21 ноября Apple запустила бизнес-тариф Apple Music, который позволяет использовать музыку в коммерческих целях — в частности, для магазинов и заведений. Андрей Бондаренко, патентный поверенный Mentors Law Firm, рассказывает, как в Украине работает законодательство относительно «коммерческой» музыки и объясняет, почему новый продукт Apple не решит этот вопрос в стране.

Как работает законодательство в Украине

Коммерческое использование музыкальных произведений — одна из больных тем для малого бизнеса, в особенности для молодых предпринимателей, не имеющих опыта работы с музыкальным оформлением.

На самом деле музыка — не единственный объект интеллектуальной собственности, использование которого требует соблюдения определенных требований, но наиболее распространенный объект нарушений. Чаще всего пользователями и нарушителями интеллектуальных прав являются заведения сферы услуг общественного питания, отдыха и торговли: кафе, клубы, кинотеатры, магазины, рестораны, театры, фитнес-клубы.

За исключением некоторых случаев свободного использования, для использования музыкальных произведений в предпринимательской сфере нужно получить разрешение от правообладателя и выплатить вознаграждение.

Популярное заблуждение — в способе воспроизведения. Часто встречается мнение, что использование радио или телевидения, которые транслируют музыку, освобождает от установленных правил. Но и банальное незнание, непонимание или даже осознанное нежелание выплачивать вознаграждение, а также принципиальное отрицание законодательных норм — тоже не редкое явление.

Но дело в том, что радиоприемник или телевизор — лишь источник, техническое средство, которое воспроизводит эфирное наполнение. Ключевым здесь выступает место, где используются объекты интеллектуальной собственности и проводится предпринимательская деятельность.

Вместе с тем, использование даже лицензионного носителя (CD, DVD) с записанными на нем музыкальными произведениями тоже не освобождает заведение и предпринимателя от ответственности и обязанностей, которые возникают в связи с коммерческим использованием музыки.

Коммерческим считается публичное использование музыкальных произведений, с получением прямой или непрямой от этого прибыли, независимо от источников, носителей или технических средств, с помощью которых выполняется указанное. Сюда же – живое исполнение композиций.

Привлекая потребителя непринужденной атмосферой, созданной, в том числе благодаря наличию музыки определенного жанра или стиля, предприниматель получает выгоду в количестве новых посетителей, конвертируемых в прибыль. Такая позиция была неоднократно подтверждена высшими судебными инстанциями. К тому же, концепция некоторых заведений исключает их существование без музыкального сопровождения.

Как легально использовать музыку

Получить разрешение, чтобы выполнить законодательные требования с целью правомерного использования музыкальных произведений, можно в виде платной лицензии. Лицензия — это письменный документ, часто встречается в форме лицензионного договора, который можно заключить, например, с музыкальным издателем.

По условиям договора одна сторона передает другой на оплатной основе право на использование определенного каталога (плейлиста) музыкальных композиций в пределах заведения, но и гарантирует отсутствие претензий со стороны третьих лиц в части переданных прав. Такое соглашение можно считать коммерческой лицензией, которая отличается от лицензий для частного прослушивания музыки, собственно, ее сутью.

Письменная форма лицензионного договора является обязательной в силу установленных норм Гражданского кодекса Украины и профильного закона об авторском праве (и смежных правах). Устная форма договора может иметь место только при публикации (литературного) произведения в печатных изданиях.

Альтернативой указанной лицензии от музыкального издателя является договор с авторским обществом (организацией по коллективному управлению авторскими правами), которое имеет определенные полномочия — представлять интересы лиц, имеющих права интеллектуальной собственности, в том числе на музыку, но и принимать платежи за ее коммерческое использование.

Хотя полномочия организации коллективного управления шире, чем у музыкального издателя, поскольку организации работают с неограниченным музыкальным репертуаром, но и в этом случае договор должен быть заключен в письменной форме.

В большинстве юрисдикций организациям коллективного управления необходимо иметь государственную аккредитацию для ведения своего вида деятельности — по сбору роялти за коммерческие способы использования музыки. Этим же подтверждаются полномочия таких организаций.

Почему Apple Music for Business не решает эти вопросы в Украине

Анонсированный Apple онлайн-сервис Music for Business призван облегчить жизнь бизнеса, использующего музыку в коммерческих целях. В сотрудничестве с PlayNetwork Apple обещает предоставление лицензионного контента по подписке. Вместе с тем, представителям украинского бизнеса стоит учесть условия приобретения подписки Apple Music for Business и лицензирования музыки их партнером.

PlayNetwork заявляют, что имеют все полномочия, необходимые для предоставления коммерческой лицензии, и даже ссылаются на сотрудничество с американскими организациями по защите авторских прав — BMI, ASCAP и SESAC.

Все три организации специализируются на коллективном управлении авторскими правами и являются крупнейшими авторскими обществами в США. Все три выполняют функцию лицензирования музыки для ее коммерческого использования и распределения собранных денежных средств между авторами, композиторами и другими музыкальными правообладателями.

И все бы ничего, но только есть одно «но». Согласно соглашения пользователя, размещенного на сайте PlayNetwork, условия использования сервиса предполагают исключительную юрисдикцию США.

Исходя из этого, можно предположить, что PlayNetwork имеет полномочия только в пределах страны местонахождения. Использование в других странах — на страх и риск пользователя, как, впрочем, использование сервиса в целом.

Более того, порядок приобретения подписки на Apple Music for Business не предусматривает заключения каких-либо договоров (но это не точно), кроме принятия опубликованных на сайте условий использования сервиса. При этом доступные Terms of Use не содержат всех существенных условий, присущих лицензионному договору и установленных нормами законодательства Украины, где теоретически будет осуществляться коммерческое использование музыки.

Все это вызывает сомнения и опасения для пользователя-нерезидента США. Даже если вы и получите подписку на Apple Music for Business, никто не гарантирует отсутствие претензий от правообладателей, а подтвердить основания легального использования музыкальных произведений без документа в письменной форме сейчас не представляется возможным.

Можно полагать, что в будущем Apple и PlayNetwork смогут поставлять услуги и лицензионный контент для украинского бизнеса, предварительно гармонизировав порядок их предоставления в соответствии с местным законодательством — например, заключив соглашение с национальной организацией коллективного управления. Но в настоящий момент условия предоставления музыкального контента по подписке представляются непрозрачными и рискованными для граждан Украины.

Автор: Андрей Бондаренко, патентный поверенный Mentors Law Firm