Приключения детектива-неудачника в стране самопознания: обзор Disco Elysium

3130

15 октября в Steam вышла новая ролевая игра Disco Elysium. Это — первый проект эстонской инди-студии ZA/UM Studiо, он сильно отличается от классических RPG и уже заслужил массу положительных рецензий от СМИ и обзорщиков. Рассказываем, откуда хайп вокруг первого проекта неизвестной студии и кому игра может понравиться.

Не такая, как все

Классика ролевых сингл-плей игр — это (как правило) фентези-вселенная, с эльфами, драконами и магией, в котором игроку-герою нужно так или иначе спасать мир (DA: Origins, Baldur’s Gate, Neverwinter Nights, Fable, Arcanum и сотни других примеров). Игра будет ролевой, если она: 1) дает игроку прокачивать характеристики своего персонажа и 2) дает отыгрывать его характер «как в жизни». Если в раннем Fallout, например, выставить силу героя на максимум, а интеллект — на минимум, общаться он будет в стиле «Аг-р-р-р», зато сможет вынести дверь плечом.

Многие ролевые игры до сих пор ориентируются на систему Dungeons&Dragons, давая персонажу основные характеристики вроде силы, выносливости, мудрости, ловкости, традиционные навыки вроде боя на мечах или красноречия, магические умения и т.д. Обычно главный герой с самого начала игры — не такой как все, он — или воплощение древнего полубога (как в Morrowind), или человек с суперспособностями (как в «Ведьмаке»), ни в коем случае не простой обыватель.

Disco Elysium ломает все стереотипы своего жанра.

Голоса в голове

Редко какая игра начинается с того, что с героем пытаются пообщаться разные отделы его же мозга. Он просыпается в настолько жутком похмелье, что свет яркой лампочки может снизить показатель его здоровья.

Первый игровой квест: отыскать разбросанную по комнате в алкогольном угаре одежду. Со временем оказывается, что игроку нужно управлять психически нестабильным и неприятным детективом средних лет, с алкогольной зависимостью и тонкой душевной организацией.

Чтобы заработать на ночлег, в начале игры буквально придется подбирать пустые бутылки, роясь в мусорке — и то, если повезет найти под них пакет.

Как в любой RPG, с ростом уровня персонаж зарабатывает очки, которые можно тратить на прокачку характеристик и умений. Только стандартных для героической RPG навыков, вроде рукопашного боя или умения торговаться, здесь нет. Зато есть умения вроде «Энциклопедических знаний», «Концептуализации» или «Интуиции».

Во время игры они превращаются в голоса в голове, которые общаются с главным героем, помогают понять, что происходит, а иногда откровенно над ним смеются. «Риторика», например, «простыми словами» перескажет витиеватую и трудную для понимания речь, «Драма» поможет талантливо соврать и т.д.

Что же касается второго ключевого компонента ролевой игры — отыгрыша — здесь можно делать все, что угодно: стрелять по трупам, вымогать деньги, прикидываться идиотом или судьей Дреддом, швыряться в людей вещами, закатывать истерики, жаловаться на жизнь, воровать, копаться в мусорках и даже петь в караоке. Большинство этих действий окружающие герои воспримут как проявления эксцентричной натуры.

Можно напялить стильные очки, которые добавят крутости, но почти лишат зрения. Можно ходить в заляпанной майке и одной туфле. Здесь можно «носить» собственные мысли, как в других играх носят кольчугу или меч: они дадут игроку временные бонусы и минусы, а анализировать их содержание и эффекты можно в «Кабинете управления мыслями»:

В этой игре можно делать почти что угодно, и вам за это ничего не будет.

Больше половины игрового времени вы проведете в диалогах. В Disco Elysium — примерно миллион текстовых строк. В этом ее сравнивают с еще одной классической RPG Planescape: Torment (где герой, кстати, тоже вначале вообще ничего о себе не помнит).

Такое количество диалогов и текста неудивительно, учитывая, что здесь можно разговаривать с людьми, со своими субличностями, навыками, воспоминаниями, а при желании — общаться с объектами неживой природы.

И все диалоги написаны хорошо.

Вывод

Disco Elysium — это та игра, за которую садишься на 10 минут, а потом наступает утро. Если вы любите текстовые квесты, мрачные детективные истории, сериалы «Настоящий детектив» и «Шерлок» — у нее есть все шансы вам понравиться. Плюс, она красиво отрисована.

Если же вы, к примеру, играя в WoW, всегда пропускаете текстовые описания квестов, вам игра вряд ли понравится.

Несколько советов

  • С самого начала собирать бутылки (это же советует и загрузочный экран).
  • Подсвечивать все предметы для взаимодействия кнопкой Tab.
  • Как можно раньше купить карту: она не особо интерактивная, но на ней отмечены точки, где можно попытаться пройти проверку умения, которую вы уже провалили.
  • Подбирать одежду не только по характеристикам. Детектив должен выглядеть стильно.
  • Позволять себе безумные реплики и поступки.
  • Не скипать текст (а иначе — зачем все это).
Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск