«Войти в IT» или как помочь новичкам быстро «встать в строй»

5081

Исследования Института Гэ́ллапа – (американский институт общественного мнения) показывают, что всего лишь 13% сотрудников компаний действительно вовлечены и получают удовольствие от работы. 

Выходит, что остальные 87% не очень-то счастливы на своем рабочем месте. Если приблизительно посчитать количество работающего населения Земли – мы получим около 2,6 млрд несчастливых людей. 

В самых топовых компаниях мира картина лучше: 64% сотрудников с удовольствием каждый день приходят в свои офисы. Но, все же четверо из десяти утром выходя из дома думают: «Как же все это задолбало». Они идут на работу принося владельцам бизнеса убытки – потому как продолжают «тянуть лямку» без энтузиазма и вовлечения.

В исследовании подсчитали, что потери бизнеса в США от «не вовлечения» на рабочем месте составляют примерно 0,5 триллиона долларов в год. 

В Украине таких подсчетов не проводили, однако, и наш рынок труда не отличается особым оптимизмом среди наемных сотрудников. Зачастую при выборе профессии люди ориентируются не только на свои интересы, но и на уровень возможного заработка. Потому принимают предложения исходя из финансовой выгоды, а не возможности личного развития. 

Сегодня я расскажу вам на личном опыте, почему людям должна нравиться сфера их деятельности и то, чем они занимаются. А также о том, какие инструменты помогают мне делать подбор сотрудников, исходя из их заинтересованности. 

В компании АВМ Cloud я руковожу проектным офисом. Мы – молодая, быстрорастущая IT-компания. Разрабатываем и внедряем SaaS-продукты для всей цепочки поставок. Проектных менеджеров у нас около пятидесяти человек. Есть и крутые «синьоры», и новички. 

Мы часто берем на работу молодых ребят, с «горящими» глазами. Готовы инвестировать в их обучение и развитие, надеясь, что они искренне разделяют наши ценности. 

Казалось, Кристина была как раз такой, как нужно. Обладала цепким логическим умом и после окончания технического вуза была полна идей и энергии их воплощать – идеальный кандидат для успешного старта в IT.

— Кристина, кем вы хотите работать?
— Проектным менеджером или QA. Вообще, мне любая работа нравится.
— А почему вы выбрали IT-индустрию?
— У меня много друзей айтишников, и я люблю инновации.

Оно и понятно, айтишники в тренде. Друзья-девелоперы хвастаются последними айфонами, жонглируют непонятными, будоражащими воображение и заманчивыми словами. Любому студенту хочется фиксить баги, ставить таски, выкатывать релизы, проводить стендапы и ужинать в дорогих ресторанах.

Даже шутка такая есть: «Кто платит в ресторане на свидании, мужчина или женщина? – Платит тот, кто айтишник». 

Однако многие забывают, что это непростой труд, требующий особых затрат энергии, навыков и компетенций. Работа в IT подходит далеко не всем.

Кристина оказалась толковая: быстро разобралась в продукте, испытательный срок прошла блестяще. Начала выполнять небольшие задачи по проектам. 

Работа во внедрении сложная и стрессовая. Нужно много говорить, убеждать, объяснять, уговаривать, в общем… постоянно преодолевать сопротивление. Через полгода ей полагалось сдавать аттестацию на Project Manager, чтобы самостоятельно вести проекты. Она изучила все инструкции и процессы, сдала экзамен на отлично, а когда пришло время получить сертификат – как-то без радости вдруг сообщила, что сертификат ей не нужен и ценности в «бумажках» она не видит.

На следующий день Кристина заболела. Старалась работать из дому, с температурой подключаясь к митингам в скайпе. Через две недели принесла заявление на увольнение. Говорила, что еще раньше хотела уйти, но не могла подвести коллег, хотела выполнить то, что поручили. Когда же вникла в роль и обязанности, осознала, что конкретно нужно делать и куда стремиться – ясно поняла, что это «не ее». Сказала, что не чувствует ни удовольствия, ни счастья на этой позиции. Как ни уговаривали – ни в какую. Повышение оклада и другие возможные пути развития в компании рассматривать не захотела. Переела этой IT-индустрии до отравления. 

Новички часто не понимают с чем столкнутся в реальности и зачем им это нужно. В момент прохождения собеседования они полны азарта получить должность и готовы хвататься за все подряд (лишь бы IT) и обещать что угодно. Проблемы начинаются позже.

  • Из-за хаоса в процессах передачи знаний новички «методом тыка» пытаются понять, что и как делать. Оставаясь без должного внимания более компетентных коллег и вечно занятого руководителя – наступают на одни и те же грабли. Все это забирает много времени и нервов как у работодателя, так и у самого сотрудника.
  • После того как новичок разобрался и научился, пелена «романтизации» профессии спадает, начинаются «трудовые будни» и только тогда становится понятно: та ли эта работа, которую человек готов делать эффективно и долгосрочно? Или просто отбывает срок, стараясь дожить до пятницы. Через год страданий (если раньше не уволят) уходит из компании.

Из-за ухода Кристины я расстроился. Толковые эксперты честно вложили много усилий в ее обучение. Потеряно время, деньги и опять нужно искать и растить нового специалиста.

