Владимир Копоть, сооснователь Monitor.Estate, рассказал о пяти уроках, которые он вынес как основатель стартапа после окончания инкубационной программы.

Чуть больше полугода назад мы с моим партнером по проекту Monitor.Estate Александром Радзишевским участвовали в конкурсе Open Data Challenge и в инкубационной программе 1991 open data incubator.

Monitor.Estate — это онлайн-сервис юридической проверки недвижимости. Мы ищем, собираем и анализируем достоверную и объективную информацию на основе открытых данных об объекте недвижимости и связанных с ними лиц: кто участники строительства, было ли их имущество арестовано, были ли они фигурантами судебных разбирательств, что из себя представляет земельный участок, есть ли разрешения у застройщика и многое другое.

После инкубации мы стали победителями конкурса и выиграли приз в размере 500 000 грн. Казалось бы, деньги на развитие или «распитие» есть, можно дальше особо не переживать. Однако, все оказалось не так просто, как хотелось.

Главное – Фокусировка на конкретных задачах

Еще до получения приза живыми деньгами стал вопрос о том, на что их потратить. Идей было много: от шутливых (купить машину и разместить на ней лого Monitor.Estate) до вполне серьезных — на разработку новых функций ресурса.

Это был тот случай, когда деньги были и нужно было правильно распорядиться ими, чтобы был результат. К слову сказать, сумма небольшая по меркам стартапа, но нам должно было хватить вполне, чтобы проверить все свои гипотезы и развиваться дальше.

Мы решили потратить на маркетинг, так как было критично важно привлекать пользователей и показать динамику роста. Опять же: маркетинг может быть разным — от дорогой рекламы на ТВ до точечной в Facebook. Поскольку мы онлайн сервис, решили сфокусироваться на таргетированной рекламе в Facebook и Google.

Но была еще одна задача: повышения доверия пользователей к ресурсу. Мы начали снимать полезные видео от советов юриста при покупке недвижимости до обзоров документов жилых комплексов. Так у нас появился свой YouTube-канал.

Хайп всему голова

Второе с чем мы столкнулись — это хайп, который утихает примерно через полгода. И не только интерес СМИ и общественности как-то растворился, внутри компании также начали звучать вопросы: «Где этот первый заработанный миллион?».

Это меня подтолкнуло на мысль, что задача любого стартапа или готового бизнеса — быть постоянно на слуху. Этот неочевидный бенефит дает топливо, точнее, верный заряд на работу в проекте.

Помню случай, как одно из технологических изданий написало о нас новостную заметку о том, что появилась возможность проверить новостройку не выходя из дома. Сама по себе заметка ничем не примечательная, но вот комментарии под ней «сделали» нам все выходные.

Такого количества пользователей в день у нас не бывало и за месяц. Понятно, что были лестные комментарии, вроде: «Вау, круто, ребята — молодцы!», но были так же лозунги: «Зрада! Это все застройщики снова пытаются развести людей» и тому подобное. Но любая критика, порой даже необоснованная, дает такой толчок в понимании боли человека, что ни одному семинару по привлечению клиентов это не под силу.

Поработав с мнениями, мы пересмотрели концепцию и принялись делать редизайн сайта на основе услышанного и прочитанного. У нас не было в планах переделывать сайт, который изначально делали очень простым для пользователя; мы не собирались тратить на это деньги. В итоге пришлось.

Перфекционизм убивает любые идеи

Как-то один мой знакомый сделал едкое замечание, что он ожидал большего от нашего сервиса — за полгода ничего не поменялось, набор функций остался прежний. Было обидно, но к своей радости мне есть что ему ответить.

Мы можем сделать идеальный отчет, собирать те данные, которые рядовым юристам и не снились, но возвращаться нужно к вопросу, что нужно людям, какая их боль. Мы предпочли сделать минимально допустимый объем данных, на основании которых можно спрогнозировать или констатировать рисковость новостройки или наличия потенциальных проблемы у застройщика.

Наша задача минимум на сейчас — донести как можно большему количеству людей, что проверять застройщика и его объекты строительства можно и нужно, а главное, что делать это очень просто с помощью нашего сервиса.

Сооснователи Monitor.Estate — Владимир Копоть и Александр Радзишевский

Конкуренты или партнеры

Конкуренты также могли поставить крест на нашем проекте. Тягаться с порталами недвижимости, у которых от 2 до 5 млн пользователей в месяц, или крупными юридическими компаниями, которые уже не первый год работают на рынке, молодому стартапу не с руки.

И бюджета в полмиллиона, по маркетинговым расчетам, едва бы хватило на полгода. Тем более, что на эти деньги мы должны были еще открывать другие города и покрывать операционные расходы на поддержку работы сервиса.

В итоге мы пошли другим путем — решили искать партнеров среди конкурентов. Сейчас наши данные интегрированы в несколько существующих проектов, которые предоставляют информацию о новостройках, юридических лицах либо предлагают юридическую поддержку пользователям. Убеждены, что в ближайшем будущем это должно принести результат.

Стартап — спринт или марафон?

Проект после конкурса до сих пор жив и развивается благодаря нашему подходу к нему.

Очень важно для каждого стартапа — это умение команды «играть в долгую». Мы решили, что главное сейчас не оборотные деньги за проданные автоматические отчеты или оказанные юридические консультации, главное — рост компании и узнаваемость бренда.

Да, у нас стоимость юридического отчета невелика по сравнению с ценами на рынке юридических услуг. Но, у нас миссия больше — показать покупателям в новостройках как доступно и быстро проверить свою мечту, на которую они копили годами, и не быть обманутыми непорядочными застройщиками.

Автор: Владимир Копоть, сооснователь Monitor.Estate.