Издание MIT Technology Review опубликовало текст о том, как все больше стран присоединяются к космической гонке и почему ими движет не престиж, а желание заработать. Журналист AIN.UA приводит сокращенный перевод текста.
Раньше государства развивали свои космические агентства по одной причине — продемонстрировать силу и престиж. Именно поэтому США, например, потратили $288 млрд за 13 лет, чтобы высадить человека на ЛУНу быстрее, чем это сделает Советский Союз. После достижения цели NASA резко отказалось от будущих миссий на спутник Земли и сфокусировалось на других задачах.
Сейчас все изменилось: теперь странами движет прагматичная цель заработать денег. Рынок космоса оценивают в $325 млрд, а через 20 лет этот показатель может достичь $1,5 трлн. Телекоммуникационная инфраструктура (например, Starlink), космический туризм, добыча различных данных и множество других услуг — у всего этого есть потенциал быть крайне прибыльным.
Именно поэтому появляется все больше стран, которые хотят войти в отрасль. Сейчас свои агентства открыли Португалия, Люксембург, Парагвай, Филиппины и другие — всего 13 государств за последние десять лет. Все они пользуются преимуществами, которые предоставляет частный сектор: более дешевая и эффективная разработка аппаратов и создания ПО.
Сейчас можно запустить десятки спутников по цене, равной запуску одного аппарата раньше. До этого запуск стоил $8100 за фунт веса, теперь — менее $1000. В результате запуски ракет становятся относительно распространенным явлением.
Менее богатым странам также помогают данные. Их оцифровка еще больше сократила стоимость некоторых видов космической деятельности и позволила использовать технологии вроде наблюдения планеты и дистанционного зондирования.
Это история, где победителями выходят обе стороны. Государства, которые только делают первые шаги в космической сфере, меняют законодательство, чтобы привлекать частные компании. Те, в свою очередь, получают шанс доказать, что частные космические компании — перспективная отрасль.
Конечно, очень немногие страны смогут конкурировать с американскими или китайскими космическим программами. Таким образом, цель для небольших космических государств — найти несколько направлений, в которых они смогли бы преуспеть.
ОАЭ, например, в прошлом году впервые запустила собственный спутник в космос, а в 2020-м планирует начать исследовательскую миссию на Марс. Цель — стать космическим хабом в своем регионе. В то же время ЮАР ФОКУСируется на запусков небольших спутников «кубсатов», а европейские страны строят свои космодромы для проведения запусков с малой нагрузкой.
Конечно, не все эти инициативы увенчаются успехом, поэтому агентствам нужно быть гибкими: «Отрасль меняется очень быстро. Удивительно видеть так много новых игроков, как частных, так и правительственных — но все настолько новое, что мы едва понимаем, где спрятаны подводные камни», — признается Франс фон дер Данк, эксперт по космическому праву Университета Небраски.