Маркетолог, предприниматель и фрилансер года по версии Payoneer Екатерина Миронюк рассказала в интервью AIN.UA о том, как она решилась бросить комфортную и хорошо оплачиваемую работу, уйти на фриланс без заранее заготовленного плацдарма и за полгода в два раза вырасти в рейтах.
Сегодня у Кати свое SaaS-агентство, продуктовый бизнес, а недавно вышла ее первая книга на украинском и английском языках.
С чего все начиналось
С детства я заинтересовалась компьютерами: вела блог, писала простенькие сайты на HTML. Свой блог я самостоятельно продвигала – размещала где-то ссылки на него, привлекала таким образом новую аудиторию и очень гордилась своими успехами. Это, наверное, легло в основу моей будущей профессии. Мне тогда было около 12 лет, на дворе был 2003 год, и я даже не думала, что в будущем смогу на этом зарабатывать.
Поступила я в КНЭУ на маркетинг, закончила магистратуру, после чего устроилась в продуктовую IT-компанию “Мобисофт” SEO-маркетологом. Мне хотелось работать с чем-то, что связано с интернетом.
Хотя я получила высшее образование в области маркетинга, я на тот момент даже не знала, что такое SEO.
Изначально устраивалась я на позицию ассистента в отдел маркетинга, где училась всему по ходу работы. Сначала была линк-билдером – занималась проставлением ссылок на целевые сайты. Потом стала вести SEO для сайтов компании самостоятельно. Так я проработала год и поняла, что хочу развиваться в этом направлении, и перешла в SEO-агентство менеджером проектов.
По найму я проработала два с половиной года.
Как ушла на фриланс
В душе я всегда хотела работать на себя, но не думала, что это возможно. Меня устраивала моя зарплата, мне нравилась моя работа, и я боялась всем этим рисковать.
У меня были кое-какие сбережения, я поехала в Южную Америку на месяц, а после этого решила рубануть с плеча: уволилась с работы и перешла на фриланс. Я подумала, что в крайнем случае всегда смогу устроиться на новую работу по найму. И ведь пока не попробуешь – не узнаешь.
До этого фрилансом я, грубо говоря, не занималась. У меня был один краткосрочный проект параллельно с основной работой, но это ничто. Так что начинала я с нуля.
Еще работая в SEO-агентстве, я много пользовалась платформой Upwork в качестве работодателя. Мы искали на ней исполнителей. Я уже хорошо знала, как там все устроено, поэтому решила зарегистрироваться на этой же платформе, но уже в качестве фрилансера.
Как развивала свой профиль
Сначала я ориентировалась не на заработок – моей целью было получить положительные отзывы. У меня была денежная подушка, которой должно было хватить мне на жизнь месяца на три-четыре. За это время нужно было раскрутить свой профиль.
Поначалу рейт у меня был минимальный для SEO – $18. За полгода я увеличила его в два раза – до $36. К тому моменту у меня уже скопилось достаточно хороших отзывов, и я поняла, что мои навыки востребованы на рынке. Я почувствовала себя уверенно.
Что изменилось в доходах и графике
С момента увольнения с работы прошло около 6-7 месяцев, прежде чем я вышла на тот же уровень дохода. Потом он начал расти.
Я ориентировалась на клиентов из США, и мой доход за год-полтора работы на фрилансе вырос в два раза по сравнению с тем, что я зарабатывала в найме.
На фрилансе мне нравилось – я сама могла составлять себе рабочий график. Когда я работала по найму, я не понимала, зачем сидеть с 9 до 18 в офисе.
На фрилансе я стала работать в два раза меньше по количеству часов, но с той же эффективностью.
Также я смогла сама выбирать себе проекты. Я стала брать только те задачи, которые мне были интересны, а не то, что дают менеджеры на работе. Задачи, которые были мне не интересны, я начала делегировать другим исполнителям. Так я постепенно стала выстраивать свою команду, которая со временем превратилась в небольшое SEO-агентство.
Про свой бизнес
Сегодня в моем агентстве SearchEva работает 7 человек, не включая временных подрядчиков. Все сотрудники работают удаленно. Мы выбрали для себя узкую нишу – сконцентрировались на SaaS, и очень хорошо это умеем. Поэтому нас ценят клиенты и конкуренции мы особо не ощущаем.
Мы занимаемся SEO-продвижением SaaS-компаний на англоязычных рынках. Также предоставляем услуги контент-маркетинга и внутренней оптимизации сайтов. Мы предлагаем клиенту полный пакет услуг – от продумывания стратегии контента, поиска возможностей для продвижения, и заканчивая крауд-маркетингом, то есть органической работой с аудиторией.
Сейчас у нас два клиента. Это крупные компании с долгосрочными проектами (минимум на год). Мы ориентируемся на качество, а не количество. Мы берем на себя достаточно много задач по клиенту, поэтому, чтобы делать их хорошо, не можем набирать много проектов.
Начинала я с того, что делала аудит сайта (небольшого, на 5 статей примерно) за $100. На тот момент для меня это было ого-го. За ту работу, которую мы делаем для наших клиентов сейчас, на рынке запросили бы примерно $10 000.
Про клиентов
Пока я была no name, приходилось работать с клиентами, которые часто сами не знали, что такое SEO. Помню, одному из клиентов я подготовила отчет по конкурентам в нише, в ответ на который он мне написал: “Кэйт, я ничего не понимаю, но я тебе верю”.
Еще у меня была клиентка – фуд-блогер. На тот момент она была довольно популярная (не знаю, как дела у нее идут сегодня), но даже не знала, что можно вставлять в блог партнерские ссылки и получать комиссию с покупок еды или добавок по ее тематике. Интересно было для людей открывать новые возможности, которые дает маркетинг.
Мне часто задают вопросы типа “Сколько стоит продвинуть сайт в такой-то нише?”. Это очень индивидуально.
Компаниям, у которых нет денег на маркетинг, я бы советовала продумать, как вы будете продвигать свой продукт, еще до того, как вообще что-то запускать. Потому что какой-бы крутой у вас ни был SaaS-проект, он сам себя не продаст.
Разве только если это какая-то супер специализированная ниша. Например, у меня были друзья, у которых за месяц на сайт пришло 10 000 трафика без особого продвижения, потому что сам продукт оказался очень нишевым и они попали в точку.
Как училась
Я всегда училась по ходу работы – на живых проектах. Читала какие-то профильные блоги и инструкции под конкретную задачу, гуглила, задавала вопросы экспертам – сначала своим начальникам на работе по найму, потом стала ездить на конференции. Мне всегда заходил именно такой способ саморазвития.
Для меня учиться – это впрячься во что-то новое, поставить себя перед необходимостью срочно учиться.
В 2017 году я подала заявку на звание фрилансера года по версии Payoneer и победила. За это я получила премию в $1000, на которые поехала на обучение в Вену.
Планы на будущее
Сейчас я хочу отойти от сервисного бизнеса и сконцентрироваться на продуктовом. Я запустила собственный SaaS-продукт – Audext.com. Это онлайн-конвертер из аудио в текст. Проект уже имеет трекшн и приносит доход, но раскрывать по нему детали я еще не готова.
На основании этого опыта я выпустила книгу Start a profitable SaaS business. Without investments or prior experience.
У меня не было никакого технического бэкграунда – я, как всегда, собирала всю информацию самостоятельно. Свои наработки решила систематизировать, и у меня получился пошаговый гайд по созданию SaaS-компании для чайника – от идеи до реализации, продвижения, построения команды. В процессе поиска ничего подобного я не встречала и решила оформить это в книгу.
Сначала искала издателей в США, так как писала на английском. Разослала нескольким издательствам, но ответа не получила. Тогда я подумала, что можно попробовать издаваться в Украине. Поспрашивала по своим контактам, мне посоветовали бизнес-издателя, который сразу заинтересовался.
В сентябре вышел первый тираж в 1000 экземпляров на украинском языке и 500 на английском. Купить мою книгу можно как в офлайн-магазинах, так и в онлайн. Как автор, я получаю процент с продаж. Но я не рассматриваю это как источник дохода – книга для меня важнее с репутационной точки зрения.