Саша Файна работала в Quadrate 28, а последние 3 месяца занимается копирайтингом на фрилансе. Она рассказала на Facebook, по каким правилам организовала свою работу. С разрешения автора, AIN.UA публикует адаптированную версию текста.

Саша Файна

1

Выделите для себя задачи, которыми вы:

  1. хотите заниматься;
  2. можете заниматься, но не особо хотите;
  3. ****** (плохие) таски.

Эта схема вам поможет оценить стоимость проекта. К примеру, у меня SMM входит в группу №2. Я его очень не люблю и по возможности не беру, но если беру, то за тот прайс, который мне действительно согреет душу.

2

Не работайте с дешевыми проектами. Я всегда называю сумму, которую хочу за свою работу. Для примера, я могу за один материал взять $300, а за другой $100. 

Но цена будет полностью исходить от моих желаний. Единственный правильный вариант при составлении прайса — это «я хочу за эту работу столько-то». А дальше твои условия принимают или нет. Все просто.

3

Тактика «больше мелких проектов» для меня не работает. Вы будете ******* (работать) с утра до вечера над мелкими тасками, без какого-либо погружения в них. Лучше 2 больших проекта, чем 7 маленьких и дешевых.

4

Так как вы теперь в мире без проджект-менеджеров, то общение с заказчиком — ваш приятный (нет) бонус. На поиск и первичную коммуникацию я выделяю 1 полный день. В 50% случаев это общение ничем не заканчивается. Ура.

5

Нет тестовым, которые занимают 3 дня. Я перестала соглашаться на подобные авантюры. И вам не советую.

6

Всегда берите предоплату. Если клиент говорит «потом», то говорим «до свидания» и выходим из переписки. Беру 50-100%. 

7

Как рассчитать время на проекты? Мой «рабочий день» около 5 часов. Мне этого достаточно. Если вы хотите график-график, то тогда постарайтесь посчитать, сколько времени может занять 1 проект. От этого и пляшите. Можно даже с бубном.

8

Я не могу работать дома. Поэтому еду в город или же еду на лифте на лавочку во дворе. Найдите свою обстановку, где вам будет хотеться работать. Это намного важнее, чем вам кажется.

9

Редактирование. Я вношу правки, пока клиент не будет доволен. 

10

Брать ли только «громкие» кейсы? Я обращаю внимание только на то, интересен мне заказ или нет. Все, что вы положите в портфолио, зависит от вашей работы, а не от имени клиента.

11

Не берите работу, где платят за количество символов. Тогда текст сводится до технического набора знаков. А любой хороший текст совсем не об этом. Уже очень давно отказалась от этой истории. Потому что я — не машина (разве что по поеданию эклеров). Думаю, и вы тоже.

12

Выбирайте только те проекты, которые вам нравятся. Тогда если предложат длительное сотрудничество, вас не будут мучить вечные вопросы о том «брать или не брать» этот проект дальше. Сейчас у меня нет одноразовых клиентов, с каждым я уже сделала второй, третий материалы.

13

Ставьте дедлайны, которые вам подходят. Если клиент просит «быстрее, все горит», то взвесьте для себя этот пожар. Если вы в теории можете сделать работу хорошо за эти сроки, то смело добавляйте к прайсу кост за срочность или же отказывайтесь (только если этот клиент не важен вам как клиент). Я, как правило, добавляю 20-30%. И тогда очень весело провожу ночи.

14

Создайте документ с прайсом для разного вида работ. Брать за работу одного типа $100, $150 или $300, ориентируясь на то, что у клиента меньше/больше денег — отстой. Пропишите все работы, которые вы делаете, и дайте для каждой из них прайс (или ценовой диапазон).

15

Корректор. Конечно, тексты должны быть вычитаны максимально, но у корректора глаз заточен исключительно на то, чтобы искать ошибки, а у вас/нас/меня — нет. 

Смело спрашивайте у клиента, есть ли у него корректор или литредактор. Если имеете дело с лонгридом, то советую включить в прайс услуги корректора, которому вы отдадите на вычитку текст и часть вашего гонорара (и души).

16

Тексты на иностранном. Я много пишу на английском. У меня один прайс для всех языков. Но it depends on. Это отличный опыт для вас. Всем, кто работает копирайтером-фрилансером, советую выучить 1 иностранный язык. 

17

Я нахожу клиентов либо по сарафанному радио, либо в Facebook-группах. Вот несколько из них: 

Но сарафанка всегда лучше и надежнее.

Автор: Саша Файна, копирайтер-фрилансер