Андрей Криворчук, основатель и руководитель в 4HIRES, написал о том, по какому пути обычно развиваются украинские стартапы, с какими типичными сложностями сталкиваются, и о том, что иногда лучше закрыть проект, чем тянуть его дальше. С разрешения автора редакция AIN.UA публикует материал.


Опыт предпринимательства, как и любой другой опыт — уникальный. Это я к тому, что написанное ниже может идти вразрез с вашим видением реалий. Но это ОК.

За пару последних месяцев мне на глаза попались по меньшей мере четыре не связанных друг с другом украинских проекта, которые практически один в один повторяют историю развития. А она следующая:

  • Собрали команду.
  • Подняли FFF-инвестиции (немного).
  • Построили MVP (с ФОКУСом на внешний рынок).
  • Адски бутстрэппили 1-2 года.
  • Проверили MVP.
  • Дошли до точки БаДЧ (б***ь, а дальше что?).

В итоге все они оказались в ситуации, когда:

  • проект доказал, что способен зарабатывать, но не показал взрывного роста;
  • команда сгорела к чертям, если ей не поднять доход, она разбежится;
  • если команде поднять доход, то проект будет крайне медленно расти;
  • результат вроде есть, но его недостаточно, чтобы попасть в иностранный акселератор;
  • поднять Seed-раунд в стране не получается (по очевидным для всех причинам).

После чего двое признались себе, что «лошадь сдохла», и начали искать новую, а двое — решили таскать «дохлую лошадь» на плече, убеждая себя, клиентов, инвесторов в ее здравии и перспективности.

К чему я это все? К следующему:

1. Фаундеров можно условно и грубо разделить на 2 типа:

  • Те, для кого результат стоит во главе угла предпринимательской деятельности.
  • Те, для кого звание «Предприниматель» /«СЕО»/«Founder» важнее результата.

Каждый второй «молодец», который гордо называет себя серийным предпринимателем и утверждает, что никогда не станет работать на дядю, живет на съемной квартире.

2. В текущей ситуации на глобальном рынке, стать успешными и дойти до экзита имеют шанс два типа компаний:

  • Те, кто привлек инвестиции и может позволить себе расти быстрее конкурентов.
  • Те, кто угадал с продуктом и получил бесплатный драйвер роста (виральность/вирусность).

Каждый второй «молодец», который рассказывает, что смог вырастить бизнес без цента внешних инвестиций, сегодня жалеет о том, что упустил шанс обогнать конкурентов.

3. Для того, чтобы угадать с продуктом вам потребуется создать десятки MVP из говна и палок. Тестирование каждого из которых будет требовать рекламного бюджета. Если у вас нет на это средств или есть только на два MVP и вы считаете, что вам повезет… лучше не начинать.

4. Если вы строите IT-компанию в Украине с фокусом на иностранный рынок и у вас нет средств для продвижения продукта там (через маркетинг/продажи)… лучше не начинать.

5. Если вы строите IT-компанию с фокусом на украинский рынок… лучше не начинать.

Каждый второй «молодец», который рассказывает, что двигать на внешние рынки как можно раньше — это ошибка, сегодня жалеет о том, что упустил шанс занять денежные рынки. И теперь навсегда законсервирован в голожопом СНГ.

6. Бутстрэппинг — это краткосрочная антикризисная мера, которая не может быть операционной стратегией компании. В противном случае, вы потеряете всю команду. И себя.

Каждый второй «молодец», который рассказывает, что бутстрэппинг — благо, забывает, что его компания зафейлилась в том числе из-за того, что фаундер занимался операционной рутиной вместо стратегически важных задач.

7. Упорность и вера в проект — это то, без чего успех невозможен. Однако, в момент, когда упорНОСТЬ перерастает в упорОТОСТЬ (слепую, безосновательную и бесперспективную веру), фаундер начинает тратить свое время, время своей команды и время людей, которые ему поверили зря.

8. Построение говнокомпании и настоящей success story требует совершенно одинаковых интеллектуальных, финансовых и временных ресурсов. Если вы уже который месяц (год) пилите что-то несуразное, стоит понимать, что в это самое время вы могли пилить что-то из ряда вон крутое.

Автор: Андрей Криворчук, основатель CEO at 4HIRES.