У женщин, которые готовятся к рождению ребенка, как правило остро встает финансовый вопрос. О декретных выплатах работающим по найму всем более или менее известно – сумма и срок в данном случае зависит от того, насколько официально оформлена уходящая в декрет сотрудница. Также каждая украинка может расчитывать на государственную помощь по рождению ребенка.

Однако мало кто знает, что женщинам, которые работают не по найму, а на себя, также положены декретные. Рассказываю весь процесс получения таких выплат и показываю инструкцию для тех, кто сегодня также ждет появления ребенка.

Что это за выплата?

Все ФОП в Украине, зарегистрированные в государственном Фонде социального страхования (Соцстрах), платят единый социальный взнос (ЕСВ). В случае, если застрахованный таким образом ФОП временно теряет трудоспособность и не может какое-то время работать, он имеет право рассчитывать на помощь от государства. Берменность и роды – как раз такой случай. Выплаты же в данном случае называются “страховыми”.

Страховая выплата по беременности и родам – это единоразовая выплата, которая поступает на счет ФОПа целиком. На сегодня она составляет примерно 17 000 грн, но точная сумма просчитывается индивидуально для каждого конкретного случая. Ниже мы подробнее разберемся в том, как происходит этот рассчет.

Чтобы получить страховую выплату по беременности и родам, ФОПу нужно предоставить в свое районное отеделение Соцстраха пакет документов, подтверждающих его право на нее.

Сбор этих документов – дело подчас хлопотное, но заниматься им можно уже находясь в декрете. Лично у меня на оформление всех документов ушло около двух недель.

Какие нужны документы

Больничный

Начиная с 30 недели беременности по месту ведения беременности в женской консультации нужно получить больничный лист.

В нем будет указано количество календарных дней, на которые женщина освобождается от работы, а также период декретного отпуска – даты, с какого по какое числа вы будете нетрудоспособны. Эта информация затем пригодится вам для заполнения заявления в Соцстрахе.

Справка из налоговой

Для получения страховой выплаты, ФОПам необходимо подтвердить, что они добросовестно выплачивали ЕСВ в течение последнего года до выхода в декрет. Чтобы ее получить, вам придется нанести личный визит в налоговую и запастись терпением – возможности оформить данный документ онлайн пока в Украине не предусмотрена.

Придя в отделение фискальной службы по месту прописки, отправляйтесь прямиком в канцелярию. Там вам нужно будет написать заявление на предоставление справки об отсутствии задолженностей по ЕСВ.

Заявление составляется следующим образом. В шапке пишем полное название отделения ГФС, например:

кому: ДПІ у Дарницькому районі ГУ ДФС у м. Києві

кого: ФОП ФИО, ИНН, адрес и номер телефона

Текст заявления в свободной форме:

“Прошу надати мені довідку про сплату Єдиного соціального внеску за 2019 рік“.

Это заявление сотрудники канцелярии передадут на рассмотрение руководству, а вам выдадут номерок обращения и номер телефона, по которому вы сможете узнать статус своей заявки. Срок рассмотрения – 30 календарных дней, но если позвонить заведующему канцелярии напрямую и пояснить, по какому поводу вам нужна эта справка – процесс можно форсировать. После такого звонка, мне выслали документ менее чем через неделю.

К слову, высылают его “Укрпочтой”, поэтому не забывайте периодически проверять почтовый ящик, если адрес регистрации вашего ФОП совпадает с домашним.

Форма ОК-5

Этот документ выдает Пенсионный фонд (ПФУ). В нем содержатся все сведения о вашем трудовом стаже – как предпринимательском, так и по найму, если он был в вашей карьере. Выглядит он как таблица, в которую внесены все отчисления по вашему ИНН в Пенсионный фонд либо вами лично, либо вашим работодателем.

Получить документ можно в районном отделении Пенсионного фонда буквально за 10 минут. Для этого вам понадобится только паспорт и ИНН. Однако до органов ПФУ реформа пока не добралась: электронные очереди работают далеко не во всех отделениях данной структуры и чаще всего в приемных здесь царит хаос в лучших постсоветских традициях.

К счастью, с осени 2018 года Форму ОК-5 и другие справки можно оформить онлайн в личном кабинете при условии, что у вас есть ЭЦП. Для этого нужно подать соответствующее электронное обращение.

После обработки обращения вам отправят образ документа в виде pdf-справки и электронный документ, подписанный Пенсионным фондом. Он является аналогом бумажного документа, подписанного ответственным лицом в органе ПФУ. Вы можете распечатать этот электронный документ и предъявить его в Соцстрахе.

Счет для социальных выплат

Для получения декретных выплат по ФОП не подходит социальный счет, который вы будете оформлять для получения помощи от государства. Нужен отдельный корпоративный социальный счет. Такие счета обязательно начинаются с цифр 2604.

Открыть его можно в ближайшем отделении банка. А в случае с “ПриватБанком” – онлайн, через личный кабинет в корпоративном банкинге. Для этого нужно в старом интерфейсе “Приват24 для бизнеса” перейти в меню “Счета” – “Открытие счета” и в заявке на открытие счета на ваше предприятие в поле “Тип счета” выбрать “Счет для социальных выплат”.

