Агентство по цифровой безопасности Digital Forensic Research Lab (проект американской организации Atlantic Council) опубликовало детальный отчет о страницах, которые писали о политике, и при этом были замечены в “неэтичной” деятельности, и которые Facebook заблокировал в Украине. Редакция AIN.UA публикует сокращенный перевод материала.


16 сентября 2019 года Facebook закрыл 149 страниц, ассоциированных со Znaj Media Holdings – крупным конгломератом украинских медиа, за участие в “скоординированных неэтичных действиях”. В DFRLab проверили 121 из указанных страниц: 64 из них соответствовали пяти изданиям из Znaj Media Holdings –  Znaj.ua, Politeka.net, Akcenty, Hyser и Clutch.ua. Znaj.ua оказался также связанным с частной PR-фирмой Pragmatico.

В заявлении Facebook речь идет о следующем:

Админы страниц и владельцы аккаунтов обычно публиковали контент о знаменитостях, шоу-бизнесе, спорте, местных и международных новостях, политических и экономических вопросах, включая украинские выборы, политических кандидатов, критиковали разных публичных лиц. Хотя люди, стоящие за этой активностью, пытались скрыть свои личности, наше исследование связало их с украинской PR-компанией Pragmatico.

Кроме связи с Pragmatico оказалось, что эта сеть систематически пыталась расширить аудиторию: страницы координировались между собой, чтобы увеличить охват многих вирусных новостей из Znaj Media. Для этого они комбинировали общие новости и лайфстайл-контент с локальными новостями.

Это была довольно масштабная операция, поскольку у многих страниц были тысячи фолловеров или даже миллионы. На своем сайте компания Znaj Media утверждала, что ее миссия — “информировать людей” и что она удерживает лидирующую позицию на украинском медиарынке.

И действительно, два ее проекта Znaj.ua и Politeka.net входили в топ самых популярных сайтов в Украине. Возможно, у этих страниц и была коммерческая составляющая, поскольку на сайте Znaj Media размещался прайс на рекламу в различных изданиях этого зонтичного бренда. Нет данных о том, кому принадлежит этот медиаконгломерат, но бенефициар не является резидентом Украины.

Znaj.ua, Politeka.net и их связи

Facebook связал эту деятельность с украинской PR-фирмой под названием Pragmatico. Среди удаленных страниц была одна с идентичным названием.

В видеорекламе на Facebook-странице компании фигурировал телефонный номер, который также присутствовал на слайде презентации компании Doping Digital Agency, которая заявляла, что управляет проектами Znaj.ua, Politka.net и Clutch.ua.

В данной статье Znaj.ua и Politeka.net будут относиться к сайтам и брендам, а Znaj и Politeka — к соответствующим страницам на Facebook. Znaj Media Holdings, скорее всего, является дочерним проектом Pragmatico, в данной статье она будет фигурировать как владелец указанных активов.

Значительная часть страниц, которые были удалены, относилась к Znaj.ua и Politeka.net — онлайн-агрегаторам новостей, входящим в Znaj Media Holdings.

Оба сайта агрегируют и перепечатывают новости и контент из соцсетей под собственными брендами, только частично упоминая авторов (в виде отсылки к автору поста) или ставя ссылки на другие медиа. Ни в одном издании статьи не подписываются авторами.

Из 121 страниц, которые исследовала DFRLab, почти половина (58) относятся к ответвлениям этих двух агрегаторов. Такие страницы назывались по названиям областных центров Украины и постили местные новости. Но все линки на них вели на соответствующие поддомены Znaj.ua и Politeka.net. Подобная схема называния страниц применялась и для страниц, связанных с “Реальний …” (т.е. “Реальный” + название города).

DFRLab также изучил страницы, которые напрямую не были связаны со Znaj Media Holdings. В плане контента некоторые из них ФОКУСировались на темах общего интереса: местные новости, политика, лайстайл, развлечения, а другие были более концентрированными, к примеру, освещали выборы в Украине в этом году или российско-украинский военный конфликт в восточной Украине. Кроме того, 19 страниц были под брендом “Реальний” и вели себя по-другому, в основном постили мемы и иногда — ссылки на поддомены Znaj Media.

Скоординированные неэтичные действия

DFRLab нашла несколько ключевых доказательств тому, что эти страницы работали сообща. Одно из них — одинаковая дата создания, что может означать, что их создавало одно лицо или компания. График внизу показывает, что 37 единиц из страниц Znaj и Politeka были созданы 22 декабря 2018 года. Это — 30% всех страниц, которые проанализировала DFRLab.

Значительное число страниц с датой создания 22 декабря 2018 не имели ни одного поста, но множество фолловеров. Из 18 страниц бренда Politeka, созданных в этот день, у 12 не было ни одного поста. из 19 страниц бренда у 16 не было ни единой записи.

В среднем, 14 152 пользователя фолловили каждую из страниц Politeka, которые не содержали постов, 12 307 — каждую из страниц Znaj без постов. Страница Politeka без содержимого и с наименьшей аудиторией имела 9928 фолловеров, а аналогичная страница Znaj — 8309. Такие показатели необычны для страниц без контента и могут ассоциироваться с неэтичными способами получения аудитории.

Странные паттерны роста аудитории

Анализ CrowdTangle показывает у этих страниц значительные пики в росте фолловеров в одни и те же даты. К примеру, страницы Politeka и Znaj для Кропивницкого были созданы 22 декабря 2018 года и уже через неделю имели по 1900 фолловеров.

С 30 декабря до 5 января обе страницы получили более 600 фолловеров. Другие периоды значительного роста продолжались с конца апреля до начала мая, и с конца августа до начала сентября, когда количество фолловеров у страниц выросло на 30-80%. Совпадение периодов аномального роста для двух формально независимых страниц также указывает на возможность их координированного управления.

Ни одна из страниц не размещала рекламу во время этих периодов, то есть, фолловеры не привлекались с помощью рекламы на Facebook. Страница Znaj вообще не размещала рекламу, а страница Politeka впервые сделала рекламное размещение в виде рекламных постов 2 сентября 2019 года.

DFRLab также изучила пользователей, которые фолловили страницы. Их паттерны поведения походили на поведение настоящих людей, в основном аккаунты были украинскими. Спамерское поведение или локации аккаунтов, отличные от региона страницы, указывали бы на использование ботоферм, но доказательств этому нет.

Расширение охвата контента

Четких доказательств использования неэтичных приемов получения аудитории нет, но страницы Politeka и Znaj демонстрировали признаки сотрудничества.

Страницы Politeka и Znaj для Житомира, к примеру, запостили одинаковый пост в одно и то же время, и обе содержали только этот пост.

Из 22 региональных страниц Politeka и Znaj 17 имели одинаковые кавер-фото.

Кроме продвижения контента, различные страницы каждого из агрегаторов продвигали линки друг на друга. К примеру, страница Znaj публиковала линки на Znaj.ua и Politeka.net. Несмотря на размещение на разных доменах, статьи содержали одинаковое сообщение: Александр Князюк, чиновник МВД, может быть коррупционером. То, что страницы делились контентом друг друга, особенно, когда этот контент содержал одинаковое сообщение, может быть признаком того, что страницы управлялись скоординированно.

В истории смены фото профиля страницы “Politeka Кропивницкий” также заметна смена лого Znaj.ua на Politeka. Но страница не меняла своего имени.

Разные домены, одинаковые серверы

DFRLab также обнаружила, что домены Znaj.ua и Politeka.net хостятся на одном и том же сервере. По данным SpyOnWeb, у доменов одинаковые IP-адреса. Clutch.ua хостится на тех же серверах.

Согласно Whois.net, все три сайта регистрировали домены у одной и той же компании Imena.UA.

Другие страницы, которые продвигали контент Znaj Media Holdings

Страницы “LeapKids Академія Нещастя” и “Київ Проти Корупції” обе публиковали посты, связанные с сайтами Znaj.ua и Politeka.net. Некоторые страницы бренда “Реальный” давали ссылки на них, но другие также постили внешние ссылки на ресурсы своих городов (например, Lutsk.rayon.in.ua и Zhitomir.info. Найти связи страниц бренда “Реальний” со Znaj Media Holdings не удалось.

Другая страница, которая фигурировала в списке удаленных, “Міністерство Люстрації”, пользовалась другой стратегией продвижения контента: платила за рекламу в Facebook. Она фокусировалась на обвинениях в коррупции различных украинских политиков, размещая ссылки на статьи Znaj.ua и Politeka.net, и затем закупая на них рекламу. Znaj.ua, в свою очередь, перепечатывал некоторые из рекламных постов этой страницы.

Некоторые из политиков, о которых шла речь в рекламируемых публикациях “Міністерства Люстрації”, также фигурировали в постах страниц, посвященных исключительно их критике. Такие страницы тоже были удалены.

Заключение

DFRLab обнаружил доказательства координированных действий среди страниц, которые были удалены, включая одинаковые даты создания, одинаковые посты и линки, продвижение одних и тех же сайтов, у которых совпадали IP.

Страницы в основном публиковали местные украинские новости, которые перепечатывались из других изданий, не всегда с полным указанием источника. Эта сеть могла быть политически мотивированной (некоторые страницы запускали атаки против конкретных украинских политиков) и частично коммерческой.

Несмотря на то, что некоторые из страниц вообще не публиковали контент, они демонстрировали аномальный рост аудитории. Пока не ясно, каким образом им это удавалось. DFRLab проверила две теории: продвижение с помощью Facebook-рекламы либо с помощью ботоферм, но обнаружило, что ни одна не объясняет периоды значительного роста подписчиков у этих страниц.