Алексей Лужковой, сооснователь ecommerce-платформы Hubber рассказывает о том, как появилось понятие дропшиппинг, как развивается этот рынок сейчас в Украине и что с ним будет дальше.

Понятие «дропшиппинг», как и сам способ доставки товара конечному покупателю, зародился в США. Первое упоминание дропшиппинга датируется 1920 годом, но тогда оно еще не было связано с современным понятием — когда мы воспринимаем розничного продавца, по факту не имеющего товаров в наличии.

Первыми дропшипперами называли себя дельцы, которые снабжали частные американские домохозяйства углем, предлагая купить его по хорошей цене, но самого угля у них не было. После дельцы покупали уголь у поставщиков. Поставщики, в свою очередь, были не в восторге от таких посредников, так как были неопределенные сроки отгрузки товара.

Прошло 100 лет, а проблемы в дропшиппинге остались те же:

  • Наличие товара;
  • Цена;
  • Скорость отгрузки.

Как эвлюционировал дропшиппинг?

С 20-х годов прошлого века началось бурное развитие дропшиппинга, но в конце 60-х оно приостановилось — дропшиппинг стал всего лишь инструментом оптовиков.

В начале 2000-х дропшиппинг перерождается, но уже в интернете: обслуживает b2c-сферу в сегменте продаж потребительских товаров. Также тренд перерождения дропшиппинга связан с тем, что появилась высокая ценовая вилка между Китаем и остальными рынками. В те времена можно было купить товар в Китае за $1 и продать за $50. Сейчас мы тоже видим похожую картину, но конечно не такую масштабную и далеко не со всеми категориями товаров.

Через 2 года был создан первый дропшиппинг-портал, который существует и по сей день — Doba. С 2010 года произошел резкий скачок дропшиппинга как модели работы с товарами. Это было связано с тем, что:

  • Наступил определенный кризис, который принесла с собой диджитализация – многие бизнесы начали перестраиваться;
  • Большая ценовая вилка с Китаем и дальше позволяла зарабатывать на разнице цен – предприниматели всерьез занялись бизнесом с Китаем;
  • Проникновение технологий в жизнь – интернет стал доступен практически каждому, стал доступным мобильный интернет;
  • Эволюция дропшиппинга привела к появлению маркетплейсов. Маркетплейс, в некотором понимании, можно назвать “большим дропшиппером”, который торгует чужими товарами;
  • Омниканальность. Сейчас покупатель хочет видеть большой ассортимент на витрине, хочет сравнивать товары по цене, хочет удобную доставку и гарантии по возврату, хочет покупать когда и где ему удобно. Поведение потребителя в целом стало совершенно другим.

Классический дропшиппинг эволюционировал в маркетплейсы

Пункт о маркетплейсах я считаю особенно важным. Маркетплейсы, как сегмент e-commerce, стали продолжением эволюции дропшиппинга и на сегодняшний день растут быстрее всего среди всех ecommerce-проектов в мире:

Классический дропшиппинг существует и сейчас (в социальных сетях, где поставщики делятся своими прайсами), но именно маркетплейсы смогли обеспечить максимальные преимущества для обычных покупателей (смотрим пункт выше про омниканальность).

Одним из основных факторов роста дропшиппинга в модели маркетплейса является расширение ассортимента. Дропшиппинг позволил витринам в разы увеличить ассортимент, и, как следствие, продажи. Маркетплейсы стали наиболее удобной моделью работы с дропшиппинг-поставщиками.

Какая же эффективность маркетплейсов? Давайте посмотрим на цифры:

Уже сейчас мы можем говорить о том, что за этот год (по сравнению с предыдущим), средний чек на маркетплейсах вырос практически на 15%. Такой большой % продаж через маркетплейсы также связан с тем, что в мире постоянно появляются новые платформы.

Если касаться доверия покупателей, то прекрасный пример привел Владислав Чечеткин на IForum— аналитика магазина показывает, что NPS маркетплейса (индекс потребительской лояльности) на 3% выше, чем NPS интернет-магазина.

Модель маркетплейса масштабирует бизнес

Стать маркетплейсом и работать с дропшиппинг-поставщиками может практически каждый предприниматель, но при условии наличия определенных технологий. Давайте разберемся в том, зачем в принципе ecommerce-проектам стоит идти в дропшиппинг. Какие на сегодня я вижу преимущества:

  • Большое количество поставщиков (сейчас в Украине огромное количество поставщиков готовы работать по модели дропшиппинга);
  • Низкий порог входа для витрины (нужен только собственный сайт и правильно настроенный маркетинг – постоянный трафик);
  • Вилка цен на товары по прежнему большая (если мы говорим о секторе потребительских товаров, то вилка цен в районе 15-20%).

Если хотите увидеть крупные кейсы, посмотрите на Rozetka, Покупон,«Алло», «Касту». Покажу вам кейс небольшого маркетплейса — SafeShop. Формат: ведение магазина в свободное от основной работы время.

Владелец тратит на развитие маркетплейса 23 час/мес (7 час/мес на контент-менеджмент, 6 час/мес на управление рекламой). На поддержку маркетплейса — 2650 грн/мес (625 грн/мес — абонплата Prom, 2000 грн/мес — рекламные затраты, 25 грн/мес — оплата домена). Начальная инвестиция на создание магазина — 9820 грн. Работает с дропшиппинг-поставщиками (то есть, не имеет собственных товаров на складе).

Что в итоге:

  • 4750 грн/мес – чистой прибыли (ROI – 1,79).
  • Период окупаемости меньше двух 2 месяцев.

Да, сумма незначительная, но за 3 неполных рабочих дня владелец магазина имеет почти 5000 грн чистой прибыли. Как можно масштабировать вот такой небольшой маркетплейс? Мы рекомендуем идти по такому пути:

Если хочешь получать больше продаж — нужно и работать больше. При должной временной инвестиции можно за короткие сроки вырастить и масштабировать рабочий дропшиппинг-магазин. Но можно пойти и по другому пути — создавать несколько одинаковых витрин. Кстати, владелец SafeShop делает именно так.

Сейчас по нашим данным в Hubber присутствуют сотни поставщиков с товарами для дропшиппинга, а также сотни маркетплейсов. Если взять вот такие небольшие маркетплейсы, как приведенный выше, то доля таких магазинов в Hubber около 25% и они забирают близко 33% всех заказов на платформе.

Важен ли сервис на дропшиппинг-витринах?

Важен. Многие говорят о том, что маркетплейсы — это «помойка товаров», но на самом деле ситуация уже поменялась. Покажем вам последнюю аналитику платформы Hubber — на графиках показана корреляция времени обслуживания заказа поставщиком и маркетплейсом и % отмен.

Чем быстрее обрабатываются заказы, тем меньше в целом количество отмен:

Если поставщик или маркетплейс:

  • Перезванивает клиенту в течение 24 часов, то у него в среднем 18% отмен;
  • Перезванивает в течение 48 часов, то у него в среднем 27% отмен;
  • Если в течение 72 часов, то 41% отмен.

2 часа — на обработку заказа всеми участниками – текущая точка отсечения. Рынок созрел: всего 15% магазинов и 23% поставщиков не готовы принимать эти правила — нерелевантные участники дропшиппинг процесса не могут конкурировать ввиду оперативности.

В дропшиппинге сервис важен, ведь клиент ждет лояльного к нему отношения. Об этом забывать нельзя.

Что будет с дропшиппингом завтра?

Всегда есть факторы замедления и усиления роста. Что я вижу на рынке сейчас. Дропшиппингу не дают развиваться:

  • Высокая конкуренция – сейчас очень много предпринимателей занялись дропшиппингом;
  • Уменьшение ценовой вилки — уже не так как 2000-х;
  • Технологическое насыщение среди покупающей аудитории — со всех сторон сейчас идут предложения о покупке товара. Ежедневно в Украине и по всему миру создаются новые маркетплейсы.

Да, конкуренция присутствует, но это хороший показатель зрелости рынка. Какие вижу факторы усиления роста:

  • Усиление логистики + crossboad. Уже сейчас многие логисты предлагают уникальные сервисы, которые не могут сделать продавцы товаров;
  • Рост покупательской способности в Украине;
  • Проникновения интернета;
  • Технологическое развитие дропшиппинг-платформ. Если вы хотите построить хороший маркетплейс, вам нужно взаимодействовать с сотнями поставщиков. А это требует от предпринимателя работы с IT-решениями.

На этом рынке есть деньги. Дропшиппинг будет расти, потому что он модифицировался — переродился в смесь дропшиппинга и модели маркетплейса. Это важно понимать и правильно распределять функции между поставщиком и витриной, которая продает товары.

Автор: Алексей Лужковой, сооснователь Hubber