Как будет работать разрешение сравнивать товары с конкурентами в рекламе: мнение юриста

2928

Верховная Рада во втором чтении проголосовала за законопроект, который позволяет открыто сравнивать в рекламе свой товар с товарами конкурентов. Раньше это не было прямо запрещено, но, чтобы не рисковать, украинские компании редко допускали такой прием. Теперь это — возможность, указанная в законодательстве.

Этот законопроект вносит правки в Закон «О рекламе». К примеру, туда добавляют определение того, что такое сравнительная реклама. Такая реклама может содержать изображения, ссылки на товар, ТМ или другие обозначения, под которыми выпускается товар конкурента. В том числе, в такой рекламе можно сравнивать цены на товары, но делать это объективно, без искажения информации.

Редакция AIN.UA попросила юристов рассказать о том, что эти нормы будут означать для рекламного рынка.

Роман Падалка, старший юрист практики технологий, медиа и телекоммуникаций, «Юскутум»:

Кроме возможности рекламодателями сравнивать товары, законодатели надеются также усовершенствовать защиту прав
потребителей и привести сравнительную рекламу в соответствии с требованиями Европейского Союза. При этом не забыть защитить экономические интересы добросовестных предпринимателей.

Соответствующие изменения коснулись Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и Хозяйственного кодекса,
Закона «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Предлагаю разобраться, что именно было изменено.

Значительные изменения претерпел закон «О рекламе». Теперь использовать рекламу со сравнениями товаров разрешается, если:

  • отсутствуют признаки нечестной предпринимательской практики;
  • происходит сравнение подобных товаров или деятельности, которые используются на одни и те же потребности, сферу или вид деятельности;
  • происходит объективное сравнение одной или нескольких характеристик подобного товара/деятельности и, наконец, цены;
  • отсутствует сравнение качества подобных товаров или деятельности;
  • отсутствует дискредитация репутации ТМ, коммерческих (фирменных) наименований и иных особенностей конкурентов или мест происхождения товаров;
  • реклама не смешивает товары, ТМ с коммерческими (фирменными) наименованиями рекламодателя и конкурентов;
  • реклама не содержит имитации товаров.

К данному перечню есть вопрос по «объективному сравнению одной или нескольких характеристик подобного товара». Как определить эту объективность и кто, кроме суда, может определить, объективно ли было сравнено характеристики? Этот философский вопрос так и останется без ответа, пока не будет дано определение объективности.

Теперь же поговорим о запретах. Из закона «О рекламе» был исключен запрет на использование сравнения в рекламе:

  • лекарственных средств, медицинских изделий, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации
  • ценных бумаг и фондового рынка, а именно, указывать недостатки в деятельности фондового рынка.

Сравнительная реклама связывается не только с соблюдением «критериев объективного сравнения характеристик товаров и услуг» и не должна вводить в заблуждение. Из-за этого возникла необходимость в дополнении действующего законодательства теми
формами/признакам нечестной предпринимательской практики, которые признаны несправедливыми и обманчивыми.

Поэтому были приняты изменения в Закон Украины «О защите прав потребителей», а именно, расширен перечень нечестной предпринимательской практики.

Если потребителю предоставили ложную и неполную информацию или не предоставили информацию о товаре или услуге и это побудило или может побудить потребителя совершить действия, на которые, в противном случае, он не согласился бы, то такая практика является нечестной.

Перечень такой практики дополнен запретами:

  • маркировать продукцию знаками доверия / качества / соответствия без получения на это соответствующего разрешения;
  • предлагать продажу товаров по специальной цене, если эта продукция отсутствует, продавец отказывается принять заказ на такую ​​продукцию или продаются некачественные экземпляры этой продукции с намерением продать другую продукцию;
  • использовать ложное объявление о прекращении деятельности или переезде;
  • использовать заявление о том, что приобретение продукции может помочь в выигрыше в лотерее;
  • объявлять о конкурсе или розыгрыше подарков без последующего вручения подарков.

Этот законопроект не был долгожданным и актуальным для украинцев, но имеет большое значение для рекламодателей, защиты прав потребителей, репутации производителей и владельцев торговых марок. Он еще на шаг приближает нас к законодательству ЕС и поддерживает честную конкуренцию.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск