16 мая в Киеве прошла ecommerce-конференция Promodo Partners. Редакция AIN.UA приводит ключевые тезисы из доклада Максима Бахматова, который выступал на мероприятии с темой «Если бы сотрудников можно было четвертовать». Все записи выступлений можно посмотреть на YouTube.
О том, как эффективно организовать работу на госпредприятии
Расскажу пример со времен работы на ВДНГ. Это государственное предприятие с большой историей — его создали еще в 1949 году по личному указу Сталина. Я с копией этого документа потом ходил по судам: именно по нему ВДНГ получило землю.
Средний возраст на предприятии был больше 50 лет. Людей было 220 человек — и всех «четвертовать» я не мог, пусть и хотелось.
Самый классный способ их мотивировать — все показывать на собственном примере. Я показал, что можно не воровать. Все деньги мы проводили «в белую». Я переехал из огромного офиса в домик в лесу. Пришлось на себе продемонстрировать, что кабинет на 400 метров можно сократить до 30 метров. Сократить площади, безусловно, пришлось всем. Но с другой стороны, я поднял зарплату и дал премию.
Лучшей иллюстрацией того, что все это заработало, была ситуация со снегом. Я поручил расчистить от него 8 гектаров площади к утру и пообещал лично проверить выполнение. По приезду обнаружил за рулем снегоуборочной машины лично начальника департамента транспорта.
Он мне объяснил: «Наш водитель заболел, а я же не мог вас подвести, вот и поехал в четыре утра сам». В общем, молодец — правда у руководителя этого уже был выговор за использование техники в неслужебных целях. В случае еще одной претензии ему грозило увольнение, и это его очень стимулировало.
Как мотивировать миллениалов
Миллениалы — такие же люди, как и мы. Просто они лучше чувствуют ложь и отсутствие искренности.
Если вешать им на уши стандартные практики и то, что впаривает на тренингах по маркетингу, они это мгновенно отсекают. Зато если показать им достойную цель — они будут приходить на работу в 7 утра и уходить в 11 вечера.
Я недавно напоминал одной из подчиненных, как она лениво работала год назад и как трудится сегодня. Денег сильно не прибавилось, но сменились проекты. На смену скучным пришли интересные и сложные. Я даже пошутил, что ее стоит нагрузить еще больше — ведь не деньги, а задачи генерируют результат.
Чем опасны недоработки
Меня раздражает любая «недоделка». Если мне известно, что за поставленное время можно было сделать больше — это вызывает физическое неудовольствие. Это как в хореографии, где весь танец может рассыпаться из-за неправильного положения ноги. Точно так же и в бизнесе.
Когда мне отвечают «а мне норм», человека хочется четвертовать. Ведь он представляет бренд, пользуется его защитой.
Когда появляются косяки, компанию наверное сразу не пошлют (из уважения), но половина усилий по созданию позитивного образа будут перечеркнуты. Так простые сотрудники могут легко все разрушить.
Проблема недоделок особенно актуальна для молодежи. Когда работаешь с людьми возраста 35+, они даже не понимают — как можно не доделать. С молодыми, пусть и талантливыми, все сложнее. Они могут сказать: «Я отправила бизнес-план с арифметическими ошибками. А что?».
То есть в буквальном смысле перепутаны плюс и минус. Твои бизнес-партнеры уже приняли тебя и твоих сотрудников за идиотов, впечатление уже сложено. А исполнитель может просто сказать: «Ну я сейчас поправлю».
Кто такие «конченные неэффективцы»
Такие люди есть у всех — они из пункта А в пункт Б доходят с максимальными затратами. Кажется, что в больших корпорациях такое прокатывает. Но нет. Когда я 15 лет назад работал в Samsung, туда некоторые сотрудники отдела продаж устраивались на 2 часа. Они приходили и на середине первого рабочего дня с ними расставались — за неэффективность.
Мои сотрудники тоже знают, что я тоже жду максимального результата в строго оговоренные сроки. Ведь вся наша жизнь и предпринимательская деятельность — будь вы Илон Маск или дворник — упирается в два показателя. Это ресурсы и время. Кто лучше всего ими оперирует, тот и красавец, ведь время и ресурсы всегда ограничены. Своих сотрудников я стимулирую только по этим двум показателям.
Что такое рабочий баланс
Баланс — это не про меня. Я могу отвлекаться (читать Facebook, смотреть сериалы) во время отпуска, раз в год. Например, так уже 9 лет подряд и смотрю «Игру престолов».
И поэтому я наверное не лучший работодатель — заставляю людей работать, хоть и плачу им хорошую зарплату. Если сотрудники хотят, они все успевают: и кино посмотреть, и поработать.
Что делать с переманиванием кадров
Моих сотрудников обычно перекупают в 2–3 раза больше. Сделать с этим ничего нельзя. Можно только давать своим подчиненным хорошее отношение и загружать их интересными задачами.
Как проводить собеседования
Какие вопросы я задаю на собеседовании? Например, спрашиваю, как провел лето. Или где живут родители, чем занимаются? Это очень показательно — насколько человек заботиться о своих пожилых родителях. Это про уважение и безусловную любовь, что очень хорошо характеризует человека.
Ничего, что мне навязывали HR-специалисты, я никогда не спрашиваю.
В свое время довелось провести 2000 собеседований во время работы в UMC. Набрал тогда 70 человек. Поэтому первым делом обращаю внимание на вменяемость — только в таких есть смысл инвестировать дальше.
Никогда не обращаю внимание на дипломы. Считаю, что проще взять «недоучку» с хорошими задатками, чем брать супер-специалиста, который не устраивает по человеческим качествам. «Хороший человек», конечно же, не профессия, но это база, на которой можно возвести многое другое.
О практике внедрения штрафов
Я практикую достаточно смешные штрафы — по 500–1000 грн. Деньги переводим на счет благотворительных организаций. Польза для всех: помогаешь хорошим делам и прочищаешь мозги. Вообще же, штрафы у меня — редкость, это мера для тех, кто совсем оторвался от реальности.