Основатель крупнейшего в Украине маркетплейса “Розетка” Владислав Чечеткин в интервью “Liga.net” рассказал о том, как сегодня устроено управление компанией, насколько большая “Розетка”, а также высказал свое отношение к новым законодательным инициативам. AIN.UA выбрал самое интересное.
Розетка в цифрах
- Сейчас «Розетка» — это 4000 сотрудников.
- В последнюю “черную пятницу” на «Розетке» насчитывалось около 10 млн наименований товаров.
- У компании свыше 10 000 партнеров.
- Бывают недели, когда на Розетку заходят 60% украинцев, имеющих доступ к интернету
Наша большая цель, если хотите, мечта, — продавать все. Поэтому мы смотрим на таких игроков, как «Эпицентр», «Сильпо», АТБ. Пока что они больше «Розетки».
Ожидания клиентов
Все ли хорошо работает, все ли партнеры кристально честные и порядочные? Нет. У нас свыше 10 000 партнеров — конечно, бывают сбои. Однако Розетке достается критика не только из-за маркетплейса, но из-за самой «Розетки». Нас иногда подводят наши поставщики или служба доставки. За их ошибки платит наш бренд.
К сожалению, мы не можем сказать, как программист из анекдота, который на стрельбах ни разу не попал в мишень и на вопрос, как так получилось, ответил: “У меня пули вылетели? Вылетели. Значит, проблема не на моей стороне”.
Повышение качества — бесконечный процесс. В Киеве и Одессе развиваем свою доставку. Мы наказываем гривной нерадивых поставщиков, массово отключаем партнеров, которые не выполняют условия. Из этого родился большой бизнес — так называемые информационные цыгане, которые продают всякие курсы, как безболезненно и быстро выйти и продавать на «Розетке». На самом деле они учат обманывать покупателей и «Розетку», обходить наши стандарты.
Однако давайте честно признаем: ожидания украинского потребителя сильно завышены. Если ты не доставляешь до двери что угодно и куда угодно за полтора дня, ты ужасный магазин. Но Украина — большая страна, и привезти что-то хэндмейдное из Дрогобыча в Харьков бывает непросто.
Семейный бизнес
Создание «Розетки» инициировала жена. Сказала: “Я не вернусь из декрета работать по найму, сделай мне интернет-магазин”. Сделал. У нее стало получаться, я ушел с работы и на 100% занялся «Розеткой».
В семейном бизнесе, как и в семье, ты можешь быть всегда прав, а можешь быть счастлив. Мы 17 лет вместе, из них 14 — в одном бизнесе. Наверное, научились убеждать и слышать друг друга, понимать, что это “точно нет” и не надо дальше продавливать свое решение.
Можно сказать, что «Розетка» была и остается семейной компанией. Даже после прихода «Хорайзон» и слияния с «Промом» у нас с Ириной большая доля и решающий голос. При этом у нас довольно рано появилось подобие западной корпоративной структуры с советом директоров.
С приходом Horizon Capital это стало серьезнее: работает борд, там есть представители Horizon Capital и Prom.ua, на нем принимаются стратегические решения, существуют четко описанные рамки, что мы можем принимать самостоятельно, а где необходимо хотя бы формальное согласие партнеров. Но вообще, мы сейчас в поиске новой структуры управления.
Розетка vs вендоры
Я воюю за открытый рынок — против ограничения поставок, квот и эксклюзивных прав на бренды. Производители, вендоры или их представители хотят контролировать всю цепочку – от завода до границы, а потом и до конечного клиента. Зачем? Чтобы диктовать цены и условия: ты продавай, а ты не продавай, в офлайн цена Х, а в онлайн — 1,5Х.
Понятно, зачем им это: они хотят зарабатывать экстраденьги.
Например, в Украине корейский телевизор может стоить в два раза дороже, чем в Польше, потому что Польша — часть общего европейского рынка, и там огромная конкуренция.
Почему я этого не хочу — тоже понятно. Я сам хочу решать, где, что, у кого покупать и за сколько продавать, и хочу “нагреть на этом руки”. Отличие в том, что во втором случае выигрывает клиент: я буду конкурировать с сотнями игроков и вынужден буду давать адекватную цену.
Есть и политический момент: до лета 2019-го почти все крупные вендоры бытовой техники продавали в Украину технику, собранную на заводах в России. Почему я должен помогать наполнять российский бюджет?
Налоги
«Розетка» — белая компания с точки зрения украинского законодательства. Вы не найдете у нас скелетов в шкафу. Но я – не ханжа, и много раз говорил: мы руководствуемся принципом “что не запрещено, то разрешено”.
Наше законодательство не знает, что такое дистанционная и Интернет-торговля, и, кстати, новый закон о РРО тоже не хочет этого знать. Мы — бизнес, зарабатываем в тех условиях, которые предложило государство. Когда это же государство захотело меня больно укусить или даже уничтожить в 2012 году за использование этих методов, то все украинские суды стали на мою сторону.
Поэтому я болезненно реагирую на обвинения «Розетки» в неуплате налогов: идите в суд и докажите!
О новых законах
Мне не нравится, что власть пытается поставить к стенке чепэшников.
Да, какая-то часть ФОП используется в схемах по оптимизации налогов, но большинство — это люди, которые кормят себя, свою семью и не просят субсидию.
Государство очень сильно и очень эффективно борется сегодня с контрабандой, причем настолько эффективно, что и не контрабанда уже тоже не едет. Сейчас большая проблема с растаможкой.
Раньше далеко не самые низкие украинские налоги компенсировались не запрещенными креативными способами, скажем так, “уменьшить налоговую базу”. Нынешняя власть хочет запретить весь этот “креатив”, оставив при этом европейские налоги.
Получается, мы ставим себя по налоговой нагрузке в один ряд с Польшей, Словакией, Чехией, но забываем, что у нас есть огромное количество недружественных и совсем безответственных перед бизнесом контролирующих органов.
У нас нестабильная политическая и экономическая ситуация, и Россия под боком, и мы очень условно правовое государство. То есть налоги те же, а суммарные риски – в разы выше, чем в Чехии или Словакии.
Риторический вопрос — почему бизнесмены должны приходить или оставаться и развивать свои компании здесь.
О мотивации в бизнесе
Не было такого дня, чтобы я проснулся с чувством “я самый большой парень в этой песочнице”. Хорошо запомнил правило со своей учебы: не сужайте свой рынок и не преувеличивайте свой успех.
Поэтому, может быть, лидером в электронике мы стали в 2008 или 2009 году, но уже тогда мы знали, что строим бизнес, который будет продавать все.
И я не смотрю на успех в моменте. На надгробном камне напишут, успешным парнем был Владислав Чечеткин или нет.
Если хотите, страх за будущее, страх оказаться в итоге неуспешным — то, что меня сильно драйвит.
Я так и не придумал, что бы я делал, если бы у меня не было Розетки. У меня есть какие-то хобби и интересы, на которые сейчас не хватает времени, но я прекрасно понимаю, что, останься я без работы, моих хобби мне хватит на три месяца, а дальше нужно что-то делать. И я буду искать, куда приложить свои усилия.
А я не знаю, куда, если не в «Розетку». Наверное, я слишком приземленный предприниматель.