На собрании начальников отделов подняли этот вопрос и выяснили, что таких случаев в разных отделах за последний год было немало, проблема оказалась системной. Люди приходят, забирают драгоценное время профессионалов и уходят. 

Сотрудники могут долго «искать себя» обучаясь, получая зарплату и примеряясь к роли, однако для современного высокоскоростного бизнеса так уже не подходит. Это конечно хорошо, что человек не потратил всю жизнь на «неподходящую» работу, однако для компании подобный «поиск себя и своего места в мире» – это прямые убытки.

Тогда мы задались вопросом: Как быстро и системно понять: подходит тебе работник или нет? Занимает ли он свое место? Как сделать так, чтобы люди включались в работу быстрее?

Решение нашлось у наших давних друзей и партнеров – Компьютерной Академии «Шаг». Они, так же как и мы, столкнулись с проблемой быстрой и качественной интеграции новичков, что приводило к большим сложностями – тормозило масштабирование бизнеса. Ребята изучили разные onboarding-системы. Не найдя ничего подходящего для решения своих трудностей — создали систему интеграции новичков Sintegrum

Успешно внедрив ее, за короткий срок, сумели открыть 82 филиала по всему миру.

Система простая и интуитивно понятная. Трек очень легко и красиво конструируется прямо в web-интерфейсе. По сути — каждый такой трек представляет ДНК любой должности в компании.

Трек, как пошаговая детская игра, состоит из «квантов» информации. С помощью редактора — туда легко помещаются нужные знания: видео, скринкасты, описания бизнес-процессов, тексты, картинки и т.д.

После каждого шага сотрудник сдает мини-зачет, как он усвоил материал — например, записывает видео с ответом. 

Перейти к выполнению следующего задания можно только выполнив предыдущее. Профилонить не получится – ментор на каждом шагу проверяет полученные знания и оценивает качество.

Видео-задания – одна из ключевых методологических особенностей системы. Это решает проблему неэффективности тестов – которые в основном проводятся «для галочки». По тестам не понять – разобрался человек в теме или нет. На видео – все видно: как человек формулирует мысли в реале, понимает ли суть вопроса. Кстати, для поколения Z, живущего в смартфонах — это привычный и комфортный метод общения. Система облачная и работает в браузере как с ноутбука так и со смартфона — главное, чтобы камера была. 

В начале 2019 мы внедрили систему Sintegrum в ABM Cloud. В процессе мы полностью избавились от инструкций – все равно никто их не читает. Вместо этого за пару недель наши эксперты записали видео-скринкасты: конкретные, четкие, по теме, минут на десять, не больше. Простым человеческим языком, без воды объясняли только то, что нужно: нашу миссию, визию, ценности, необходимые компетенции и как их развивать, обозначили обязанности, полномочия, цели, процессы, конкретные инструменты для работы – все это «зашили» в интеграционные треки для новичков по каждой типовой роли.

В результате – знания гарантированно передаются на нужном, качественном уровне и время на передачу сократилось в разы. Новичок пройдя через интеграционный трек для своей роли, автоматически становится «подходящим» для должности. Если сотрудник трек прошел, можно быть уверенным, он знает, что конкретно делать. По сути, это работает как флешка, которую загружаешь в мозг человеку и он сразу знает что делать, с первых дней работы.

Система нам «зашла» и мы включили продукт Sintegrum в портфель продуктов ABM Cloud, чтобы помогать нашим клиентам также быстро и эффективно отбирать и адаптировать новых членов команды.

Кстати, Кристина успешно нашла другую работу и счастлива. Только с применением трека для новичков в Sintegrum ее «путь к счастью» занял бы намного меньше времени и ресурсов. 

Проблема интеграции новых сотрудников в компанию не так проста и состоит из двух частей: первая – человеку нужна подходящая работа, где ему будет кайфово, только в этом случае он будет эффективен на своем рабочем месте. Вторая часть – для эффективности бизнеса нужен подходящий, квалифицированный сотрудник. 

Решением, своеобразной «точкой сборки», в которой лучшим образом пересекаются интересы всех сторон – стала система Sintegrum. Благодаря интеграционному треку новичок сразу понимает: его ли эта работа, готов ли он выполнять ее на должном уровне, а руководитель получает сотрудника со знаком качества – обученного, готового с первого дня приносить пользу компании. Персонифицированный подход к обучению новичков, за счет вовлечения менторов и коллег, позволяет с самого начала понять реальный потенциал человека и быстро обучить, практически без затрат времени руководителя. 

После внедрения Sintegrum время включения людей «в строй» сокращается с нескольких месяцев до двух недель, уменьшается текучка кадров. Сотрудники находят «свое место» и вовлечены в процессы компании с самого начала. Бизнес масштабируется легко, без сверх-усилий руководства.

Как думаете: сколько людей в вашей компании каждое утро идет на работу без радости и удовольствия? Сколько с нетерпением ждет пятницы? Какой реальный процент вовлеченных? Подсчитайте все затраты времени и денег на обучение новичков и повышение квалификации.

Изменив подход к обучению, систематизировав и ускорив процесс интеграции персонала вы удивитесь – какой огромный потенциал для оптимизации есть у вашей компании. 

Если хотите увидеть более подробную презентацию системы интеграции новых сотрудников — переходите по ссылке

Богдан Чернявский, Head of PMO, ABM Cloud

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск