно вносить данные кредитки и расплачиваться буквально посекундно.

Кроме того, адалт сыграл роль в распространении модели подписок, в частности — месячных подписок. В 90-х подписки существовали только на порносайты и на Wall Street Journal.

Адалт и пользовательский контент

Ключевым поворотом для адалта стал Web 2.0 — концепция, где пользователи сами генерируют контент и загружают его в сеть. У адалта всегда был дефицит контента. Люди со своих компьютеров начали грузить в сеть свое домашнее порно на бесплатные ресурсы, и появилось псевдо-любительское порно — со временем на него перешла вся индустрия. Стало понятно, что людям надоели приключения сантехников с гипертрофированными разводными ключами, им хочется каких-то настоящих жизненных сцен. Появились стили создания контента, такие как real porn, gonzo, которые очень просто создавать и продюсировать, они снимаются обычными камерами на плече, почти без освещения, локации очень простые. Это удешевило производство контента в десятки раз, его стало намного больше.

Кроме того, в эпоху Web 2.0 расцвел вебкам, у каждого пользователя появилась возможность стримить прямо из дома. Вебкам до конца 2000-х выросла и создала более 100 000 рабочих мест. Пользователи начали искать контент вебкам-моделей, а не порно-звезд.

Адалт и смартфоны

Адалт тесно связан и с мобильными телефонами. Еще на WAP работала шведская компания, которая запустила первый SMS-сервис по адалту, где пользователи могли переписываться в стиле dirty talk, а на WAP-порталы заливала картинки и видео. Потом мобильные провайдеры ввели age verification. Когда появились смартфоны с камерами и микрофонами, люди стали создавать еще больше контента.

Кроме того, поменялась психология использования адалта. Смартфон небольшой, он всегда с пользователем, его носишь повсюду, даже в туалет, и в него никто не подсматривает. Благодаря смартфонам трафик адалта, который до этого рос ночью и вечером, стал литься на сайты круглосуточно. Это изменило и схему пользования, и доходы, и трафик.

Появились и location based-сервисы, например, свидания для секса: со смартфоном намного проще найти себе пару для свидания рядом с домом.

Адалт и социальные сети

Настоящий game changer для адалта — это социальные сети. Несмотря на то, что порно, адалт, вебкам полностью забанены на Facebook, Instagram, и там нельзя напрямую все это продвигать, сами звезды и таланты этой индустрии там не забанены. Они играют по правилам и у них — десятки миллионов фолловеров. На Twitter адалт не забанен и там таких аккаунтов — около 100 млн. Что это изменило? Социальные сети и фолловеры — это трафик, который до сих пор принадлежал только платформам и сайтам.

Если такая звезда может на Twitter заанонсить свое вебкам-шоу, и даже при 100 000 фолловеров хватит воронку трафика и заработать за одно шоу более $1000. Они используют подобные схемы и это влияет структуру индустрии: power to the people.

Адалт и интернет вещей

Холодильник общается с кофеваркой, машина — со своим гаражом. Но для большинства из нас это пока еще не доступно. А в адалте это уже доступно всем: вы можете зайти на наш сайт, нажать кнопку Vibe, API сайта заговорит со смартфоном вебкам-модели, смартфон заговорит с вибратором модели и включит его на определенное время с определенной мощностью – и за это пользователь заплатит деньги. Это — очень простая реализация интернета вещей, но на этом уже зарабатывают. По этой схеме доходность вебкам-моделей поднимается до 15%.

Адалт и криптовалюты

Кажется, что криптовалюта есть везде. Но что с ее помощью можно делать: переводить с кошелька на кошелек или заниматься торговлей. Пойти купить чашку кофе или бургер за эфир – пока что не так просто. Но на адалт-сайтах уже можно платить за услуги криптой. Мы не только принимаем платежи в крипте, мы криптой расплачиваемся с партнерами.