Украину все еще относят к тем немногим государствам, которые могут строить самолеты и ракеты. У наших сограждан в наличии светлые головы и золотые руки. Справедливо возмущаются и те, кто считает, что свой потенциал мы растеряли.
В рамках исследовательского проекта #Fly9999 издательства ТАК журналисты собирают информацию о состоянии отрасли и ее перспективах. Сегодня расскажем о восьми достижениях Украины в авиа-космической сфере за последние годы.
- Украинские разработчики уверенно рвутся в космос. Конечно, мы знаем, что украинские КБ «Южное» и завод «Южмаш» принимают участие в международных космических программах, но речь не только о них. Уже в феврале следующего года должен состояться запуск ракеты компании Firefly, в которую инвестировал украинский бизнесмен Максим Поляков. У компании сейчас два офиса — в американском Техасе и украинском городе Днепр. В 2016 году компания Тома Маркусика, которая стремились создать новые и более дешевые ускорители для запуска спутников в космос, приостановила работы из-за нехватки средств – необходимо было не менее $100 млн. Поляков, чьи родители в советское время учавствовали в космической программе, поверил в перспективы Firefly. Основатель нескольких IT-компаний с большим опытом привлек необходимые средства. Благодаря украинцу была изменена конструкция ракеты, ее оснастили более мощными двигателями, поскольку Поляков понял, что исходная грузоподъемность Alpha — около 400 кг на низкую околоземную орбиту — слишком мала для запуска малых спутников. Такая ракета сможет доставить на орбиту 1 тонну груза при стоимости запуска в $15 млн, что делает ее весьма конкурентоспособной на рынке коммерческого космоса. В разработке новых технологий для полетов в космос принимают участие украинские инженеры и другие специалисты, которые работают в Днепре.
- В 2017 году КБ «Южное» представило ракетно-космический комплекс «Циклон-4М», который открывает новые возможности для Украины. Двухступенчатая ракета-носитель, которая строится на «Южмаше» в городе Днепр, предназначена для вывода моноблочной полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту или солнечно-синхронную орбиту. По рассчетам проектировщиков, на орбиту высотой 450 км она сможет выводить 3700 кг, а на орбиту 1200 км – 3000 кг. Финансирование обеспечивает американская частная компания Maritime Launch Services, по плану запуски должны начаться в следующем году с космодрома в Канаде.
- Харьковский завод FED совместно с компанией Thales Alenia Space изготавливает инновационный продукт: теплообменник для телекоммуникационного спутника. В спутнике расположены компьютеры, излучатели и другие системы, выделяющие много тепла, и специальная система аккумулирует тепло и транслирует его на специальные теплообменники, передающие его в космос. Теплообменник харьковской разработки мало весит и в нем нет ни элементов вращения, ни устройств, которые могли бы через какое-то время выйти из строя. Такой принципиально новый подход в создании конструкции, очень важен, подчеркивают создатели, ведь срок эксплуатации спутника – 15-20 лет, чем меньше будет вероятность износа деталей – тем лучше. Первый запуск должен состояться в следующем году.
- ПФК «Сторк» разработала и продолжает совершенствовать «стеклянную кабину», которую ПАО «Мотор Сич» будет использовать для модернизации вертолета Ми-8МСБ. Аналоговые индикаторы на приборной панели кабины пилотов заменили электронными, в самом вертолете устанавливается новая авионика. Первый проект «стеклянной кабины» был в виде изображения на экране монитора компьютера в октябре 2015 года, позже появилась структурная схема и состав оборудования. «Сторк» создал обзорно-навигационную тактическую систему EuroNav 7 с системой предупреждения о столкновении с землей для таких машин, как Ми-8, Ми-8МТВ и Ми-8МСБ. В 2016 году на вертолете Ми-8МСБ-Т были установлены и демонстрировались навигационно-тактический генератор цифровых карт RN7 и многофункциональный дисплей MDU268 компании Esterline.
- НПО «АВИА» разрабатывает и поставляет учебно-тренировочные комплексы вертолетов Ми-8МТВ, Ми-171, Ми-172 и их модификаций. В 2017 году в Кременчуге был создан виртуальный центр для тренировки пилотов. Техническое оснащение комплекса сопровождала компания «ИТ-Интегратор». Ядром комплекса стал тренажер-вертолет, управляемый с диспетчерского пункта, оснащенного шестью мониторами, которые формируют видеостену. Пункт моделирует внештатные сценарии при полетах: отказ двигателя, механическое повреждение вертолета, сложные погодные условия и т.д. Разработчики уверяют, что по своим техническим и эксплуатационным характеристикам и функциональным возможностям комплексный пилотажный тренажер вертолета Ми-171 не имеет аналогов.
- Не забываем также о Владимире Татаренко, который разработал и запатентовал систему спасения пассажиров при аварии пассажирского самолета. По задумке авиаинженера, который ранее много лет проработал на киевском авиазаводе, специальная капсула способна спасти всех пассажиров и экипаж при авиакатастрофе во время полета. Весь салон катапультируется через хвостовую часть самолета и потом спускается на парашюте. Правда, пока задумка остается только на бумаге и виде видеоролика, который пару лет назад собрал миллионные просмотры на YouTube: капсулу нужно монтировать в новые самолеты, что требует финансовых вложений, а сама капсула и катапульта делают авиалайнер тяжелее, что означает уменьшение и количества пассажиров, которое он может перевезти.
- Стартап Luftronix помогает проверять подготовку самолетов к вылету. Четыре дрона облетают лайнер в ангаре и с помощью специального сенсора сканируют снаружи. Информацию с камер получают на сервер инженеры, а программное обеспечение позволяет видеть финальную картинку в 3D и следить за состоянием самолета в реальном времени. Это позволяет улучшить сбор информации, ведь обычно при таком осмотре инженер самостоятельно фотографирует все царапины, вмятины и места, куда ударила молния. А эта система позволяет автоматически все проанализировать и показывать пореждения проверяющим в трехмерном виде. Программное обеспечение разрабатывается в Украине, дроны собирают в Польше, а тестируют их в США. Один из директоров компании — «АТОшник» Александр Грачев. Он вспоминал, как в 2014 году при осаде «Донецкого аэропорта», где он сам был, украинцы теряли дроны из-за того, что мощный сигнал сбивал настройки GPS-навигатора аппарата. Позже он принял участие в разработке технологии, которая позволила бы летать в условиях радиоэлектронной борьбы. Стартап Luftronix работает уже в сфере гражданский авиации, но полученные средства позволяют строить дроны для армии.
- С дронами связан и другой стартап — Drone.UA. Это системный интегратор беспилотных решений в Украине. У компании есть собственные инженерные и производственные подразделения, центр по обработке данных. В основном компания обслуживает аграрный сектор, мониторя поля и обрабатывая полученную информацию. Но не только. Например, в 2016 году специалисты компании запустили проект мониторинга незаконных вырубок на территории 50000 гектаров в Киевской области. Как отмечал соучредитель Drone.UA Валерий Яковенко, в Украине наблюдается активный рост использования дронов в добывающей промышленности, в сфере безопасности и енергетики, а стоимость услуг, которые оказывают беспилотники, достигает нескольких миллионов долларов в год.