Уведомление о том, что счет открыт с указанием реквизитов придет вам на корпоративную почту или по SMS.

«Заява-розрахунок»

Бланк “Заява-розрахунок” можно скачать с официального сайта Соцстраха. Впрочем, его могут распечатать вам уже на месте – в отделении Фонда социального страхования по прописке.

Выглядит она так:

Заполнить ее можно самостоятельно или уже на месте во время оформления запроса на выплату в Соцстрахе.

От чего зависит размер выплаты

Поскольку размер декретных выплат у женщин, которые работают по найму, напрямую зависят от размера их официальной зарплаты, можно предположить, что такие выплаты для ФОП будут высчитываться из их дохода. То есть чем больше дохода декларирует предприниматель, которая готовится к пополнению в семье, тем большую сумму она получит.

Это не так. Любые выплаты ФОПам в связи с временной потерей трудоспособности – будь то болезнь, травма или предстоящий выход в декрет – зависят не от количества уплаченных налогов, а от размера единого социального взноса (ЕСВ), который предприниматель платил последние полгода.

Сумма рассчитывается исходя из размера минимальной заработной платы на период, в который женщина будет находиться в декрете (в 2019 году это 4173,00 грн) и количества декретных дней (от 126 до 180 дней в зависимости от наличия/отсутствия каких-либо дополнительных медицинских показаний).

Как рассчитать сумму выплаты

Для каждого отдельного случая он индивидуален. Помимо периода декрета, минимальной ставки зарплаты, а также особенностей ведения предпринимательской деятельности (например, не было ли приостановления деятельности ФОП, перехода на единую систему налогообложения или наоборот за предшествующие полгода и т.п.), учитываются также другие нюансы (например, не является ли роженица пострадавшей во время катастрофы на ЧАЭС).

Примерная формула расчета выглядит так:

среднедневной доход (сумма минимальных зарплат за предшествующие полгода)/количество календарных дней за предшествующие полгода=сумма страховой выплаты.

Для примера, вот так будет выглядеть расчет выплаты, если женщина уходит в декрет на три месяца (самый распространенный вариант) в июле 2019 года:

(4173*6)/181=138,33, где:

  • 4173 – минимальная зарплата с января по июнь 2019 года,
  • 6 – количество месяцев,
  • 181 – количество календарных дней с января по июнь в 2019 году,
  • 138,33 – среднедневной доход за период.

Теперь высчитываем непосредственно сумму страховой выплаты:

138,33*126=17 429,78, где:

  • 126 – количество дней освобождения от работы, указанные в больничном листе,
  • 17 429,78 – сумма страховой выплаты.

Это сумма для одного конкретного случая. Однако, если у вас возникнут затруднения с самостоятельным расчетом, сотрудник соцстраха поможет вам сделать его правильно на месте.

Что дальше

Собрав весь пакет документов, вооружившись также паспортом и ИНН, вы должны прийти в отделение Фонда социального страхования по вашему району. Там у вас примут пакет документов и зарегистрируют обращение.

Все, что остается – ожидать выплату на счет. Это может занять от 10 до 30 календарных дней.

Когда деньги придут на карту, их можно просто снять?

Нет. Деньги поступят на социальный счет и не будут отображаться на общем балансе по вашему корпоративному банкингу. Чтобы получить возможность ими распоряжаться, необходимо будет сперва перевести всю сумму с социального счета на основной.

Для этого нужно сформировать платеж, в описании которого в свободной форме указать следующее:

  • что это за деньги: например, “выплата декретных без ПДВ за период … (указанный в больничном листе)”
  • суммы и даты оплат по ЕСВ за этот же период: например, “920 грн от 12.07.2019 и 918 грн от 15.08.2019″.

Таким образом вы, как ФОП, отчитаетесь перед фискальной службой о том, что получили необлагаемую налогом социальную выплату. В налоговом отчете ее учитывать не нужно.

После одобрения платежа, деньги зачислят на ваш основной корпоративный счет – и вы сможете обналичить их либо распоряжаться на свое усмотрение в безналичном режиме.

На этом все?

Еще нет. Теперь вам нужно отчитаться о получении средств перед Соцстрахом.

В “Заява-розрахунок”, которую вы скачали ранее, есть “Додаток 2”. Вот он:

Его нужно заполнить и отнести в то же самое отделение Соцстраха – либо отправить почтой на его абонентский ящик. К сожалению, в электронном виде подать документ нельзя.

Это желательно сделать в 10-дневный срок с момента получения денег. В любом случае, если вы сделаете это позже, штрафовать вас никто не будет.

Продление больничного

Бывает так, что уже после рождения ребенка женщине продлевают больничный на две недели. Например, по причине осложнений или преждевременных родов. И на этот срок также положены страховые выплаты около 2000 грн в 2019 году.

Чтобы их получить, не нужно собирать весь пакет документов заново. Вам понадобится:

  • новый больничный лист от вашего акушера в консультации, где вели беременность,
  • подтверждение об уплате ЕСВ за прошедший с момента открытия декретного отпуска период (можно просто распечатать банковские квитанции соответствующих платежей).
  • Новая “Заява-розрахунок”.

Эти документы нужно снова лично подать в соцстрах, и сумма поступит на тот же счет.