Автор Гарри Гинесс рассказал, как на самом деле устроена жизнь цифровых номадов — людей, работающих удаленно из экзотических локаций — на примере Бали. AIN.UA приводит сокращенный перевод материала.
Мекка для фрилансеров
Деревеньку Чангу, расположенную на южном побережье Бали, заполонили фрилансеры, программисты, предприниматели и маркетологи. Это нашествие — не случайность, ведь локация возглавляет список лучших мест для рабочего релокейта по версии сайта Nomad List.
За $1500 тут можно снимать большую комнату в вилле с бассейном, арендовать мотороллер и есть только в заведениях.
Но нельзя забывать, где находится это место. Бали — часть Индонезии. Это страна с одним из самых высоких уровней имущественного неравенства: 1% богатейших имеют 49% всех средств. В то же время, 8% индонезийцев живут в крайней бедности ($1,9/день), а еще 36% — в умеренной бедности, на $3,1/день.
Но Чангу процветает. Рисовые поля здесь сменились на рестораны, кафе и отели. Их построили богатые индонезийцы из Джакарты или иностранные инвесторы.
Как обмануть систему
В Индонезии нет общепринятой минимальной зарплаты, каждая провинция устанавливает ее самостоятельно. В Бали это примерно $180/мес. Сотрудники кофеен и коворкингов работают именно на такое жалование и едва сводят концы с концами.
Для приезжей публики эти деньги, конечно, не проблема. Они могут оставлять в заведениях по $7-$14 за обед, а местные — $1,5. При этом, как пишет автор, фрилансеры не брезгуют нарушениями. Почти все, с кем он поговорил, живут на Бали по туристическим визам и раз в два месяца на день покидают территорию страны, чтобы обнулить срок проживания.
Подоходных налогов они не платят, оставаясь резидентами США, Канады и так далее. Официальное разрешение на работу (KITAS) не получил ни один из опрошенных собеседников.
Местные считают это несправедливостью. Для них поездки заграницу сопряжены со сложностями. Даже те, у кого семья проживает в США, не могут получить визу — они получают отказ за отказом. Иностранцы же свободно посещают страну и только Бали за последний год принял 5 млн туристов.
Со своего труда жители Бали уплачивают все налоги, а цифровые номады — нет. Конечно, они финансируют местный бизнес, покупая товары и услуги. Но лишь малая доля доходов уходит на руки местным.
Как пишет автор, проблема такого халатного отношения — отсутствие контроля. Индонезия это шестая по количеству населения страна, которая занята экономическим и социальным развитием. Благодаря этому, цифровые номады пока живут в «серой зоне» и свободно используют недочеты законодательной системы.