1 ноября 2019 года компания Google объявила о большой сделке: за $2,1 млрд она полностью выкупает бизнес производителя носимых аксессуаров — компанию Fitbit. Редакция AIN.UA коротко рассказывает, почему компания не досталась Facebook, почему вообще Fitbit продала бизнес и зачем это Google.
Компания Fitbit — пример того, как некогда успешный бизнес может практически исчезнуть всего за несколько лет. На IPO производитель носимых устройств («умные» часы и браслеты) вышел 17 июня 2015 года по цене $20 за акцию. Вскоре они стоили $50 за акцию, а капитализация поднялась до $4 млрд.
Рынок верил в Fitbit. Компанию основали в 2007 году и она была одной из немногих, кто год за годом выпускал качественный продукт, пользующийся спросом. К 2012 году, когда рынка носимых устройств все еще по сути не было, компания уже продала 1 млн гаджетов, а за 2013-й их число выросло вчетверо — до 4,5 млн гаджетов. В 2014-ом компания продала уже 10,9 млн устройств. Для не успешного IPO причин не было.
В то время Fitbit доминировала на рынке. В 2015-ом, когда компания вышла на биржу, она оставалась лидером. Представленный Apple продукт не казался угрожающим: Apple Watch стоили сильно больше, тогда как продукты Fitbit оставались в более доступной ценовой категории.
Причина продажи
Проблема была в том, что Fitbit начала конкурировать не только с Apple, но и с другими компаниями. Увидев спрос на «умные» браслеты в следующие годы ряд китайских компаний выпустили супер дешевые продукты за пару десятков долларов, которые быстро обрели спрос. В то же время, Fitbit взялась конкурировать не с ними, а с Apple Watch, выпуская на рынок схожие продукты. Инвесторы такой вектор развития не оценили: уже с 2016 года акции компании опустились до отметки в $20 за штуку и никогда не поднимались выше.
В то время, как продажи Apple Watch росли, результаты Fitbit оставались практически на месте: около 15 млн единиц ежегодно все последующие после IPO годы. В 2017 году Apple уже продала под 20 млн Apple Watch, в 2018-ом – под 35 млн штук, а в 2019 ожидаются поставки на уровне 55 млн штук. Сейчас именно Apple является производителем номер один часов в мире.
На фоне негативных результатов Fitbit квартал за кварталом теряла в капитализации и стоимости акций. Как результат на слабое развитие компании и ее показатели, стоимость одной акции опускалась ниже $3 за штуку.
По данным инсайдеров, уже в начале 2019 года Fitbit начала искать покупателя. По предварительным данным, покупателем могла стать компания Facebook. Капитализация производителя «умных» устройств была ниже $1 млрд — ровно столько и предложил Цукерберг. Но сделка не состоялась: на фоне слухов о продаже стоимость акций поползла вверх.
Google и сделка на $2,1 млрд
Эксперты указывают, что сделка выгодна для обеих сторон. Акционеры Fitbit получат щедрое вознаграждение, руководство — бонусы. Но главное, компания не исчезнет и не обанкротится: теперь вся команда будет работать на благо Google. Более того, не имея зависимости от акционеров, которые могли ранее давить на компанию, Fitbit сможет дольше работать над новыми продуктами, а миллиарды долларов Google позволят больше инвестировать в R&D.
Для Google же сделка — полноценный шанс вступить в конкурентную борьбу с Apple на рынке носимых устройств. Компания пока продает сильно меньше смартфонов Pixel в сравнение с Apple и ее iPhone, но многие хвалят устройства за, например, камеры. В компании понимают, что шанс получить прибыль на других рынках у нее также есть,
К тому же, рынок носимых устройств все еще молодой и достаточно перспективный. В Google под него есть специальная операционная система Wear OS, но значимых устройств на рынке практически нет, либо они очень дорогие для рядового покупателя. В компании уверены, что приобретение Fitbit позволит использовать лучшее от каждой из компании: железо Fitbit и операционную систему Android (у Fitbit есть свой софт, но его заменят). К тому же, для Google важно, что Fitbit — не просто рядовой производитель «умных» браслетов, а компания со своими патентами и разработками, в том числе для пользователей, которые увлечены спортом.
В компаниях не скрывают, что сейчас основной конкурент — Apple Watch. Поэтому, среди прочего, будут запускаться функции для мониторинга здоровья, а все новые гаджеты, несмотря на принадлежность Google, также будут работать с iOS. Для Apple продажи Apple Watch и AirPods — теперь уже большой бизнес, заработать на этом поле хотят все.
Что угрожает сделке
Несмотря на публичное заявление Google о покупке бизнеса Fitbit и согласие акционеров/руководства производителя носимых устройств на продажу — сделка может не состоятся. Все дело в регуляторах.
Как пишет Washington Post, чиновники в США опасаются постоянного роста крупных технологичных компаний, вроде Google и Facebook, поэтому сейчас к ним привлечено особое внимание. И есть подозрение, что сделку могут не одобрить. Причина: Fitbit собирает «чувствительные» данные пользователей (здоровье, физическое состояние), к которым Google получит доступ. В компаниях уверяют, что продавать эту информацию никто не будет, но в Google согласились выплатить Fitbit $250 млн, если сделка сорвется.