Украинский стартап «Сапорт» разрабатывает приложение, которое на манер Uber объединяет тех, кому нужна услуга, с теми, кто может ее оказать. Но в этом случае речь не о водителях с машинами, а о сантехниках. Сервис запустился в феврале этого года, почти без инвестиций, с марта по сентябрь вырос с 38 до 234 заказов в месяц. Редакция AIN.UA пообщалась с основателем проекта Ростиславом Головко и рассказывает историю проекта.
Как появился проект
“Летом 2018 года мы затопили соседей и две недели возились с сантехническими службами. Тогда я понял, что срочные сервисы — следующая сфера, которая должна осовремениться”, — рассказывает основатель.
Ведь сейчас, если в жилье случился аврал с сантехникой, пользователь обычно идет в Google, ищет там телефоны мастеров, связывается с компанией, где его консультирует менеджер, ждет обратной связи, затем организовывается приезд мастера, могут случаться недопонимания по части согласованной цены и т.д. Можно найти мастера на OLХ, но это — “кот в мешке”. Можно попросить рекомендацию у знакомых, но у востребованных мастеров работа часто расписана на недели вперед.
Идея Ростислава была в том, чтобы максимально упростить процесс поиска мастера. Он за пару дней создал сайт на Readymag, настроил Google Ads, позвонил десяти мастерам, которых нашел на OLX, предложил им заказы под 20% и запустил проект. В первое время он сам принимал звонки и находил мастеров.
За следующие три дня сервис выполнил заказы на 7000 грн, из которых основатель получил 1400 грн, потратив на рекламу 300 грн. “Я понял, что это можно масштабировать”, — говорит Ростислав.
Как развивался проект
Через пару месяцев Ростислав начал привозить мастеров из других городов Украины, расселять их, платить зарплату.
“Когда стало необходимым выезжать на объекты, чтобы что-то “решить”, разбираться с запоями работников, я понял, что занимаюсь чем-то не тем. Отправил мастеров домой и продолжил работу с киевскими специалистами”, — рассказывает он.
Одного из мастеров он уговорил работать в Telegram и отправлял ему туда заказы. В ноябре 2018 года Ростислав написал ему в мессенджер, но мастер не ответил и даже не прочел сообщение, а на звонок ответил, что удалил “ту приложуху”.
“И тут появилась идея. Для сантехника Telegram — это “приложуха”, куда присылают заказы. То есть Дуров уже сделал приложение, нужно лишь запрограммировать бот, который будет эти заказы обрабатывать”, — рассказывает основатель.
Бота за три месяца написал студент Могилянки и UNIT Factory Илья Мальцев за $200 (изначально срок для этой задачи был — три недели). Хронология развития сервиса выглядит так:
- Запустили “Сапорт” в феврале 2019 года. Идея была в том, чтобы создать бота, который будет отправлять заказы мастерам с возможностью отказаться от заказа с комментарием.
- Уже в июне 2019 года запустили свою CRM-систему, где можно было контролировать работу и эффективность мастеров.
- В июле привлекли $10 000 инвестиций на развитие проекта.
- В августе привязали к боту SMS-поддержку клиента и запустили “Сапорт” в других городах: Одессе, Днепре, Харькове.
- В сентябре 2019 года у стартапа заработал офис разработки из пяти людей.
Сейчас сервис работает так: клиент оставляет на сайте описание проблемы и телефон, через несколько минут с ним связывается мастер для консультации. С заказами мастера работают через Telegram-бота, где можно принять заказ, связаться с клиентом и отчитаться о выполнении.
С какими трудностями столкнулись в работе
Были гарантийные случаи, когда новый мастер с чем-то не справлялся, и приходилось отправлять на объект другого специалиста. Но в этих случаях удавалось все решить.
Немного хуже ситуация вышла с мастером, который только появился в базе, взял с двух клиентов деньги на материалы и исчез, рассказывает Ростислав. Компания компенсировала убытки заказчику. “У нас есть о нем все данные и возможность его найти, но я не вижу смысла гоняться за человеком в бедственном положении”, — говорит основатель сервиса.
Самая популярная проблема, с которой команда сталкивалась — обман. Мастер может выполнить заказ на 2000 грн, а в программе указать 300 грн. Теперь сервис автоматически контролирует стоимость работы.
“Я неплохой менеджер и от других ожидал того же. Но оказалось, эта работа подходит не всем. У нас за четыре месяца сменилось 9 менеджеров, пока не нашли того, кто нужен”, — рассказывает основатель сервиса.
Кто сейчас в команде?
Сейчас в команде “Сапорт”, кроме Ростислава, CTO Илья Мальцев (тот самый студент, который писал бота), четыре разработчика, которые работают над ботом, телефонией и CRM. Также есть UX/UI-дизайнер из Spiilka design buro, маркетинговый стратег из Aimbullance и два менеджера, которые проводят собеседования и контролируют мастеров.
“В команде, в основном — старые и новые друзья. С кем-то встретились в Могилянке, кто-то из Кривого Рога, кто-то — из Facebook (это единственный ресурс, где я ищу сотрудников”, — рассказывает Ростислав.
Средний возраст сотрудников — 23 года.
Как ищут мастеров?
С первыми 30 мастерами Ростислав сам встречался в пирожковой “Тетя Клара”. Дальше уже менеджеры начали подключать их онлайн. Но оказалось, что те, кого подключали таким образом, менее активно работали с заказами, также увеличилось количество обманов.
Сейчас каждого мастера подключают в офисе лично, после собеседования. Сейчас с сервисом работают 90 мастеров (еще 50 удалили в процессе работы).
Как зарабатывают?
Сервис получает от 10% до 25% за каждый заказ, в зависимости от его специфики. Например, если заказ только размещен, комиссия составит 25%, но если на протяжении 15 минут никому не удалось договориться с клиентом, комиссия снижается до 10%. Есть бонусные системы для самых активных мастеров, благодаря которым они выходят на 10-15% комиссии.
Результаты и планы
В Киеве, работая с несколькими компаниями, сантехник может заработать 30-35 000 грн за сезон. В сентябре один из мастеров на “Сапорт” заработал 35 000, выполнив 80 заказов. С марта по сентябрь объем заказов в гривнах в сервисе вырос от 50 000 до 150 000 грн:
Количество выполненных заказов в этот же период выросло с 38 до 234 в месяц. За время работы мастера выполнили порядка 1500 заказов со средним чеком в 700 грн.
Команда планирует привлекать к работе новых мастеров, добавлять новые функции, запускаться в новых городах. Также рассчитывают добавить новые услуги: вызов электрика, аварийное открытие замка — те бытовые проблемы, которые пользователям приходится решать довольно срочно.