АВТОР: Майя Яровая
Задержки зарплат, увольнения и рассекреченные инвесторы
Сотрудники и партнеры Nimses рассказали, что происходит внутри самого хайпового стартапа Украины
В конце сентября 2019 года стало известно, что один из самых нашумевших и таинственных украинских стартапов — Nimses — терпит финансовые трудности. Начиная с января 2019 года Nimses начал задерживать зарплату, о чем редакции AIN.UA сообщили несколько сотрудников. В самом стартапе подтверждают, что задержки есть, но все финансовые обязательства выполнят после привлечения нового раунда финансирования.

Несмотря на денежные проблемы, руководство побуждает программистов к переработкам и запускает дорогостоящие рекламные кампании. «Сюр, манипуляции и отмывание инвесторских денег», — так описывает царящую в Nimses атмосферу один из бывших сотрудников стартапа, пожелавший сохранить анонимность. Без обещанных денег остались не только сотрудники, но и партнеры стартапа, в частности — продавцы на площадке Goods. Однако проект официально не закрыт, в него продолжают нанимать людей.

Редактор AIN.UA рассказывает, кто стоит за Nimses, откуда деньги и почему таинственный стартап пока так и не стал большой историей.
На хайпе
Летом 2017 года в уанете и рунете все обсуждают необычное приложение Nimses. Оно внезапно ворвалось в топы App Store и Play Market — то ли соцсеть, то ли дейтинг, а может и криптостартап. Модный черный интерфейс, евангелисты вроде Ивана Дорна и Onuka, статьи в популярных изданиях. Социальные сети наполнились реферальными ссылками, а жаждущие зарегистрироваться обвалили SMS-шлюз верификации по номеру телефона.

Каждый использовал Nimses по-разному. Кто-то использовал его как Instagram и просто публиковал фотографии, кто-то искал здесь знакомства, как в Tinder, а кто-то с азартом геймера собирал нимы как игровую валюту.

На самом же деле стартап пытался предложить пользователям «универсальный сверхлайк». Этим сверхлайком были нимы — внутренняя валюта сервиса, которая начислялась каждому пользователю ежеминутно с момента регистрации в приложении. Планировалось, что за нимы они смогут покупать реальные товары и услуги, а лайк, выраженный в нимах, станет более осязаемым проявлением симпатии. Кроме того, благодаря геолокационной составляющей, пользователям станет проще знакомиться с людьми, которые физически находятся с ними рядом.

В августе 2017 года представитель Nimses Егор Охотников в интервью AIN.UA рассказал, что у сервиса уже более 3 млн пользователей из 13 стран. Также готовность сотрудничать с компанией выразили 20 000 партнеров. Стартап победно шествовал по просторам Украины и СНГ и готовился встретить волну трафика из 70 стран по всему миру, включая США.
Цифровая утопия
Все, что требовалось от пользователей Nimses — просто жить и накапливать нимы. Со временем стартап обещал, что за них можно будет купить что угодно, причем по фиксированному курсу: 1 доллар = 1000 нимов. Товары и услуги должны были предоставить партнеры, которые в обмен получали данные о местонахождении пользователей и могли отловить их рекламой прямо напротив дверей своего магазина.

Бизнес пришел в Nimses, не дождавшись запуска специальной торговой площадки Goods. Магазины стали продавать за нимы модную одежду, аксессуары, кофе и булочки, и даже маркетинговые услуги прямо в офлайне. Имея «в кармане» пару тысяч нимов, можно было обзавестись модным свитшотом от FINCH и бананкой от «Всi. Свої», попить кофе в «КаваБулки» или съесть пиццу в PizzaPlace, просто явившись на место и перечислив нужную сумму на аккаунт продавца.

Реальные деньги из этой схемы были исключены, оставался вопрос — как будет зарабатывать сам Nimses? И у компании был ответ: со временем нимы должны были превратиться в фиат, который можно будет обналичить. И было похоже, что у команды это получится.

Но что-то пошло не так.
Маркетинговый инструмент и человеческий фактор
Как и любая другая популярная соцсеть, Nimses наполнился спам-аккаунтами, единственной задачей которых был майнинг нимов и фрод. Разумеется, для рекламодателей такие аккаунты ценности не представляли, к тому же обесценивались нимы, угрожая модели стартапа. Чтобы бороться с ними, команда ввела систему верифицирования, дав доступ к использованию нимов только тем пользователям, которые смогут подтвердить свое существование в реальности: для этого нужно было заручиться подержкой 10 других пользователей, которые верификацию уже получили.

Но корыстные майнеры изобретали все новые и новые способы накапливать нимы. Вскоре верификациями начали торговать. Соцсеть заполонили объявления в стиле «Верифицирую за нимы, подробности в личку». За пару тысяч нимов любой бот мог получить от пользователя со статусом «Человек» заветный апрув.

Задумка сделать талантливых людей богатыми также не увенчалась особым успехом. «Ангелам» в Nimses сверхлайков перепадало меньше, чем рядовым красоткам, готовым делиться фотографиями своих форм и обещавших еще более откровенные изображения в личку за нимы. Миллионы пользователей, которые появились в начале, со временем ушли с сервиса.
Партнеры Nimses поначалу были довольны сотрудничеством. Как маркетинговый инструмент, соцсеть показывала хорошие результаты: бренды получали внушительные охваты и целевые действия «по бартеру». Сопутствующим эффектом были упоминания в СМИ, которые на волне хайпа много писали о Nimses.

«Мы представляли почти все базовые товары из корнера в ЦУМ, и это была на тот момент самая эффективная реклама нашего бренда», — рассказывала основатель FINCH Катерина Бякова. По ее словам, кампания в Nimses окупилась лучше, чем реклама в Facebook или Instagram, и получила длинный хвост. FINCH значительно повысили узнаваемость бренда и люди еще долгое время после того, как товары сняли с продажи за нимы, продолжали звонить и приходить в корнер.

О том, что сотрудничество с Nimses было выгодным, AIN.UA говорили и другие бизнесы.

Но были свои нюансы. Курс нима у продавцов и официальный курс нима отличались. Мелкие товары за пару баксов, вроде USB-кабеля, могли стоить сотни тысяч нимов. За фирменную футболку пришлось бы выложить миллион. В компании несколько раз пытались скорректировать курс в сторону изначально заявленного — 1000 нимов за доллар — в ответ продацы просто изымали товар из Goods, провоцируя недовольство пользователей. Администрация сервиса вынуждена была сдаться и позволить торговой площадке самостоятельно устанавливать правила.

Вскоре бенефитов в виде рекламы продавцам стало мало — они хотели реальных денег. Тогда в Nimses запустили Exchange — биржу, на которой можно было обменять нимы на деньги. Но только от 80 млн нимов (за которые обещали 15 000 евро) — меньшее количество нимов конвертации не подлежало.
Новые механики
Первое время Nimses регулярно радовала пользователей анонсами, однако каждый раз сильно задерживала релизы.

Так торговую площадку Goods команда обещала запустить в июне 2017 года, но заработала она в Киеве лишь в сентябре. Задержку оправдывали техническими доработками платформы, которые понадобились в связи с бурным ростом пользовательской базы, на которую в Nimses не рассчитывали. Лишь к декабрю раздел Goods открыли в других крупных городах Украины.

В июне 2017 года администрация сервиса пообещала запустить легальный музыкальный сервис, который можно будет оплачивать нимами. Запуск действительно состоялся, но почти через год — в апреле 2018-го.

В дальнейшем команда стала осмотрительнее с анонсами — делать их перестали, а об изменениях объявляли лишь непосредственно после запуска. В целом в 2018 году от Nimses слышно было мало. Первоначальная команда сервиса, с которой ранее общался AIN.UA — СМО Андрей Сирченко, спикер Егор Охотников, а также другие — один за другим покинули компанию.

К тому моменту волна хайпа спала. Однако сама платформа постоянно менялась. Nimses тестировала все новые и новые механики, которые возникали и исчезали внезапно, без предупреждения и приводя в полное недоумение пользователей и партнеров.
Торжество человеческого эго
В феврале 2019 года компания представила крупное обновление, а первоначальные акценты сильно сместились. Если раньше в Nimses мечтали дать пользователям возможность показывать друг другу, что им не все равно — то теперь сервис нацелился на старое доброе самолюбование. «Все внимание — на тебя. Ты — в центре. Мир — в шоке. И жизнь действительно не будет прежней», — говорилось в рассылке с описанием обновления.

Теперь статус ангела мог получить не только одаренный пользователь, который делает мир лучше своим творчеством, но любой, кто соберет 1000+ номинаций от других пользователей (к слову, номинации довольно быстро превратились в такой же товар, как и верификации в свое время). «Ангелами» все больше становились фигуристые девушки и коммуникабельные парни, нежели представители творческого сословия.

Несмотря на то, что эта версия должна была стать окончательной и финальной, Nimses продолжает меняться каждый месяц. Если удалить приложение со смартфона, а через какое-то время загрузить его вновь, можно не сразу сориентироваться, что здесь происходит. Очевидно одно — жизнь в нем все еще есть и пользователи никуда не делись.
So Secret, Much NDA
Закрытость компании в Украине — распространенная практика. Как правило, собственники не любят ничего афишировать, чтобы не привлекать внимание налоговых и других проверяющих органов.

У Nimses закрытость вписана в корпоративный кодекс. Собственники и топ-менеджмент создали вокруг стартапа ореол таинственности, который выполняет одновременно две функции. Во-первых, маркетинговую. Чем больше от людей что-то скрывают, тем сильнее интрига: интерес к Nimses, хоть и существенно поумерился, но не исчез.

Вторая функция секретности — защита. Чем меньше знают о компании, тем менее она уязвима. Поэтому любое сотрудничество с Nimses начинается с подписания договора о неразглашении. Это касается всех: партнеров, сотрудников и даже кандидатов на вакансию — до собеседования их допускают только после подписания NDA. Об этом AIN.UA рассказал экс-сотрудник компании Андрей (имена респондентов здесь и далее изменены).

«Product Company. Secret Startup. NDA project. Именно под такими алиасами обычно стучатся рекрутеры компании», — описал он процесс найма.

Сотрудникам запрещается указывать Nimses как место работы. Работать можно, только находясь в корпоративной сети, либо используя VPN. На рабочую машину всем устанавливали MDM profile.

NDA подписывали и партнеры площадки Goods — украинские бизнесы, которые продавали товары за нимы. «У нас [с Nimses] договор о неразглашении, поэтому не могу комментировать. Анонимно могу сказать, что мы, как, наверное, и остальные — ждем оплату», — рассказал AIN.UA один из продавцов. По его словам, это ожидание продолжается с января 2019 года.
В офис Nimses не попасть с улицы. Тех немногих людей, которые оказались достаточно привелигированными, чтобы проникнуть внутрь — встречали сотрудники компании во дворе, чтобы затем провести внутрь. Сам офис просторный, современный, укомплектованный дорогостоящей техникой и искусственным озеленением. Сотрудникам здесь комфортно, в качестве плюшек — вкусная и полезная бесплатная еда. Однако, по словам Андрея, в последнее время с ней возникали проблемы.

Но не это больше всего расстраивало сотрудников. По словам Андрея, процессы в Nimses оказались худшими из всех в его карьере: разработчикам постоянно устанавливали нереальные дедлайны без четкой аргументации, а если они не справлялись, руководители давили на них и требовали ускориться — иногда в хамской манере.

Дедлайнам присваивали названия вроде «Военное положение scope», чтобы подчеркнуть важность и срочность. И все это в условиях регулярного пивота продукта — когда приложение приходилось переписывать едва ли не с нуля. В результате, команда была вынуждена работать овертайм, и, по словам Андрея, эти переработки людям не оплачивали.

Наградой за труд должно было стать осознание сотрудниками своей причастности к «вершине пищевой цепочки продуктового девелопмента» и амбициозной миссии компании: победа над банковской системой, криптовалютами и социальными сетями. В конце концов, самые стойкие сотрудники должны были обнаружить себя в штате «компании стоимостью в миллиарды долларов, получившей мировое признание и изменившей жизни людей».
C-level и инвестиции
Информация о собственниках и инвесторах проекта также закрыта. От источников известно немного:

  • Давид Мироновский – сооснователь, СЕО и главный идеолог проекта;
  • Виктор Стрельбицкий – СОО;
  • Владимир Мильман – CFO.

За коммуникации в компании отвечает Андрей Боборыкин, сменивший на этой должности Егора Охотникова. Полгода назад тот уволился и запустил собственный бизнес. Комментировать ситуацию и атмосферу в Nimses, царившую там во времена его работы в стартапе, Охотников отказался.

