Итоги-2019. Человек года — Илья Кенигштейн, создавший бизнес Creative States с нуля

7440

Предприниматель Илья Кенигштейн с 2015 года ходил с идеей запустить не просто коворкинг или офисы под аренду, а некое инновационное пространство для креативных людей. Эта идея со временем переросла в проект «Креативный Квартал» или Creative Quarter: рабочее пространство для креативных индустрий «под ключ». В 2018 году Кенигштейн потерял долю в проекте.

Несмотря на то, что Кенигштейна по сути оставили без доли в его же бизнесе, он не растерялся и в том же году представил свой новый проект — сеть коворкингов Creative States. За 2019-й он запустил две локации, и еще две анонсировал: всего более 11 000 кв. м.

Редакция AIN.UA рассказывает, как всего за год Илья Кенигштейн, который остался без своего бизнеса и денег, а затем стал одним из крупнейших операторов коворкингов на рынке Украины.

Фото тут и далее — Александр Казаченко

Попытка запуска во Львове

В 2015 году Илья Кенигштейн, тогда еще — советник мэра Львова Андрея Садового, объявил о проекте креативного квартала в городе. Его хотели строить на территории старого трамвайного депо. Квартал был бы полностью посвящен стартапам и креативу, с антикафе, коворкингами, стартап-боксами, мастерскими, ивентами и парками. Это должен был быть и социальный проект:

«В нем бы работали не только стартаперы и айтишники, туда бы ходили обычные горожане, могли бы заниматься чем угодно: обучаться, слушать лекции, ходить на мастер-классы, собирать роботов, даже стул смастерить», — рассказывал в 2017 году Илья.

Но реализовать его не получилось: по словам Ильи, из-за местных властей проект поставили на паузу. Предприниматель решил запускать креативный квартал в Киеве.

Запуск Сreative Quarter

В апреле 2016 года Роман Хмиль, один из основателей компании, которая стала украинской GlobalLogic, обдумывал идею аутсорс-бизнеса с социальным уклоном: 10% от оборота отдавать волонтерам на полезные дела. Они с Ильей обсудили эти идеи, решив делать один совместный проект — «Креативный квартал».

Чем должен был стать «Креативный квартал»? Идея была в том, чтобы запустить шеринговый офисный центр: чтобы компания могла арендовать себе помещение, и не заботиться о ремонте, содержании офиса, закупке кофе или туалетной бумаге. Дополнительно можно было получить услуги от рекрутинга и IT-поддержки до работы с бухгалтерией компании, чтобы команда могла заниматься развитием бизнеса.

«Все эти заботы в результате съедают не только деньги, но и время топ-менеджеров. Они не могут позволить себе крутой офис. И другие, крупные компании, у которых модные офисы, сманивают их разработчиков к себе, на плюшки и крутую атмосферу», — объяснял тогда Илья.

Первая локация «Креативного квартала» заработала в БЦ «Гулливер», на площади около 1400 кв. м и была оформлена в стиле Манхеттена. Позже запустилась новая локация на Подоле.

Но в 2018 году Хмиль и Кенигштейн серьезно поссорились.

Конфликт

В октябре 2018 года Илья Кенигштейн написал об уходе из компании и о том, что его «выдавливают» из проекта. Он говорил о том, что его долю в компании предложили выкупить за «бесценок» в $50 000, устранили от дел, управления компанией и выставили из совета директоров.

Сам Кенигштейн называл это рейдерством и сговором: его доля в 30% стоит намного выше, чем $50 000, а ее размыли до 2-3%. На момент конфликта он оценивал бизнес «Квартала» в $7 млн.

По версии Хмиля, никакого сговора не происходило: решение отстранить Илью от дел приняли акционеры компании. И что $50 000— это не оценка доли, а плата за спокойный уход.

Детально мы рассказывали о сторонах конфликта ранее.

Как запускались Creative States

В результате именно неприятности с «Креативным кварталом» подстегнули Илью запускать еще один проект.

«Эти последние 12 месяцев были самыми яркими в моей жизни, во всех смыслах. Завершился какой-то цикл и начался новый; это история о том, как выбраться из глубокой жопы, начать не с нуля, а с большого минуса в яркий плюс», — говорит предприниматель.

О создании Creative States, которые как бизнес повторяют модель «квартала», Илья объявил перед новым, 2019 годом. И уже в конце марта 2019 года на 14 этаже киевского бизнес-центра «Сенатор» запустилась первая локация проекта. Уже в июне запустилась вторая локация: на 29 этаже БЦ «Гулливер».

Все получилось так быстро, поскольку у предпринимателя уже был опыт построения такого проекта. По словам Ильи, первое, с чего он начал работу над проектом, составил детальный бизнес-план:

«Зафиксировал саму идею по созданию сетки из разных «штатов», объединенных едиными стандартами, методами управления и командой, но с разными партнерами на разных локациях. Эта идея пришла как ответ тому, что со мной произошло».

С точки зрения финансов идея была в том, чтобы каждую локацию запускать с новыми партнером: в таком случае неудача одной локации не повлияет на остальную сеть.

«Мы не повторяли слепо предыдущий проект, мы научились более разумно тратить деньги, в частности — на ремонт. Кроме того, я не особо долго раздумывал, когда получил приглашение войти в «Сенатор», — рассказывает он.

Как нашли локацию и инвестиции

Первое партнерство заключили с БЦ «Сенатор», его владелец, Александр Спектор является одним из бенефициаров ООО «Креативний Штат Сенатор». Ему принадлежит 60% проекта, Кенигштейну — 40%.

Предприниматель вспоминает, что еще при запуске «квартала» рассматривали «Сенатор», но отказались от него: «Сейчас я этой ошибки не повторил».

Стоимость запуска проекта полностью на этой локации оценивает в $500-580 за квадратный метр (общая площадь Creative States в «Сенаторе» — порядка 2100 кв.м). Ее интерьер выполнен в стиле арт-деко и воссоздает атмосферу Нью-Йорка 40-50-х годов. О том, как устроены и как выглядят «штаты», мы ранее публиковали подробный репортаж.

Здесь помещается около 400 резидентов, это — около 55 офисов для команд от 1 до 40 человек. Сейчас локация почти полностью заполнена, отсюда, к примеру, работают Upwork и Playtika.

На ремонт для запуска локации в «Гулливере» потратили примерно $1 млн. Особенно дорогими оказалась шумоизоляция, кондиционирование, сетевая инфраструктура и освещение (ранее мы публиковали фоторепортаж с этой локации).

На каком этапе Creative States сейчас

На момент выхода материала работают локации в «Сенаторе» и Gulliver, готовятся к запуску Creative State of Arsenal в ангаре завода «Арсенал», а также локация в Днепре. По словам Кенигштейна, по атмосфере Creative State of Arsenal будет близок к Coal Drops YARD в Лондоне в районе Kings Cross. Локация будет декорирована в стиле арт-нуво.

Ориентировочная дата старта в «Арсенале» — февраль 2020 года. Это помещения класса А, здесь цена за рабочее место составляет от $300 за хот-деск (формат работы, при котором сотрудник компании, приходя, занимает любое свободное место) и от $390 для офиса. Коворкинг в «штатах» тоже есть.

Creative State в Днепре заработает на 3 этаже БЦ «Кудашевский» по ул. Баррикадная, 10, на площади в 3500 кв. м, и будет вмещать 600 человек. Новый коворкинг оформят в стиле Бостона. По словам Кенигштейна, новая локация будет «такой же крутой, как киевские», но цены будут значительно ниже.

Кенигштейн утверждает, что все локации — и действующие и те, что готовится к запуску — заполнены почти на 100%, проект Creative States не только вышел в ноль, но и прибылен на данный момент.

«На самом деле, мы очень осмотрительно действуем, особенно после истории с WeWork, которые бежали сломя голову и добегались. Мы не раскрываем новых локаций и не начинаем заниматься ими, пока не выведем уже существующие в большой и жирный плюс. Сейчас мы прибыльны», — говорит он.

В планах есть и вероятный запуск в других городах Украины, к примеру, в Харькове или Одессе, или даже выход на зарубежные рынки. Там предприниматель планирует работать по той же модели: искать партнеров на местном рынке офисной недвижимости, и запускать совместный проект.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск