20 сентября 2019 года Верховная Рада приняла законопроекты, которые регулируют использование РРО (кассовых аппаратов). Все ФОП в ритейле должны будут использовать кассовые аппараты после переходного периода. Законопроекты также увеличивают штрафы за нарушения в этой сфере, вводят программные РРО. В Министерстве финансов провели встречу с представителями бизнеса и прокомментировали некоторые популярные вопросы о проектах (в частности, о штрафах, Z-отчетах и т.д.). Редакция AIN.UA собрала вопросы предпринимателей, которые прокомментировали в ведомстве.
Закон предусматривает обязанности продавца по составлению отчетности по РРО. Увеличивается ли админнагрузка на продавцов и вводится дополнительная ответственность за нарушение этого требования?
Комментарий ведомства: Новую отчетность по использованию РРО в законопроекте 1053-1 не вводят (ни для программных, ни для классических РРО). Дополнительной административной нагрузки для продавца законодательные изменения не несут.
Но под “отчетностью” в Законе “О применении РРО в сфере торговли, питания и услуг” попадают в том числе фискальные отчетные чеки, так называемые Z-отчеты (Z-отчет — это фактически отчет об операциях в РРО за день, его цель — зафиксировать результаты работы РРО за этот период и обнулить память аппарата — ред.)… Штрафов за несоздание фискальных отчетных чеков в программных РРО быть не должно. Министерство финансов подготовит налоговую консультацию по этому вопросу.
Зачем вообще нужен Z-отчет для программных РРО?
Комментарий ведомства: В концепции программных РРО он нужен, этим отчетом продавец показывает, что все без исключения расчетные операции, совершенные днем (или в определенную смену), прошли через РРО.
На практике это не будет создавать сложностей для плательщика налогов, не нужно будет ждать “до ночи”, чтобы сформировать отчет. Вся “внутренняя кухня” по обмену информацией между налоговой и плательщиком налогов будет решаться настройками фискального сервера и техническими требованиями к программным РРО. Эти требования будут вынесены на публичное обсуждение.
Эти отчеты можно будет формировать в электронном кабинете на основании чеков, поступивших на сервер налоговой.
Будет ли штраф за нарушение формирования контрольной ленты в программном РРО?
Комментарий ведомства: В законопроекте №1053-1 контрольная лента для программных РРО предусмотрена только для режима офлайн, и она — исключительно электронная. Без этого элемента невозможен контроль за последовательностью чеков, созданных в таком режиме работы.
Для программных РРО механизм формирования ленты будет выписан в технических требованиях. Он вообще не будет требовать дополнительных действиях от плательщиков налогов. Опасения насчет штрафов за несоздание контрольной ленты на программных РРО — лишние, ведь возможность их применения к продавцу исключена. Министерство финансов предоставит соответствующее разъяснение.
Почему остается штраф за несоответствие суммы налички на месте проведения расчетов?
Комментарий ведомства: Речь идет о штрафе за несоответствие на месте проведения расчетов суммы, указанной в дневном отчете, больше чем на 10% размера минимальной зарплаты. Ответственность за такое нарушение предусмотрена в текущей редакции Закона о РРО. То есть, речь не идет о возобновлении штрафов из отмененного указа президента “О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличных” № 436/95 от 12.06.1995.
Штраф ни в коем случае не зацепит тех плательщиков, которые будут применять программные РРО, где фискализация проходит на сервере налоговой. Что же касается классических РРО, то этот штраф остается из-за специфики регистрации ими расчетных операций.
Как выполнять требования закона о предварительном программировании товаров в РРО?
Комментарий ведомства: Нужно техническое решение, которое даст автоматизовать программные для всех продавцов, в том числе, частных предпринимателей. Это общее задание Минфина и ГНС, которое проведут при разработке бесплатного решения для программного РРО.
Ответственность за ошибки в таком программировании для тех, кто не торгует подакцизными товарами, остается на текущем уровне: пять необлагаемых налогами минимумов доходов граждан (85 грн) разово, за все выявленные во время проверки нарушения.