Представитель в делах интелектуальной собственности — Юлия Скочило. Сам стартап Nimses зарегистрирована в США, штате Дэлавер, но права на торговую марку также зарегистрированы в Украине. По данным YouControl, Мироновский владеет в Украине только компанией «Біг Капс», которая торгует чаем, кофе и горячими напитками оптом и в розницу. Еще одним ее бенефициаром является Стрельбицкий. (Обновлено: в первой версии материала мы указывали, что права на ТМ Nimses перешли к Юлии Скочило от Мироновского. Это ошибка: Скочило — представитель компании в делах интелектуальной собственности).

Кто инвестор компании, которая уже несколько лет работает над стартапом, — в Nimses не распространяются. Как удалось узнать AIN.UA, среди инвесторов — украинский инвестор и предприниматель, директор «Квазар-Микро» Евгений Уткин. Он подтвердил AIN.UAдостоверность этой информации: с 2017 года Уткин — инвестор стартапа.

«Я с 2017 акционер, ангел-инвестор и стратегический советник компании. Почти половину своего времени занимаюсь развитием компании, но не ее операционной деятельностью. Nimses — очень инновационная, современная, реактивная компания, которая за два года представила миру ряд совершенно пионерских идей. «Время — деньги», безусловный базовый доход, безупречный дизайн, суперсовременные проморолики, инновационный блокчейн, темплы, шоу-касты. Все это сразу выходило на рынок, были ошибки и провалы. Такой себе турбулентный agile, что возможно только в Украине. Компания развивалась с масштабами, удивительными даже для Кремниевой долины, но по-прежнему из Киева с очень ограниченным доступом к любому финансированию», — отвечает Уткин на вопрос, почему инвестировал в компанию.

Среди инвесторов, как удалось выяснить AIN.UA, присутствуют люди из России, а также сотрудник украинского фонда ICU: это его частная инвестиция (Обновлено: в первой версии материала указывалось, что один из инвесторов – фонд ICU. На самом деле, это частная инвестиция сотрудника фонда ICU, но не самого фонда).

В Nimses, по словам бывших сотрудников, закрыть пробелы по зарплате обещают после привлечения нового раунда инвестиций. Представители соцсети подтвердили, что работают над привлечением инвестиций, но деталей нет: «Ждите пресс-релизов», — коротко ответили в Nimses. Уткин заверил, что стартап также закроет все финансовые вопросы перед сотрудниками и партнерами, а сам стартап занят привлечением новых инвестиций.

Редакции AIN.UA не удалось найти на рынке тех, кто слышал о поиске Nimses финансирования прямо сейчас: местные бизнес-ангелы и инвесторы о таком запросе не знают. «Никакого грядущего финансирования нет, эта риторика («на финальной стадии», «в следующий вторник будут новости» и т.д.) длится с января и никогда не прекращалась», — комментирует экс-сотрудник компании Роман. По словам одного из украинских инвесторов в беседе с AIN.UA, Nimses публично выдавать раунд никто не будет: это закрытая компания без до конца понятной модели заработка. А Nimses в свою очередь публичный раунд и не возьмет, как не делала этого раньше.
Когда начались проблемы
По данным собеседников AIN.UA, задержки зарплат начались с января 2019 года. Поначалу они погашались полностью или частично, но к лету выплаты сотрудникам прекратились.

Владимиру не заплатили за два месяца, Андрей говорит, что средняя цифра по задолженностям - 3-4 месяца. «Выплаты зарплат оставшимся сотрудникам не происходят. Выплаты задолженностей не происходят», — утверждает он. В Nimses подтвердили факт наличия задолженностей и добавили, что имеют план их погашения.

Задержки существуют и у партнеров. В одной из промежуточных версий продукта (если их можно так назвать) торговцам обещали 15 000 евро за «инфиним» (около 80 млн нимов на октябрь 2018). Тогда же Боборыкин сообщил AIN.UA, что некоторым торговцам инфинимы успешно конвертировали — для этого нужно было пройти процедуру верификации — проще говоря, проверки, что нимы были заработаны в соответствии с правилами платформы.

Один из торговцев в Goods, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что, как и многие другие, он все еще ожидает от Nimses оплаты.

