BIG Hackathon во Львове — это первое такое мероприятие ЮНИСЕФ в Украине. Идею провести ивент подали польские коллеги из ЮНИСЕФ, а ориентир на инновации дал офис ЮНИСЕФ Innovation Фонда в Нью-Йорке. Самое ценное для ЮНИСЕФ — это не только хорошие, оригинальные и эффективные решения в формате прототипов проектов, но и сами идеи.

Победители — команда BIGTeam после награждения

Комментирует Наталья Бородчук, руководитель проектов по социальной политике ЮНИСЕФ:

«С внедрением реформы децентрализации появилось больше возможностей влиять на развитие общества и на процесс распределения и использования бюджета местными властями. Но интересы молодежи и детей недостаточно представлены на этапе распределения бюджетов. Решение этой проблемы требует неординарных и инновационных решений, которые призван выработать хакатон».

В частности, ЮНИСЕФ заинтересован в идеях по таким направлениям:

  • механизмы объединения интернета вещей и коммунальных учреждений;
  • мониторинг состояния здоровья молодежи;
  • решение в сфере образования, в частности контроль оценки успеваемости детей и молодежи в школах;
  • сервисы в сфере охраны окружающей среды;
  • инструменты в сфере предоставления социальных услуг, их информативной доступности;
  • формирование пакета общественных услуг детей и молодежи;
  • механизмы привлечения молодежи к участию в работе местного самоуправления.

Почему в качестве основной технологии выбрали blockchain?

Комментирует Артур Айвазов, руководитель департамента социальной политики ЮНИСЕФ:

«Для нас самая главная ценность проекта — хорошие идеи. Мы понимаем, что за сутки можно разработать прототип, но не готовый продукт. Blockchain выбрали потому, что это настоящая инновация, и потому что, если вникнуть — он идеально подходит для поставленных задач». 

Bloqly — это блокчейн-платформа, созданная для публикации открытых реестров и открытых очередей. Пилоты решений на базе Bloqly уже тестируются во Львове — это открытые очереди в детские сады и школы. Миссия Bloqly — борьба с коррупцией и увеличение прозрачности в бизнес-процессах как для государственного, так и для приватного сектора. 

В планах было провести в Украине Идеатон, т.е. конкурс питчинга идей, а реализацию делать на хакатоне в Польше. Но в процессе подготовки концепция изменилась. Во-первых, в Украине достаточно сильных технических специалистов, а во-вторых хакатон ЮНИСЕФ в Польше перенесли и было принято решение проводить его здесь, во Львове.

ЮНИСЕФ удалось привлечь к организации сильных партнеров: SoftServe, которые предоставили помещения для работы участников и для питчей, исследовательский центр Molodvizh, «Львовский IT-кластер», «Городскую администрацию Львова» и технологического партнера — Bloqly Blockchain Platform. Такие партнеры повлияли на качество проведения мероприятия и его результаты. 

ЮНИСЕФ планирует и дальше проводить мероприятия такого формата в Украине. 

Как отбирали участников

Несмотря на то, что ЮНИСЕФ, продвигая хакатон, не указывал призовой фонд и возможные бонусы от участия, оргкомитет получил более 100 заявок из Украины, Лондона, Баку, Брюсселя. Среди участников самому младшему было 8 лет! Заявки подавали как отдельные участники, так и команды. 

Хакатон продвигали на площадках, где общаются программисты: на форуме DOU, в тематических Telegram-сообществах и с помощью партнеров, к примеру IT-кластер Львова. 

К участию отобрали 12 команд, но не все смогли участвовать из-за технических ограничений — решение нужно было предложить именно на Bloqly, а некоторые участники предпочли другие технологии блокчейна. 

Так как подавались и отдельные участники, оргкомитет BIG Hackathon решил также привлечь их к участию и дать им шанс, что дало хорошие результаты. 

Среди 9 команд-участников хакатона были FrontEnd, Backend разработчики, продакт менеджеры, продуктовые дизайнеры и менеджеры проектов из Одессы, Харькова, Львова, Днепра, Славянска и Киева. 

Как проходил хакатон

Хакатон был очень хорошо организован, потому что участникам дали самое главное — четкую формулировку проблем, решения для которых нужно предлагать, реальные данные про целевую аудиторию в Украине, технологическую платформу, предназначенную для решения таких задач и мотивацию в виде наград и дальнейшего продвижения проектов.

ЮНИСЕФ — организация, которая с 1946 года существует в мире, на сегодня представлена в 190 странах и реализует основную миссию — помощь детям во всем мире. Сегодня это большая организация, с множеством международных инициатив и офисами по всему миру. Строгие требования, высокие стандарты и бюрократизм позволяют ЮНИСЕФ четко и слаженно решать очень серьезные проблемы, избегая коррупции, сохраняя безупречную репутацию и строя широкую партнерскую сеть вокруг идеи помощи детям в сложных ситуациях. 

Несмотря на то, что ЮНИСЕФ — одна из самых старых мировых организаций, системно занимающихся благотворительностью, эта организация считает инновации одним из своих приоритетов. ЮНИСЕФ доставляет вакцины в Африке на дронах, организовывает обучение через интернет для детей в самых дальних уголках нашей планеты, разрабатывает этические и юридические аспекты прав детей в мире computer vision и дополненной реальности, где распознавание лиц — это уже стандарт рынка. Потому блокчейн для помощи детям — это вполне реальный и выполнимый для ЮНИСЕФ технологический метод. Внутренний фонд ЮНИСЕФ Innovation как раз занимается отбором, финансированием и развитием инновационных инициатив. 

Задачу, миссию и форматы решений, которые нужны ЮНИСЕФ презентовала Наталья Бородчук на открытии хакатона. 

Выступление Натальи на открытии хакатона

Она рассказала о том, что такое инициатива «Громада, дружня для дітей та молоді», в рамках которой проходит хакатон. Какие проблемы решает эта инициатива и какие IT-инструменты могут быть полезны. 

Территориальные громады Украины

Эта инициатива направлена на то, чтобы местные бюджеты, которые остаются на местах в рамках децентрализации, учитывали проекты для улучшения жизни детей и молодежи. 

Направления, важные для инициативы

Следующий спикер — Татьяна Приходько, социолог Института Миста

Фрагмент доклада Татьяны о качестве жизни

Важно отметить, что этот доклад повлиял на высокие результаты хакатона — участники получили реальные данные из исследования 1200 респондентов среди молодежи по проблемам, предложенным в рамках решения для хакатона. 

Фрагмент исследования проблемы, решение для которой получило первое место в хакатоне
Данные о привычках молодежи, влияющих на здоровье

Последним докладом в начале хакатона было выступление представителей платформы Bloqly, Натальи Снежковой, CEO, и Славы Снежкова, CTO. Они коротко рассказали об особенностях и ограничениях решения, о том, какие практические задачи оно решает для участников. 

Слава Снежков рассказывает об особенностях Bloqly

Далее участники в командах начали работу с менторами. Отдельные участники присоединились к существующим командам, а одна из команд сформировалась прямо на хакатоне. 

Групповая работа команд хакатона с менторами

В числе менторов хакатона были следующие специалисты:

  • Олег Бабий, Abiliton-PRO Senior Software ENGINEer;
  • Андрей Порыло, Abiliton Lead Software Engineer.
  • Наталья и Слава Снежковы;
  • Татьяна Приходько;
  • Игорь Маркевич, юрист;
  • Орест Файфурка;
  • Олег Малец;
  • Юрий Бакай;
  • Александр Николяк;
  • Даниил Сороковой;
  • Юлия Сапацинская.

После работы с менторами прошел предварительный питч команд. Команды выступили, получили фидбек от менторов и гостей хакатона и отправились на работу над своими проектами. Фидбек касался как питчинга, так и сути проекта. 

Участник команды TrustMe отвечает на вопросы 
Работа команд в группах. Capitans of Industry делают проект

На следующий день участники презентовали проекты в рамках питча и предоставляли техническое решение проекта. Важно отметить, что это один из немногих хакатонов, в которых сам питч был важным, но не решающим фактором победы в проекте. 

На финальном питче члены жюри задавали вопросы, проверяющие уровень проработки решения, понимания проблемы и возможностей к масштабированию решений. 

Финальный питч команды TwoTeam

Жюри оценивало соответствие проекта задачам хакатона, важность решаемой проблемы, техническую реализацию, т.е. продуктивность и качество написанного кода, соответствие решения возможностям Bloqly и выступление участников. По сумме баллов определялся победитель.

В состав жюри входили:

  • Артур Айвазов, руководитель департамента социальной политики ЮНИСЕФ;
  • Андрей Москаленко, заместитель мэра Львова по вопросам семьи и молодежи;
  • Наталья Снежкова, COO Bloqly; 
  • Леся Клакович, менеджер Lviv SoftServe IT Academy, Learning and Development Lead;
  • Владимир Шнайдер, проектный менеджер в сфере IT, экс-начальник Управления молодежи и спорта Львовского городского совета.
Члены жюри BIG Hackaton слушают выступления участников

Проекты, которые представили команды

4ininСистема голосования и создания петиций с помощью блокчейн
QuatrnutsСистема оптимизации и распределения срочных случаев медицинской помощи
Capitans of IndustryСистема независимого объективного оценивания открытых заданий для школ
TwoteamСистема сбора справок для получения разрешения на инклюзивное обучение онлайн
BIGteamОткрытая очередь для распределения мест в общежитиях
DefiПубличная система сбора целевых благотворительных платежей 
ВільноДійПлатежная система для реализации принципа «Деньги ходят за ребенком» для получения социальных услуг
TrustMeПредоставление справок в учреждения в онлайн формате, верифицированных с помощью Blockchain
GameOnСистема транспортировки и учета вакцин для детей

Как и кого награждали

Члены жюри наградили всех участников сертификатами участия, а потом озвучили призовые места. Андрей Москаленко, заместитель мэра Львова, сказал, что выбирать было очень сложно, ввиду высокого уровня и идей и реализации проектов. 

За меньше чем сутки больше половины участников показали работающий прототип решения с тестовой реализацией. К примеру, 4inin показала проект голосования (на выборах) и доступа к информации с помощью Smartcard и приложения. Результаты голосования записывались в блокчейн базу данных на технологии Bloqly.

На награждение участников прибыл мэр Львова Андрей Садовой, который вместе с жюри отобрал еще один проект к награждению от мэрии Львова.

Победившие команды:

1 место, команда BIGTeam, решение — Прозрачное распределение мест в общежитиях. 

Победители команда BIG Team на вручении сертификатов

Проблема расселения в общежитиях — огромная боль для всех студентов и их семей. Власть комендантов общежитий на местах не может ограничить ни ректорат, ни влияние громады. Решение — сайт, где студенты регистрируются и вступают в очередь. Все изменения очереди видны публично. Для иностранцев и студентов со льготами реализованы отдельные распределения в очереди. Приз: 75 000 грн на реализацию проекта. 

2 место, команда Quarnuts из Одессы, решение — Оптимизация работы скорой во время чрезвычайных происшествий. 

Команда Quarnuts после награждения

На решение команду вдохновило неприятное событие из жизни — близкий друг членов команды попал в больницу с травмой головы и 3 часа ждал госпитализацию. Они подумали о том, чтобы сделать решение на блокчейне, которое будет рассчитывать, куда распределится пациент скорой, а также покажет, кто ответственен за вовремя не оказанную помощь. Приз: 50 000 грн на реализацию проекта. 

3 место, команда Defi. Решение — платежная система для сбора донатов, с публичной визуализацией куда тратятся эти деньги. 

Команда Defi после награждения

Решение поможет собирать деньги и отчитываться за них без лишней бюрократии любым НГО, а также делает адресную помощь легкой и удобной. Приз: 25 000 грн на реализацию проекта.

Спец-приз от мэрии:

Команда Captains of Industry. Решение — приложение для независимого оценивания не тестовых заданий в школе. Элегантность идеи в том, чтобы задания анонимно мог проверять другой учитель. Блокчейн нужен для анонимности и для неизменности сохранения данных.

Андрей Садовой вручает подарки участникам и членам жюри

Приз: по 10 000 грн каждому из 3-х членов команды от мерии Львова на реализацию проекта.

За проект, который одержал первое место, болели многие участники и гости хакатона с самого препитча. Ведь боль, которую решает этот проект, коснулась почти каждого, у кого есть знакомые студенты или кто жил в общежитии во время учебы. 

Участники говорят, что эти проблемы актуальны или были актуальны для них самих, потому с большой вероятностью, собираются доводить проекты до конца. 

Какая судьба ждет проекты дальше

Самый главный этап — техническая доработка проекта. Условие участия Bloqly в хакатоне — доработка и поддержка победителей после мероприятия. 

Комментирует Слава Снежков, CTO Bloqly:

«За сутки сделать готовый продукт нереально. Но мы поможем ребятам доработать то, что они сделали. Наша помощь — написание необходимого кода и код-ревью, доработка платформы, чтобы там легко из коробки можно реализовать то, что нужно участникам, и тестирование — унифицированные среды, DevOps, вывод на продакшен».

Все проекты-победители получат поддержку ЮНИСЕФ в рамках инициативы «Громада, дружня для дітей та молоді» и в целом. Нетворкинг и репутация ЮНИСЕФ, а также плотное сотрудничество с городской администрацией могут дать толчок к быстрому запуску пилотов по этим проектам. Львовская администрация готова внедрять решение на местах после доработки. Реальные пилоты помогут победителям масштабировать свои решения. 

C победой на хакатоне для команд все только начинается. Лучший проект будет подан на конкурс Surge от Фонда ЮНИСЕФ Innovation в Нью-Йорке по тематике блокчейн, дату которого объявят уже очень скоро. 

Андрей Садовой, мэр Львова, комментирует:

«Многие готовы делать инновации на словах, а на практике никто не готов включаться в бумажную работу и принятие необходимых решений. Мы — готовы делать это здесь, во Львове».

Артур Айвазов и Андрей Садовой выступают на заключительной части хакатона

Артур Айвазов комментирует:

«Проекты нужно дорабатывать, но это не отменяет ценности идеи. Многие процессы в работе государства содержат невидимые со стороны проблемы. Как правило, это проблемы с требованиями, законодательной базой. Ребята не знают глобально всех проблем и потому не знают, куда можно применить эти проекты, кроме тех способов, которые они предложили. А у нас есть эта информация и доступ к экспертам в темах, которые могут дать им эти знания.

К примеру, мне очень понравился проект про школы. По баллам хакатона он не победил, но мэрия его тоже отметила. Он решает еще одну важную проблему, кроме оценки не тестовых заданий, т.е. таких, которые требуют оценки креативности, оригинальности идеи.

 Это проблема распределения нагрузки по проверке домашних заданий между разными учителями. Один учитель загружен меньше, другой больше — решение дает возможность получить объективные оценки и после доработки распределить нагрузку по проверки заданий. У этого проекта есть потенциал международного внедрения».

Блокчейн — тема, вызывающая много хайпа, но иногда не все до конца понимают как его применять, и включают его даже в проблемы, где блокчейн не нужен для решения поставленной проблемы. А хакатоны нередко — это возможность пропиариться для команд и публичных людей. 

Хорошо, что BIG Hackaton от ЮНИСЕФ вышел совсем не таким. Он привлек сильных участников, неравнодушных к тому, что именно они делают. Он привлек профессиональных менторов, которые помогли доработать идеи. И главное, оргкомитет хакатона пригласил сильное, релевантное проектам жюри, которое выбрало проекты максимально объективно, на основе критериев проблем и качества кода. 

ЮНИСЕФ своим мероприятием поставил очень высокую планку подобных ивентов для себя и других организаторов хакатонов в Украине. Надеемся, что другие мероприятия ЮНИСЕФ в формате хакатона пройдут на таком же уровне и с нетерпением ждем следующих мероприятий по теме инноваций!

Автор: Мария Матрос