Burning Man стал одним из самых знаковых событий в мире искусства, который сдерживает силы коммерциализации. Издание Fast Company утверждает, что инфлюенсеры могут нарушить особый дух фестиваля.

Что такое Burning Man

Фестиваль Burning Man проходит ежегодно в пустыне Блэк Рок в штате Невада, США, в конце августа вплоть до первого понедельника сентября.

Сами организаторы избегают термина «фестиваль», предпочитая называть его «катализатором творческой культуры». Участники лишаются всех благ цивилизации и сами отвечают за свое  жизнеобеспечение. Они свободны в самовыражении и ограничены только физическими возможностями. Каждую ночь на Burning Man проходит множество вечеринок – от камерных до многотысячных. 

Burning Man 2019 проходил с 25 августа по 2 сентября. Ожидается, что он может получить более чем $45 млн дохода на продаже билетов. Музыка, искусство и многое другое на фестивале – бесплатное.

До сих пор вся полученная прибыль шла на финансирование самого фестиваля и связанных с ним благотворительных проектов. По словам генерального директора проекта Burning Man, на протяжении многих лет они отказывали потенциальным спонсорам и покупателям. Этим организация оказывала сопротивление коммерциализации.

Что случилось

За свою 33-летнюю историю, восьмидневный эксперимент Burning Man собрал разнообразную толпу. Но все участники в той или иной степени принимали 10 принципов, которые изложил основатель Ларри Харви в 2004 году:

  1. Радикальное включение.
  2. Дарение.
  3. Отсутствие коммерческого начала.
  4. Радикальная самодостаточность.
  5. Радикальное самовыражение.
  6. Общественные усилия. 
  7. Гражданская ответственность.
  8. Не оставляй следа.
  9. Участие.
  10. Здесь и сейчас.

Но во время проведения фестиваля в 2018 году многие участники столкнулись с теми, кто нарушал установленные порядки. Это были инфлюенсеры. 

Члены руководящей команды заметили разрывы в социальной структуре действия: слишком много смартфонов. Частные лагеря, казалось бы, больше заинтересованы в вычеркивании пунктов из своих списков желаний, чем в присоединении к сообществу. 

Хуже этого была коммерция. СЕО фестиваля Мариан Гудэлл раскритиковала инфлюенсеров, которые используют присутствие на фестивале в коммерческих целях.

«Коммерческие фотосессии, размещение постов в инстаграме с благодарностью за отличный продукт, посетители, модные модели и влиятельные в социальных сетях люди, которые отмечают фестиваль на своих фотографиях. Все они используют события в Блэк Рок, чтобы увеличить свою популярность, обращаться к покупателям и продавать больше», — заявила она.

За последнее десятилетие появились роскошные дополнительные услуги, такие как частные самолеты, персональные повара и стилисты.

Исправление культурного курса

Исследовательская фирма Trendalytics отметила, что в 2016 году количество взаимодействий Instagram с Burning Man увеличилось на 2000% с 2014 по 2016 год. Только за 2018 год хештег фестиваля использовали 1 431 027 раз, а официальная страница в 2019 году насчитывает более 800 000 подписчиков.

Фестиваль назвали стартовой площадкой для новых модных тенденций. В феврале СЕО опубликовала длинную статью на веб-сайте Burning Man под названием «Исправление культурного курса: Black Rock City 2019».

Она заявила о переориентировании Burning Man вокруг его основных принципов. Призвала отказаться от пакетных предложений, которые включают в себя билет и проживание (стоимость достигала до $1400). Также тщательно изучались заявки на создание тематических лагерей. 

«Если лагерь слишком большой и причудливый, то наша задача — сказать: «Начни с малого», — говорит Гудэлл. У внешнего мира есть инструменты, которые начинают влиять на наши ценности».

Чтобы предотвратить нежелательную коммерциализацию, проект Burning Man осуществляет необычайно жесткий контроль за использованием своей интеллектуальной собственности. Логотип Burning Man, дизайн скульптуры горящего человека, карта Black Rock City — защищены. Более того, в соответствии с условиями покупки билетов, авторское право на любую фотографию, сделанную на мероприятии, принадлежит фотографу и организации Burning Man. Каждый фотограф обязан получать разрешение людей перед съемкой. 

В эпоху партнерских ссылок, когда каждая фотография является потенциальным одобрением продукта, а каждый человек — брендом, пустынная экосистема Burning Man все больше подвергается опасности.