Денис Дмитренко, инвестиционный директор венчурного фонда GR Capital, рассказывает, каковы перспективы wellness tech на мировом рынке.


Сегодня рынок wellness tech по уровню прибыли сравним с сектором высоких технологий. В книге «Революция Wellness — следующий триллион долларов» американский экономист Пол Зейн Пилзер подсчитал: ежегодный оборот отрасли составляет более $425 млрд. От общего объема мировой экономики сфера составляет более 5%.

По данным отчета  2018 Global Wellness Tourism Economy, за три года экономика wellness выросла на 6,4% (с 2015 по 2017 год). Эти показатели превысили глобальный экономический рост (3,6%). Сейчас на сферу wellness-услуг приходится 5,3% мирового объема производства.

Тренды wellness-технологий неразрывно связаны с потребительским спросом, как отмечает аналитик фонда GR Capital Кирилл Ухо. Ссылаясь на отчет Corporate Wellness Market Global Outlook and Forecast 2018-2023, он подчеркивает: только в сфере оздоровительных услуг мировой корпоративный рынок к 2023 году заработает $72 млрд. При этом среднегодовой темп роста сектора составит 8%.

Итоги исследования Deep Focus говорят, что 80% миллениалов тратят почти одну четвертую своего дохода на поддержание здоровья с помощью wellness-товаров и услуг. Признанные компании все чаще выбирают для продвижения новой продукции «оздоровительный» маркетинг.

Индустрия развивается в сторону health tech, уделяя внимание не только физическому, но и психоэмоциональному здоровью пользователей. Следить за качеством жизни — тренд, который взяли на вооружение разработчики приложений и устройств.

Гаджеты с терапевтическим эффектом

Массажер TheraGun для восстановления мышц в домашних условиях популярен среди спортсменов. Принцип его работы построен на ударной терапии, заменяющей традиционный массаж. Прибор снимает мышечное напряжение. Создатели массажного «пистолета» утверждают, что их цель — не заменить привычный сеанс массажа, а ослабить болевые сигналы, поступающие в мозг. Стоимость гаджета варьируется в пределах $299–$599.

TheraGun

Узнать больше о том, чем живет индустрия, можно благодаря ежегодным wellness-выставкам. На одном из таких ивентов в Санта-Монике представили криотерапевтические и инфракрасные кровати, обеспечивающие глубокое расслабление. В основе разработок — методика NuCalm, позволяющая снять стресс и компенсировать недосыпание. Идея принадлежит ученым Гарвардской медицинской школы.

По предварительным результатам, система NuCalm способна улучшить качество сна. Один из способов применения: пациент надевает наушники и слушает обычную музыку. Однако в мелодию «зашит» сигнал, позволяющий мозгу работать с частотой, на которой человек засыпает.

Домашний спортзал

Опрос пользователей платформы Alpha показал, что 54% американцев, которые посещают спортзал хотя бы раз в месяц, заинтересованы в покупке домашней интерактивной фитнес-системы.

Со временем спортивные классы в режиме live заняли отдельную нишу в сфере велнес-услуг. Технологический стартап Mirror предлагает проводить профессиональные тренировки дома. Спортивная система представляет собой жидкокристаллический экран с камерой и динамиками, который транслирует онлайн-занятия с инструктором из нью-йоркской студии.

Mirror

В выключенном режиме он выглядит как обычное зеркало. Урок обойдется обладателю «Зеркала» в $39, а сам гаджет — в $1500. Тренер видит, кто посещает занятия и знает имена пользователей благодаря их регистрации в приложении. Mirror показывает частоту сердечных сокращений и сожженных калорий пользователей, а также статистику тренировок за выбранный период. По данным TechCrunch, проект привлек $38 млн от венчурных фондов, среди которых — Spark Capital, First Round Capital, Lerer Hippeau и BoxGroup.

У Mirror есть перспективный конкурент — Peloton — велотренажер и беговая дорожка со встроенным экраном. В интерактивном домашнем зале можно установить уровень нагрузки и подобрать музыку. Только в США компания уже заработала $550 млн, и планирует расширять количество потребителей за рубежом.

«Карманные» лаборатории

Разговор с врачом по Skype или в чате — телемедицина — позволяет проконсультироваться и получить рецепт на лекарство менее, чем за десять минут. Эта технология особенно актуальна в отдаленных населенных пунктах. Кроме того, возможности диджитал-медицины формируют для пациентов более комфортную и доверительную атмосферу. Поэтому стоит ожидать всплеск потребительского интереса на услуги и товары в сфере телемедицины уже в следующем году.

Известная компания в этой области — провайдер домашних медицинских тестов Viome. Приложение анализирует состояние микробиома в организме клиента и предлагает продукты или пищевые добавки для улучшения показателей здоровья. Например, может посоветовать исключить сладкий перец из рациона, если в организме обнаружены бактерии, затрудняющие усваиваемость овоща.  Стартап привлек более $45 млн инвестиций от Khosla Ventures, Physician Partners и генерального директора Salesforce Марка Бениоффа. 

Другой аналитический сервис создали специалисты исследовательского центра VTT в Финляндии. Приложение Odum работает на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Сервис анализирует состояние здоровья, выявляя риски развития заболеваний.

Мобильные приложения также стали использовать данные для предоставления рекомендаций по питанию. Индийская платформа HealthifyMe генерирует информацию о потреблении питательных веществ и потребностях в калориях. Стартап получил более $25 млн поддержки.

Израильский конкурент стартапа — Nutrino — с помощью искусственного интеллекта составляет план питания, базируясь на физиологических данных пользователя (стресс и физическая активность). В конце 2018 года производитель медицинского оборудования Medtronic приобрел Nutrino и масштабировал технологию для помощи больным диабетом.

Цифровая платформа EverlyWell предлагает провести домашний анализ крови. Экспресс-тест показывает иммунный ответ пользователя и выявляет реакции организма почти на сотню видов пищи. Эта техасская компания получила более $55 млн от инвесторов, включая Goodwater Capital, Highland Capital Partners и NextGen Venture Partners.

Аналитики венчурного фонда Rock Health проанализировали востребованность продукции в сфере цифрового здравоохранения в 2018 году. Согласно опросу, люди доверяют онлайн-консультациям не меньше, чем реальным.

Сколько инвестируют в сферу

За последние десять лет в health tech компании инвестировали $3,4 млрд, что составляет 11% от всех объемов венчурного инвестирования за этот период. В 2018 году медицинские стартапы получили $1,3 млрд инвестиций, что в три раза больше, чем в 2017. Например, платформа телемедицины American Well в минувшем году привлекла $291 млн, а приложение Doctor on Demand получило $74 млн.

Новое поколение поставщиков медицинских услуг, такие как Oscar и CareMore Health, сделали телемедицину ключевым компонентом моделей лечения, ориентированных на пациента. Тенденцию подхватил проект Doc.ua — бесплатный онлайн-сервис поиска врачей и записи на прием.

По данным Global Wellness Institute, через три года мировая индустрия wellness tech вырастет примерно до $180 млрд. Такая тенденция говорит о том, что запрос общества на услуги в этой сфере становится все больше. 

Несмотря на то, что сектор цифрового здравоохранения все еще остается относительно молодым, в нем появляются крупные сделки. Рынок wellness tech в ближайшие годы будет предлагать потребителям все более технологичные решения, повышающие качество жизни.  

Автор: Денис Дмитренко, инвестиционный директор GR Capital