«Мы прошли все «проверки на честность» заработанных нимов в феврале и марте, и последний раз о выплатах общались с поддержкой в мае, где нас просили о терпении. Недавно писали поддержке вновь. Ответа пока не было», — рассказал он. Его странице удалось собрать два инфинима, то есть около 160 млн нимов. Обещаные 15 000 евро за первый инфиним Nimses так и не выплатили. На конвертацию второго торговец уже не подавался, поскольку не видел в этом смысла. С мая 2019 года его страница приостановила работу в Goods. За время сотрудничества с сервисом он продал за нимы товара примерно на 100 000 грн. В Nimses заявили, что все выплаты стоят в очереди и стартап погасит все задолженности в будущем.
Редактор AIN.UA также связалась с компанией Zvuk — поставщиком потоковой музыки для Nimses (условия сотрудничества стороны не раскрывают) и попросила подтвердить или опровергнуть наличие задолженностей Nimses перед Zvuk. «У нас нет никаких проблем с компанией Nimses. Остальные моменты/вопросы не комментируем», — ответил Head of Partnerships Zvuk Эдвард Давыдов.
Несмотря на финансовые проблемы, в июне 2019-го Nimses оплатила дорогостоящую рекламную интеграцию у самого популярного блогера на YouTube: на канале PewDiePie вышел ролик с рекламой Nimses. Больше минуты в начале ролика Феликс Чельберг посвятил украинскому сервису. Также ссылку на приложение можно найти в описании под видео. Ролик собрал 6 млн просмотров..

Точные ставки за рекламные размещения у Чельберга не известны, однако ранее он подтвердил в одном из подкастов, что зарабатывает примерно $3400 в час на своих видео. В Instagram цена за пост у PewDiePie составляет $70 000. По данным экс-сотрудников Nimses, маркетинговую кампанию у знаменитого стримера оплатили благодаря займу у частного лица. К тому времени Nimses уже испытывала проблемы с выплатами зарплат и партнерских конвертаций через Nimses Exchange.
(Не)массовые увольнения
В Nimses опровергают факт массовых увольнений: «Текучка внутри компании ничем не отличается от средней по рынку как с точки зрения количественных показателей, так и с точки зрения причин», — отметили в Nimses.

Однако, по словам одного из собеседников издания — увольнения были. «Уволили несколько человек из команды разработки и продакт-менеджмента (одних из первых людей на проекте), посколько посчитали их «неэффективными» со слов свеженанятого «вице-президента по инжинирингу», — утверждает источник.

«У СЕО компании Давида очень странное представление о том, как нужно вести бизнес. Такое ощущение, что он просто пытается переплавить человеческие ресурсы в популярность продукта, не задумываясь ни о чем, что может относится к здравому смыслу», — комментирует Владимир.

Точного количества сотрудников в компании не разглашают, поэтому сложно делать вывод о том, насколько массовым можно считать этот случай. Тем не менее, по словам Андрея, штат компании сократился более чем в два раза. Тем, кто требует зарплату, предлагают уйти и подписать договор о неразглашении и акт выполненных работ, обещая выплатить деньги в ближайшее время. А оставшимся — приготовиться к очередному необъятному скоупу «на вчера».

«При этом людей искали даже при наличии дыры в бюджете, и продолжают искать», — подчеркивает Андрей.

Пока рядовые сотрудники страдают от овертаймов и безденежья, топ-менеджмент Nimses, по наблюдениям Романа, «не страдает от недостатка финансов». «Но возможно, это лишь совпадение, и они имеют сторонний доход», — говорит он.
По наблюдениям сотрудников, у Nimses отсутствует продуктовая стратегия и монетизация: якобы с самого начала продукт компании не понимал никто. Прошло четыре года, но его так и не поняли. Что неудивительно, учитывая количество пивотов (с момента последнего масштабного обновления интерфейс вновь кардинально изменился). Но если в 2016 году непонимание вызывало у пользователей мистический восторг, то в 2019-м — скорее замешательство. Обещанные в описании приложения «признание, слава, успех, влияние и власть» звучат неубедительно.

«Хвост» активности пользователей в Nimses после окончания хайпа все еще есть: согласно данным SimilarWeb, средний DAU на Android во втором полугодии 2018-го года в Украине — 8500, а в РФ — 10 500, а MAU, по словам бывшего сотрудника, за тот же период составил порядка 200 000. Но если прошлые успехи компании в пиаре безусловны, то будущее «универсального сверхлайка» теперь под вопросом.

© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.
© 1999-2019 AIN.UA

При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний» и PR публикуются на правах рекламы.