16 января Верховная Рада в первом чтении проголосовала за законопроект, который легализует азартные игры в Украине. Один из видов деятельности, которые официально разрешены: онлайн-казино и беттинг. Редакция AIN.UA разобралась, как будет работать этот рынок, если законопроект вступит в силу.
Предыстория
Закон «О запрете игорного бизнеса» действует в Украине с 2009 года, а статья статья 203-2 Уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за такую деятельность. Легализовать азартные игры было одним из предвыборных обещаний Владимира Зеленского. В раду пытались вносить такие законопроекты к концу прошлого года, но в декабре несколько альтернативных проектов в парламенте провалили.
Через несколько дней, 20 декабря 2019 года, по распоряжению Кабмина, в Украине начали закрывать казино и игорные залы, только в первую ночь было закрыто 150 заведений. В январе 2020 года Рада вернулась к легализации игорного бизнеса.
Что предлагают в проекте закона?
Законопроект легализует определенные виды деятельности, которые занимаются азартными играми. В этом списке есть: казино, онлайн-казино, онлайн-покер, букмекеры, игральные автоматы. Для такой деятельности компании должны получать лицензии, и цены на них — высокие (подробнее напишем о них чуть ниже).
Все компании, которые хотят легально проводить такую деятельность, получают статус “организатора азартных игр” и соответственно, “организатора азартных игр в интернете”. Последние могут работать исключительно как юрлица. Все организаторы азартных игр в онлайне будут перечислены в соответствующем реестре.
К играм допускаются только люди старше 21 года и компании, проводящие азартные игры, должны будут это проверять (например, по паспорту).
За выполнением правил следит Комиссия по регулированию азартных игр (ее еще нет, но ее создадут, если проект заработает).
Как это повлияет на онлайн-рынок азартных игр?
Редакция AIN.UA обратилась за комментарием к юристу, знакомому с разработкой данного законопроекта. Он на условиях анонимности рассказал о влиянии основных норм проекта на бизнес онлайн-казино и беттинга, а также объяснил, что поменялось в проекте по сравнению с предыдущими версиями. Приводим основные тезисы его комментария:
- В изначальном законопроекте №2285, который был разработан Министерством финансов и утвержден на заседании Кабинета министров 30 сентября 2019 года, была предусмотрена единая лицензия на азартные игры в интернете (с общим количеством лицензий – 10), которая объединяла в себе и букмекерскую деятельность в интернете и онлайн-казино. Но в законопроекте 2285-д лицензии на букмекерская деятельность и онлайн-казино являются разными категориями лицензий.
- Лицензии стоят дорого, но нет ограничения по их общему количеству. Они распределяются без проведения электронных аукционов, т.е. их будут выдавать всем желающим компаниям.
- Для этого компании нужно соответствовать таким требованиям: 30 млн грн уставного капитала, сформированного денежными средствами; домен в зоне .ua (раньше было требование домена второго уровня в .ua, который можно получить, только имея зарегистрированную ТМ); банковская гарантия на сумму 34 млн грн от госбанка или уполномоченных банков.
- Возраст игроков можно будет идентифицировать по скан-копиям документов, по ЭЦП, SIM-карты с MobileID, по BankID. По заявлению игрока или его родственников, ему могут ограничить участие в азартных играх на срок от полугода до 3 лет.
- Лицензии выдаются на 5 лет, их расценки: 12 500 минимальных зарплат в год (59 млн грн в год) для онлайн-казино, платить нужно на год вперед; 120 000 минимальных зарплат за лицензию на 5 лет, т.е. 566 млн грн за 5 лет или же 113 млн грн в год за букмекерскую деятельность.
По оценке юриста, такие цены являются неоправданно высокими: в Великобритании, для примера, минимальная цена лицензии на онлайн казино категории F1 составляет £2640 за саму лицензию, а ежегодная плата для операторов онлайн казино категории F1 составляет всего £2709.
По его мнению, такие нормы будут мешать выйти на рынок мелким стартапам, которые работают в гемблинге. А единая лицензия для букмекеров с высокой ценой и правом работать как в интернете, так и в букмекерских пунктах за доплату, даст преимущество действующим букмекерам с раскрученными брендами. И это тоже монополизирует рынок.
“На выходе мы получим рынок азартного онлайна, распределенный между несколькими игроками, ведь даже при условии получения лицензии более мелкими компаниями далеко не каждая из них сможет оставаться на плаву и ежегодно уплачивать сумму лицензии”, — считает эксперт.
Игорный бизнес, кроме этого, могут обложить еще одним налогом. Один из инициаторов законопроекта №2285-д Олег Марусяк зарегистрировал в парламенте проект, который вводит дополнительно к 18% налогу на прибыль также налог на доход для онлайн-казино и букмекеров. Его ставка 10%, он рассчитывается как “депозиты игроков минус выплаты игрокам”.