Инвестиционный директор венчурного фонда GR Capital Денис Дмитренко подготовил для AIN.UA колонку о быстром росте рынка e-scooter sharing, его вызовах, достижениях и будущем.


Рынок e-scooter sharing, появившийся в 2017 году, сейчас стремительно развивается. У индустрии быстро появились early adopters, благодаря тому, что шеринг электросамокатов повышает мобильность в густонаселенных городах. Исследование BCG подтверждает, что электросамокаты удобнее других видов транспорта или ходьбы для перемещений на короткие расстояния. Длина большинства всех городских поездок составляет до 10 км. При этом протяженность каждой второй поездки на такси — до 5 км.

Источник: Boston Consulting Group

Лидерами стали американские стартапы Bird и Lime. Сейчас в Штатах и Европе, по данным Mobility Forsights,  для шеринга доступно более 100 000 электросамокатов.

По данным Boston Consulting Group (BCG), к 2025 году объемы рынка e-scooter sharing составят $40-50 млрд. 

Источник: Boston Consulting Group

Благодаря интересу инвесторов, Lime и Bird быстро стали «единорогами». В сумме Bird получил более $700 млн инвестиций (по данным Financial Times), а Lime — свыше $750 млн (Crunchbase). Мы также финансировали Lime, поучаствовав в раунде в январе 2019 года.

На европейском рынке активны VOI, Tier и  Circ, в Латинской Америке — Grin, объединившийся с Ride.   

Рассмотрим, как устроены сервисы, как развивается рынок, и чего ждать от индустрии в перспективе. 

Что такое e-scooter sharing

E-scooter sharing — совместное использование электросамокатов за установленную плату. Сервис решает «проблему последней мили», помогая клиенту преодолеть расстояние между станцией метро/автобусной остановкой и домом/офисом. По данным Lime, к 1 мая 2019 года жители Окленда совершили более 1 млн поездок на электросамокатах от остановок транспорта к дому и наоборот. Средняя продолжительность поездки составила 7 минут, а расстояние —  около 1,5 км.

Такая часть пути часто слишком велика, чтобы пройти ее пешком, и слишком мала, чтобы воспользоваться машиной. Хотя для управления электросамокатом в некоторых странах (в частности, в Германии) также нужны водительские права. 

Сервисы предоставляют услуги через мобильное приложение: пользователь видит ближайшую шеринг-точку на карте города. Начать поездку можно, отсканировав QR-код на самокате.

Более всего сервисы повышают мобильность жителей районов, удаленных от метро и другого общественного транспорта.  По данным Lime, для 58% нью-йоркцев с низким доходом метро и автобусы — основной транспорт, а на транзит они тратят до 10% средств. E-scooter sharing может решить проблему нью-йоркских «транзитных пустынь», жителям которых трудно добраться до других частей города, и снизить их затраты. 

Есть первые результаты использования электросамокатов: в Мехико, одном из самых густонаселенных городов мира, Lime появился менее года назад, и за это время уже повысил мобильность жителей, сократив их время на дорогу. Как сообщает компания, 64,2% респондентов использовали Lime за предшествующий опросу месяц для того, чтобы добраться до общественного транспорта.

Ситуация в Европе и Штатах

Рынок появился в 2017 году в США. Его  сформировали Lime и Bird. Проекты хотят улучшить экологию, а также стать органичной частью городской среды. Так, в Lime следят за качеством парковки — его можно оценить на основе фото. Их каждый пользователь делает в конце поездки. Для горожан с невысоким доходом действует программа LimeAccess, предлагающая субсидированные поездки. Стоимость поездки в Штатах — $1 за использование самоката, затем — 15 центов за 1,6 км (милю).

В Европе цена аналогична: 1 евро, чтобы начать поездку,  15 евроцентов — за каждую следующую минуту. По данным на декабрь 2018 года, чаще всего использовали sharing-сервисы электросамокатов в Париже. На европейском рынке работают и американские, и локальные сервисы. 

О запуске в Берлине на прошедшей в июне 2019 конференции NOAH объявил Lime. В 2018 году был создан шведский сервис VOI, который планирует разместить в 150 европейских городах парки электросамокатов. Крупнейшим рынком может стать Германия (по данным Reuters). Новые электроскутеры бренда смогут проезжать без подзарядки до 50 км (предыдущие модели — вдвое меньше). Сейчас VOI работает в 9 странах, включая Швецию, Испанию и Францию. Однако компании надо повышать уровень безопасности: в Швеции произошло первое для европейского рынка смертельное ДТП — погиб пользователь VOI. Поэтому в стране призвали к запрету электросамокатов. 

В Испании и Франции представлены и электросамокаты эстонской компании Bolt (ex-Taxify), как сообщает CNBC. На европейском рынке также активно работают немецкие сервисы Circ (ex-Flash) и Tier. Circ представлен в 7 странах (в 21 городе) и планирует дальнейшую экспансию. 21 июня Circ получили разрешение на эксплуатацию во всей Германии, и начнет выход с Берлина, Гамбурга и Кельна. Переименовали сервис также в июне. По мнению создателей, новое название лучше транслирует ценности компании — безопасность, ответственность и комфорт. Circ первым в своем сегменте вступил в Международный союз общественного транспорта, который развивает технологии перевозок.

Вторая компания — Tier —  работает в более чем 20 городах, включая Берлин и Мюнхен. Новые электросамокаты Tier имеют модульную конструкцию. Они могут подстраиваться под требования различных рынков, кроме того, это упрощает техобслуживание. Срок эксплуатации самокатов увеличен вдвое — до 12 месяцев, как сообщает TechCrunch. Компания заявляет об улучшении тормозной системы, и, как следствие, повышении безопасности.

Несмотря на то, что в Германии в первой половине 2019 года приняли закон, легализующий езду на электросамокатах по улицам, нормативное регулирование рынка в Европе только зарождается. Как сообщает Guardian, в Лондоне взять электросамокаты напрокат можно только в Олимпийском парке королевы Елизаветы, а ездить на них — по узким пешеходным улицам и велодорожкам. Виной всему — устаревшие нормативные акты. Неактуальное законодательство также мешает рынку в Ирландии — там действует Закон о дорожном движении 1961 года. Сейчас электросамокаты в стране находятся в серой зоне. 

В Штатах законодательство также требует пересмотра. Так, в Нью-Йорке на улицах нельзя использовать устройства с мотором, на которых передвигаются стоя. Пытаясь обеспечить баланс электросамокатов, власти регулируют рынок на местном уровне, сообщает Rudin Center for Transportation. В Сан-Франциско действует ограничение на количество электросамокатов, в Денвере они должны быть припаркованы возле транзитных станций, а в Атланте запрещают скопление этого транспорта в некоторых частях города.

С чем сталкивается рынок

E-scooter sharing, как молодая сфера, сталкивается с рядом проблем, которые поставщикам услуг и производителям электросамокатов нужно решить в ближайшее время. Среди них: 

  • Ограниченность использования. Это основной сдерживающий фактор для рынка. В США сервисы появились сначала в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, где климат позволяет кататься на самокатах весь год. В тех городах, где осень и зима холодные, дождливые или снежные, шеринговым сервисам еще предстоит справиться с челленджами. 

Кроме того, самокаты неудобны в городах с холмистой местностью и на улицах, мощеных брусчаткой. Средний срок службы также должен быть выше (сейчас —  3 месяца) — это проблема производителей.

  • Проблемы стандартов безопасности. Электросамокатам, как и любому транспорту, нужны дорожки и парковочные места. Сейчас передвижение на них практически не регламентируется на государственном уровне. Развитие рынка в Европе (в большей степени) и США замедляет практически полное отсутствие правовых норм для новой сферы. Кроме того, водители электроскутеров должны понимать, что это транспортное средство, и соблюдать правила безопасности. Согласно опросу Consumer Reports, проведенному в марте 2019, 27% пользователей не уверены в том, каким правилам дорожного движения им следовать. По данным того же исследования, в период с осени 2017 по лето 2019 в США зафиксировано 8 случаев смерти пользователей электросамокатов. Как минимум несколько из них произошло из-за несоблюдения техники безопасности. Lime и Bird подчеркивают, что пользователи должны быть достигшими 18 лет. Кроме того, на самокатах нельзя ездить по двое и без шлема.
  • Мошенничество. Клиенты сервисов могут заезжать на самокате в кафе или магазин. Платить за пользование после остановки нецелесообразно. Но если пользователь отключается от электросамоката, он отображается в других приложениях как свободный, поэтому его могут забрать. Многие, отправляясь в супермаркет на несколько минут, отключают электросамокаты  и скрывают в кустах, подворотнях, подвалах и на безлюдных улицах, чтобы следующие клиенты транспорт не нашли. 

Производители уже решают проблему, тестируя опцию бронирования самоката. В Lime уже сейчас можно поставить поездку на паузу, если нужно зайти в магазин или кафе.

  • Хулиганы, которые сжигают, ломают и топят электросамокаты. Инстаграм-аккаунт Bird Graveyard, у которого более 93 000 подписчиков и свыше 360 публикаций, делится видео и фото испорченных электросамокатов. Прислать контент может любой желающий. Нередко самокаты воруют для перепродажи.

Перспективы шеринга электросамокатов

Скептики считают, что рынок недолговечен, указывая на несерьезность самоката как транспорта. Но возможно и обратное — ассоциация с детством будет мотивировать людей выбрать e-scooter sharing. 

Кроме того, электросамокаты дешевле автомобилей в обслуживании, их габариты меньше, как и время, затраченное на парковку. По данным публикации на Medium, электросамокат расходует втрое меньше электричества, чем трамвай, и в 18 раз более энергоэффективен, чем Tesla Model S. 

Конкуренты электроскутеров — моноколеса и сигвеи — более травмоопасны. Чтобы ими управлять, нужен опыт. Но и он не страхует от переломов и ушибов. 

Электросамокаты — решение для тех, кто не может позволить себе автомобиль или такси. Кроме того, шеринговые сервисы помогают избежать пробок в густонаселенных районах и улучшить экологическую ситуацию (в случае отказа от машин). Велика вероятность, что в будущем люди станут все чаще выбирать электросамокаты для коротких поездок. Стоит учитывать и ограничения на использование автомобилей — к 2035 году они станут более жесткими во многих крупных городах. О введении таких ограничений сообщает Business Insider.

Например, в Париже уже сейчас действует правило, по которому центр города в первое воскресенье месяца должен быть свободен от машин.

Но сейчас перед сервисами еще много вызовов. Законодательное регулирование, безусловно, необходимо. Сначала оно негативно скажется на развитии рынка — не все сервисы смогут продлить «жизнь» самоката, добиться долгосрочного сотрудничества с мэриями городов и в целом продолжить работу после ужесточения требований.

Для дальнейшего развития такие проекты должны продолжать привлекать инвестиции. Конкурируя за финансы, часть сервисов закроется, часть — объединится. Кто останется на рынке и будет его трансформировать, мы узнаем в течение нескольких лет.

Автор: Денис Дмитренко, инвестиционный директор венчурного фонда GR Capital.