11 июля BRDO, Ассоциация Ответственных Перевозчиков, а также Uklon, Uber, Bolt, Transflot и другие игроки рынка представили новый законопроект о перевозках пассажиров. Его разрабатывали совместно.
Главная цель инициативы — легализовать рынок такси. Сейчас этому мешает устаревшее законодательство, обязанности по лицензированию и наличию таксометра в машине. По подсчетам авторов законопроекта, из-за этого около 200 000 водителей работают вне правового поля. Но их можно легализовать, если обновить ряд законодательных актов.
Редакция AIN.UA ознакомилась с предложенным законопроектом и объясняет, как, по его условиям, может работать рынок перевозок пассажиров в Украине.
Суть законопроекта
Авторы предлагают ввести новые категории перевозчиков — автомобильный индивидуальный перевозчик и автомобильный самозанятый перевозчик.
Первый сможет работать cо всеми сервисами и агрегаторами на рынке (включая Uklon, Uber, Bolt), второй — полностью самостоятельно. В обоих случаях, это физическое лицо, которое на заказ возит пассажиров на коммерческой основе.
Такой водитель должен получить разрешение автомобильного индивидуального/самозанятого перевозчика, которое будет действовать в течение определенного срока. Авторы законопроекта называют его «токеном».
Еще перевозку пассажиров на заказ можно будет подтверждать по электронному договору — сейчас разрешены только письменные договоры.
Легально заказать перевозку можно будет не только письменно или по телефону, но и через информационно-коммуникационные системы — проще говоря, онлайн. По нынешним нормам, перевозка может осуществляться только по письменному соглашению между водителем и пассажиром. В реальности, это требования игнорируют.
Как все работает для водителей — и сколько стоит
Чтобы начать работу как индивидуальный автомобильный перевозчик, нужно подать заявление в центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики по вопросам безопасности наземного транспорта.
В заявлении нужно указать:
- имя физического лица;
- ИНН или номер и серию паспорта;
- местонахождение или место проживания;
- контактные данные;
- срок выдачи разрешения;
- данные про транспортное средство, на котором будут совершаться перевозки;
- обязательство исполнять нормативно-правовые акты.
Также к заявлению нужно приложить документ об оплате административного сбора — токена.
Власти в течение 5 рабочих дней должны дать ответ и внести субъект в Государственный реестр автомобильных перевозчиков. Если в заявлении обнаружена ошибка или несоответствие правил, уведомить заявителя должны в течение трех рабочих дней. После внесения в реестр, физлицо получает право на такси-перевозки или перевозку на заказ. Без этого вести подобную деятельность запрещено.
Разрешение (токен) выдают на 1 год или 1 месяц. Стоимость годового разрешения равна уровню минимальной заработной платы, установленной в бюджете текущего года. Если перевозчик будет пользоваться электрокаром, плата составит 1/2 от «минималки». Стоимость разрешения на месяц — 1/12 от годовой + 5%.
На первые два года, инициаторы законопроекта предлагают ввести льготную ставку — и продавать токен за 2500 грн. В самом тексте законопроекта это пока не прописано. Но сумму уже согласовали и добавят в переходные положения, говорят в Ассоциации Ответственных Перевозчиков.
Если человек решает заниматься перевозками индивидуально, а не в рамках агрегатора, ему нужно оформиться как самозанятому перевозчику. В таком случае регистрация проходит через ФОП, все остальные пункты не меняются. Если он получает разрешение на работу в рамках такси-сервиса, то вписать нужно будет данные о юрлице.
Сейчас, как отмечают авторы законопроекта, все службы такси работают как инфосервисы. Автомобилисты преимущественно предоставляют услуги без оформления ФОП. Это усложняет процесс, ведь формально статус водителей нелегальный. По новому законопроекту, вместо платы налогов и регистрации выступит сбор за разрешение, а оформление как ФОП уйдет в прошлое.
Что получит госбюджет
Как объясняет COO компании Uklon Сергей Смусь, за счет его введения токена госбюджет в первый же год сможет получать до полумиллиарда гривен:
Токен, является, по сути, налогом на деятельность. Хотя его стоимость невелика, при условии массовой покупки, госбюджет будет получать полмиллиарда гривен в год, сейчас же эта цифра — ноль. Таким образом, каждый независимый водитель платит налоги государству и абсолютно легально подвозит людей без лишних формальностей и коррупции.
О преимуществах новой системы рассказал и Тарас Потичный, менеджер Bolt в Украине:
Предложенная модель отвечает интересам водителей, которые получают простые и понятные правила доступа и деятельности на рынке, а мы со своей стороны будем оказывать им всяческую поддержку для того, чтобы обеспечить полное и безусловное выполнение новых правил. Также она отвечает интересам государства, поскольку позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет.
Что еще говорит законопроект
Также в законопроекте определяется понятие карпулинга — это совместные поездки на легковом авто, в которых водитель не намерен получить выгоду, а пассажиры (не более 4) совместно покрывают часть расходов.
Что дальше
Теперь законопроект должны подать на рассмотрение в Верховную Раду, то есть внести на повестку дня. Затем — голосование и, в случае принятия, подача на подпись президенту. Законы начинают действовать с момента обнародования.