Как создать продуктовую культуру среди разработчиков. Опыт Preply

3655

О том, что такое продуктовая культура и почему она нужна разработчикам, а также почему важно, чтобы все разделяли ценности компании, в колонке для AIN.UA рассказал Дмитрий Волошин, CTO и сооснователь международного EdTech-маркетплейса для изучения иностранных языков Preply.


Результатом работы программиста должен быть не просто код, а качественный продукт для целевой аудитории. Поэтому, девелоперам важно общаться с представителями бизнеса, клиентами, дизайнерами, тестировщиками. Такой подход превращает разработчика в product owner’а. 

Как взаимодействуют команды

Чтобы работать в команде, нужно развивать не только hard, но и soft skills — умение коммуницировать, объяснять, контролировать выполнение задач.

В Preply пять кросс-функциональных продуктовых и две маркетинговые команды.

Задача СТО — объединить их, и в то же время сделать так, чтобы они не мешали работе друг друга. Он помогает командам действовать быстро и независимо. Не повторять ошибки, правильно реализовывать продукты и анализировать работу.

В компании горизонтальная коммуникация. Мы вместе обедаем, называем друг друга на «ты», избегаем жесткой иерархии, делимся новостями компании дважды в месяц. Регулярно анализируем результаты и прорабатываем планы. 

Каждый месяц мы составляем отчеты о финансовых достижениях. Они показывают, как работа сотрудников конвертируется в доход компании, от чего зависит уровень зарплат. Информация об успехах компании, ее стоимости, работе других команд — публичная внутри компании.

Как синхронизировать ценности и цели

Каждому в команде важно знать, для чего он работает. Девелоперы, тестировщики, маркетологи, дизайнеры, менеджеры должны быть, в первую очередь, клиентоориентированы. 

Нужно развивать коммуникативные навыки, учиться понимать потребности и запросы клиентов, а также слышать друг друга. Команды могут работать над разными метриками, задачами. Но если совместить их, получится готовый продукт.

Ценности нужно использовать каждый день. Важно, как человек ведет себя, когда его не видят остальные. О чем думает, что делает, к чему стремится.

В компании мы говорим о ценностях во время интервью, корпоративных ивентов и ежеквартальных review. Основополагающие — коммуникация, простота, создание полезных для пользователей продуктов, внимание к деталям, ответственность.

От чего зависит выполнение задач 

Работая над проектами, мы применяем data-driven подход. Для нас это умение быстро показывать аудитории новые продукты и решения и тестировать все изменения через A/B тесты. Если фича работает на хорошем уровне, ее можно запускать.

Культуру А/B тестирования заложил в наш DNA Артур Костен, один из инвесторов Preply и кофаундер Booking.com. На наших ежегодных  встречах совета директоров Артур часто упоминал, что одни из ключевых аспектов успеха Booking — культура A/B тестирования. Они за 15 лет запустили 500 000 А/B тестов. Мы в какой то момент тоже начали отстраивать культуру А/B-тестирования. Сейчас запускаем сотни тестов в квартал. С отладкой процессов помогает бывший директор по продукту Booking. 

Также мы стремимся к независимой работе команд. У каждой из них может быть свой технологический стек, «привязка» к отдельным сервисам. Тогда процессы не пересекаются и отличаются друг от друга.

Мы используем метод каскадирования стратегии и целей. Глобальную задачу разбиваем на более мелкие и поручаем разным командам. Одни занимаются совершенствованием платформы, другие — конверсией, третьи — маркетинговыми инструментами.

Цели каскадируются от уровня СЕО до лидеров продуктовых и маркетинговых команд. Каждый получает свою метрику, которая, в свою очередь, смотрит на North Star. Для того, чтобы все участвовали в выполнении задач, метрика предусматривает индивидуальные цели. Это может быть запуск A/B-теста, изучение новых технологий и инструментов, уменьшение  количества ошибок и багов, проверка качества продукта, или даже создание инновационного функционала, который в краткосрочной перспективе не принесет пользы, но стратегически нужен компании.

Как повысить эффективность команд

Обучение и развитие команды —  важные элементы эффективного бизнеса. У наших сотрудников есть медицинская страховка, они участвуют в украинских и международных конференциях, повышают уровень владения иностранными языками, работают с современными инструментами. Мы следуем принципу «use the best tools money can buy». 

Каждый разработчик — хакер в душе, потому его сложно оценивать по общепринятым критериям.

Мы учитываем результат работы — сколько пользы он принес бизнесу, сколько A/B-тестов запустил, продуктов создал.

Девелоперы должны понимать свою аудиторию. У нас есть такая практика:  каждый квартал программисты проводят четыре часа в отделе поддержки клиентов (customer support). Это помогает понять, что важно писать код, который удовлетворит запросы реальных людей. 

Компания должна оперативно создавать новые продукты, приносящие пользу потребителям. Если разработчик создал новую фичу, ее нужно сразу «вводить в жизнь». В противном случае бизнес теряет деньги — новый код существует, а клиенты этого не видят.

Зачем нужен тимбилдинг 

Тимбилдинг развивает soft skills и учит давать конструктивные фидбеки. По пятницам мы с девелоперами обсуждаем, как прошла неделя. Разбираем проблемы, которые были в командах, их решения и говорим не только о работе. 

На ивенты Preply мы приглашаем иностранных коллег и партнеров. Дважды в год проводим корпоративы. Они помогают лучше узнать друг друга, совершенствовать продуктовую культуру, укреплять цели и ценности компании. 

Кроме того, каждый месяц разработчики участвуют в хакатоне, где реализовывают продуктовые задачи внутри команд, работают с фичами, на которые раньше не было времени; обмениваются решениями и обсуждают их.

Продуктовая культура важна, и девелоперы нуждаются в ней не меньше других. Она существенно увеличивает клиентоориентированность, повышает коммуникативные навыки, улучшает продукт и не дает забывать о целях и ценностях компании.

Автор: Дмитрий Волошин, CTO и сооснователь Preply

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск