Украинский магазин iLand — один из немногих, кто занимается поставкой компьютеров Apple кастомной сборки. Такие заказы осуществляются по полной предоплате, а товар, как правило, доходит до покупателя около 1-1,5 месяца. Алина Куприенкова ждала свой Mac, за который заплатила $3700, четыре месяца – но так и не получила. Деньги за него магазин также не вернул.
AIN.UA разбирался в ситуации.
Хронология событий
В Украине заказ официальных кастомных моделей Mac можно осуществить через посредника, который покупает компьютер в стране, где такая возможность существует и доставляет его в целевую страну. Заявленные сроки доставки – 4-6 недель. При этом продавец требует 100% предоплату.
Занимаются этим очень немногие. Алина Куприенкова обратилась в iLand по рекомендации друзей. Репутация у магазина хорошая, и она решилась сразу заплатить всю сумму за компьютер – $3700. Сотрудник по имени Сергей принял заказ и дал номер телефона директора Юрия Власюка, чтобы назначить встречу для передачи средств.
30 марта Алина встретилась с Юрием и отдала ему полную сумму предоплаты. Взамен получила от Власюка расписку на товарном чеке.
Поначалу Алина терпеливо ждала свой заказ, периодически справляясь о его статусе то у Сергея, то у Юрия. Сильно тревожиться начала уже в конце мая-начале июня.
“В апреле-мае Сергей отвечал, что ждет инфо с европейского склада (по их процедуре комп должен был прийти в Европу, потом за 2 недели дойти в Украину). Если процедура действительно такова, то на складе в Европе комп не появился, или Сергей об этом не знал.
3 июня он сказал, что не владеет информацией, так как был в отпуске, и что нужно уточнить вопрос у Юрия.5 июня Юрий в устной форме подтвердил, что инфой действительно владеет только он, и сказал, что комп на таможне в Киеве, но его там задерживают, и сроки выдачи – в течение пары дней: «На мой вопрос: “точно ли будет мак, или будут деньги, или что мы делаем” он тогда ответил: “будет мак”.
Алина просила предоставить информацию о посылке или номер таможенной декларации, по которой можно было отследить отправление. Однако в iLand ей такой информации не дали.
10 июня она списывалась с Юрием, после чего на неделю перестал выходить на связь, объяснив это тем, что был за границей. 18 июня Власюк сообщил ей, что написал заявление импортеру на возвращение средств.
“По хронологии выходит, что до 3-го июня они “дергали склад”, потом 5.06 комп был уже на таможне, а с 10-го по 18-е он исчез как таковой”, – отмечает клиентка.
Однако деньги iLand также не возвращал. Как объяснил Алине Юрий, импортер будет возвращать магазину деньги частями в течение 10 рабочих дней. В свою очередь iLand, опять же частями, по факту получения будет перебрасывать их ей.
В качестве “тестового платежа” Власюк переслал клиентке 5000 грн, однако на этом выплаты закончились. Больше Алина денег не получала. По ее словам, даже “тестовый платеж” ей удалось выбить только после 2-3 напоминаний.
“10 оговоренных рабочих дней уже прошли, но оставшихся 97 920 грн, которые он обещал вернуть в эти сроки, еще нету, и непонятно, когда будут. Сейчас требуем график возвращения денег, и вот последнюю, наверное, неделю нам его обещают все на завтра и на завтра”.
Что говорят в iLand
Редакция AIN.UA связалась с директором магазина Юрием Власюком. Он подтвердил, что заказ выполнить не смогли и сообщил, что компания работает над разрешением ситуации. Он также заверил, что деньги клиентке вернут.
Подробнее комментировать причины, по которым iLand не доставил компьютер заказчице и не осуществил возврат денег в срок, он отказался.
“Не выполнили заказ из-за суммы факторов: управленческие ошибки и несколько внешних факторов, о чем уже говорил (имеется в виду статья в корпоративном блоге iLand от 19.06, о ней речь пойдет далее. – ред.). Процесс возвращения уже начат. Это пока все, что могу сообщить”, – ответил Власюк на запрос AIN.UA.
Также Власюк сообщил, что среди клиентов iLand есть те, которые задолжали магазину деньги за купленную в рассрочку компьютерную технику и много месяцев не возвращают. Он не уточнил, будет ли обращаться к законным методам взыскания с должников этих средств.
“Шторм” в iLand
Чуть менее месяца назад на корпоративном блоге iLand вышла статья о том, как компания выходила из “6-месячного шторма”.
“За последние несколько месяцев я лично подвел несколько человек”, – писал Власюк. В статье он рассказал, что в 2018 году компании начало не хватать оборотных средств, необходимых на выполнения как корпоративных контрактов, так и отгрузок в частности кастомной техники.
Среди причин, которые повлекли за собой трудности в iLand, Власюк упоминает ситуацию с контрабандой техники Apple в Украину (ранее этой же причиной Владислав Чечеткин объяснял то, почему Rozetka перестала продавать Apple). iLand делала ставку на то, что после 2014 года в стране начнет расти официальный сегмент экономики, но этого не произошло.
“В конце 2018 и в начале 2019 мы увидели падение объемов продаж. Поняли что с контрабандой ничего не изменится и через несколько штормовых месяцев перестроили стратегию работы. Мы сделали акцент на работе с SMB и Enterprise, и оставили обслуживание текущих частных клиентов”, – говорится в сообщение.
Никаких деталей, которые проливали бы свет на проблемы с поставщиками кастомной техники или то, как обстоят финансовые дела iLand на сегодня, в статье нет.
Что дальше
Куприенкова обратилась к юристам, составила письменную претензию к магазину и готовит заявление в полицию. В суд пока не обращалась. Сложность в том, что расписка, выданная Власюком в обмен на предоплату, была составлена неправильно.
“Сроки доставки товара Юрий заявил устно, написав расписку в качестве физлица, при этом в тексте не раскрыв, что конкретно он обязуется за эти деньги сделать. Слова “предоплата” на деле юристам оказалось мало”.
По словам Алины, ее адвокаты также обнаружили, что iLand уже фигурирует в ряде судебных процессов с долгами примерно на 800 000 грн. “Возможно, и не было на деле никакого импортера и вообще заказа, а деньги пошли на возврат этих долгов, и сейчас тянется время”, – предполагает она.
Куприенкова уверена, что закон на ее стороне и вернуть деньги ей в конечном итоге удастся. Однако этот случай сильно подорвал ее доверие к украинским продавцам: “Вряд ли я еще раз решусь на стопроцентные предоплаты. Буду довольствоваться стандартными моделями, которые есть в нашей стране”.
Как действовать покупателям в подобных случаях
Комментирует Богдан Дучак, партнер юридической компании AxonPartners
Продавец должен передать товар покупателю в срок. Этот срок может быть установлен в договоре или в оферте на сайте магазина, а если его там нет, то срок передачи товара составляет семь дней с момента, когда покупатель заждался и попросил передать товар.
Если, получив предварительную оплату, продавец не передал товар в установленный срок, покупатель вправе требовать или доставить честно купленный товар, или вернуть оплаченную сумму. Более того, на эту сумму можно насчитать инфляционные и 3 процента годовых, а особо ранимые покупатели заявляют еще и моральный вред.
Если продавец не выходит на связь или отказывается от обязательств, то можно обратиться в Госпотребстандарт или даже в суд. Практики в пользу покупателей в таких делах много. Вот, например, свежее дело в Верховном суде против известного магазина электроники.
Также можно пожаловаться на нарушение права потребителя на информацию о продукции (согласно фактам, информация о сроке получения товара пока ни разу не соответствовала действительности). За это предусмотрен штраф в размере 30% стоимости товара.
Как я понимаю, iLand от своих обязательств не отказывается, и начал возвращать полученную предоплату. Я знаю о качестве их клиентского сервиса и репутацию собственников. Уверен, что деньги они вернут, извинятся, и не удивлюсь, если даже с клиентом хорошие отношения сохранят.