Ранее агентство Fedoriv совместно со Spiilka design buro представили концепт электронного правительства Дія. О том, что случится с порталом государственных услуг iGov после его запуска, AIN.UA рассказал глава гражданского объединения iGov, Владимир Белявцев.


Сколько людей работает над порталом iGov на данный момент?

Формально привлечены 5-6 человек в ГП «ИИЦ», но с микроскопической госзарплатой (так как теперь это госсобственность). Громким словом «работают» это назвать нельзя, скорее поддержка (благо он давно реализован и требует минимум).

При этом, дефакто, исходная команда проекта, которая создавала его и продолжает помогать и волонтерить вместе со смежными проектами (как iDoc), сейчас насчитывает под 50 человек. Часть из которых также волонтеры, а часть — оплачиваемые подрядчики за счет коммерческого сегмента и смежных проектов (iDoc).

Также эта команда недавно запустила услуги в Херсоне, Днепровской ОДА и других регионах. Она помогает внедрять автоматизацию управления (в основном, систему электронного документооборота (СЭД), и не только) в Кабмине, ГМС, СБУ, Минюсте, Минобразования, горсовете Днепра и даже стартует пилот в Офисе Президента.

Команда готовит новую версию iGov. Но из-за того, что государство до сих пор, спустя целый год после передачи ему на баланс iGov, так и не начало финансирование проекта (саботаж продолжается) — также тяжело финансово, не хватает ресурсов на саппорт/починки и ускорение обновления версии.

Министерство цифровой трансформации анонсировало запуск программы Государство в смартфоне. Проект «Дія» будет ориентирован на предоставление услуг в онлайне. Что будет с iGov после его запуска?

«Дія» не является заменой iGov. Циркуляция большей части процессов внутри государства априори предполагает принятие решение частью этих людей (через условное нажатие кнопки — «подписать ЭЦП»). Это можно сделать только через СЭД, который находится в основе обновленного iGov (и даже в старом были его зачатки).

«Дія» сможет дополнить iGov, в т.ч. на 100% автоматизированными процессами и нативным приложением для смартфона (у iGov адаптивная верстка).

iGov — это давно уже не только про э-услуги, а в принципе про другой, высокотехнологический подход в построении цифровой инфраструктуры государства для граждан. И именно поэтому, команда Дмитрия Дубилета, которая создавала iGov, сейчас активно помогает оптимизировать внутреннюю коммуникацию и организацию государства.

Начав с Кабмина, iGov использует такую-же технологическую платформу, «откатанную» практикой в государстве за почти 7 лет. Она доказала свою высочайшую жизнеспособность даже в условиях нулевого финансирования и колоссальном сопротивлении заскорузлой и коррумпированной государственной системы.

Команду iGov привлекают к процессу создания «Дія»?

В рамках консультаций и использовании опыта iGov — да. Касательно разработчиков — в «Дія» есть свои.

Главное то, что мы, в итоге, делаем одно общее дело, только «Дія» отвечает больше за связь граждан с государством через обновленные интерфейсы, а iGov и iDoc — за связывание всех потоков между собой и маршрутов внутри государства, с их оптимизацией и формализацией.

Считаю, что мы одна команда, а не конкуренты. Хоть границу иногда тут сложно провести.

Что будет с финансированием iGov после запуска «Дія»? Оно изменится?

Мы рассчитываем, что оно, наконец, хотя бы начнется. Пока что, это «плюс-минус ноль». И только благодаря Александру Коломийцеву (директору ГП «ИИЦ»), который за счет других доходов предприятий выделяет хоть и минимальное, но финансирование мини-команды — это не «абсолютный ноль». После запуска «Дія», рассчитываю, что станет более понятно в чем наше различие, и чем мы дополняем друг-друга.

Не грозит ли iGov закрытие после запуска «Дія» ?

Повторю, iGov — это уже давно не только про э-услуги, а полу- децентрализованная экосистема с другим подходом в архитектуре, комплексным и ориентированным на масштабирование с подключением рынка (внутри государства — монополия).

Даже если найдутся злодеи, которые пойдут на преступление, чтоб «закрыть госпроект и растоптать 7 лет жизни и достижений огромного числа людей» — это лишь даст мне и всей команде моральное право начать крупномасштабную кампанию по «выведению их на чистую воду», и в этой войне пленных не будет…

Я уже многократно наблюдал, как пытаются ввести в заблуждение топовых руководителей страны, говоря о том, что якобы iGov с неверной архитектурой или устаревший проект. Готов в цифрах и в деталях фактажом доказать, что это не так. Было бы желание разобраться, дьявол, в деталях.

Ранее Михаил Федоров сказал: «Большинство реализованных проектов, особенно волонтерские, — это больше оцифровка заявки на получение услуги, исключительно фронт-офис, а не полноценная цифровая услуга, где оцифрованы все процессы внутри ведомства в том числе. Нам ведь не только взаимодействие с гражданами надо автоматизировать, но и при этом не увеличивать, а оптимизировать с помощью технологий сам процесс внутреннего взаимодействия. На бэк-офисе чиновники получали онлайн-заявку, распечатывали ее и носили дальше среди кабинетов дальше плодя бумажный документооборот». Эти слова могут касаться iGov? Значит ли это, что принцип работы iGov перестанет быть актуальным?

Вот это, как раз, касается и моего ответа на прошлый вопрос. Михаил при встрече показался мне хорошим и честным парнем. Поэтому я искренне считаю, что либо это его слова не про iGov (других волонтерских проектов хватало), либо он не очень удачно сформулировал мысль (или не точно журналист записал), либо его просто сознательно ввели в заблуждение недруги.

«Дія» полностью повторяет принцип «фронтовой части» iGov, но с альтернативными интерфейсами запроса-ответа + первостепенно запускает э-услуги которые могут быть 100% автоматизированы. При этом «Дія» — это не про целостную архитектуру коммуникации государства, как iGov+iDoc.

Они обеспечивают методологию и IT-фундамент, с высочайшей гибкостью «подстраивания под ландшафт», интероперабельностью и исключительным КПД. Именно это позволяет «съесть слона по кусочкам».

«Получали онлайн-заявку, распечатывали ее и носили дальше» — в iGov «распечатывали заявку» только там, где чиновники ни в какую не хотели «отдавать свою монополию», где-то «прикрываясь нормативкой», а где-то отсутствием реестров. Так, мы хотя-бы подачу делали онлайн и это уже облегчало гражданам жизнь при подаче + давало инструмент общего контроля подачи-отработки по всем услугам. Государство это до сих пор так и не смогло сделать, а у iGov это было еще 6+ лет назад.

Во всех этих «точках» могли заменить отправку сразу в реестр этих данных, если бы эти реестры и сервисы были. Так, это не вопрос принципа iGov (с ним все в порядке), а вопрос неготовности пула реестра, их сервисов и законодательства + «сопротивление системы».

А iGov+iDoc, и я это утверждаю, — самая зрелая на сегодня в стране и адаптированная IT-экосистема для диджитал-трансформации.

Сейчас я в Кабмине как раз и занимаюсь тем, что обеспечиваю всю эту онлайн-циркуляцию, благодаря принципам iGov и iDoc. Скажу больше — то, что тут в Кабмине считали э-документооборотом, оказалось сканообменом, т.е. фикцией, с точки зрения диджитализации. Поэтому, важно говорить предметно и профессионально, а не по принципу ОБС (Одна Бабка Сказала).