Изменения в законодательстве, неожиданно нагрянувшая проверка или обыск, необходимость опередить конкурентов в реакции на события – эти и многие другие волны качают украинский бизнес изо дня в день. И даже если на данный момент все «тихо», к кризису стоит готовиться заранее, чтобы избежать возможных разрушительных последствий для компании. На какие направления и инструменты стоит обратить внимание, выстраивая стратегию защиты бизнеса в 2020 году?

Структура и уязвимости

Эксперты юридической сферы считают структурирование бизнеса одним из основных трендов в 2020 году. Ключевым для собственника становится осознание того, что отдельные направления или производственные процессы не стоит «навешивать» на одно юрлицо. В будущем это не только облегчит управление компанией, но и обезопасит юниты в ходе проверок со стороны контролирующих органов.

Многочисленные факты обысков в отечественных компаниях уже воспринимаются как данность, поэтому приемы поведения в кризисных ситуациях и практики реагирования на обыски и проверки сегодня востребованы как никогда. Особенно с учетом прогресса технической составляющей обысков, которая сегодня включает копирование содержимого серверов, блокирование и уничтожение корпоративных данных.

Ожидается, что в 2020 году обыски и проверки будут особенно активны в сфере, связанной с приватизацией и продажей земли, а также госпредприятиями. Собственникам бизнеса особо стоит взять на заметку, что при этом будет активно применяться изъятие не только носителей информации, но и средств ее ввода (для последующего анализа ДНК).

Роль PR в бизнесе, особенно с учетом непростых отношений с государством, в 2020 году усиливается. В отсутствие надежных гарантий правовой защиты и возмещения убытков на передний план для бизнеса выходит лидерская роль и захват ведущих позиций в коммуникациях. Ведение PR-кампаний на постоянной основе и высокая скорость реакции наравне с корректной правовой оценкой ситуации, будут вносить значительный вклад в разрешение кризисных ситуаций и построение стратегии на будущее.

До, после и во время

Узнавать первым, действовать быстрее конкурентов. Для защиты бизнеса и проактивной работы в насыщенном правовом и информационном поле используются передовые технические средства анализа, мониторинга и работы с данными. Например, сервис CONTR AGENT от «ЛІГА:ЗАКОН», предназначенный для всесторонней проверки юрлиц и экспресс-оценки их деятельности. Его можно эффективно использовать как для составления бизнес-портрета потенциальных партнеров, так и для автоматического выявления факторов риска с существующими контрагентами. 

Функция мониторинга позволяет отслеживать их деятельность в реальном времени и сокращает время реакции на изменения. Проверка контрагентов на чистоплотность (долги, записи в судебном реестре, санкционные списки и др.) – один из рецептов, позволяющих обеспечить устойчивость собственной компании и минимизировать риски общения с правоохранительными органами в будущем (допросы сотрудников, обыски, выемка документов и т.п.), которые могут затронуть бизнес и косвенно повлиять на репутацию владельца.

Защита активов от рейдерства, которая остается «горячей» на повестке дня, также может осуществляться в оперативном режиме. Отслеживать статус большого количества объектов (объекты недвижимости, земельные участки) и оперативно реагировать на любые изменения в реестрах юридическая служба или служба безопасности компании может при помощи сервиса SMS-Маяк от «ЛІГА:ЗАКОН»

В свете последних инициатив законодателей, принявших в декабре прошлого года поправки в Земельный кодекс и другие законодательные акты с целью противодействия рейдерству сельхозпредприятий, можно констатировать, что количество рычагов, позволяющих бизнесу контролировать состояние своих активов, существенно возросло. Примечательно, что SMS-Маяк способен не только сообщать об изменениях в Реестре вещных прав по факту, но и информировать о подаче заявления о проведении регистрационных действий с объектом. Выигрыш времени, который дает сервис для бизнеса, может оказаться критически важным для сохранения актива.

В свою очередь, практика постоянного ведения PR-кампаний и уверенного вхождения в кризис невозможна без мониторинга информационного пространства 24/7. Собрать все упоминания бренда и контекст из тысяч онлайн и сотен печатных СМИ, социальных сетей, ТВ и радио, сервисов с отзывами и вакансиями и других интернет-ресурсов силами самой компании — чрезвычайно сложно. Эту трудоемкую задачу способен взять на себя Semantrum, система анализа и мониторинга медиапространства. Помимо «руки на пульсе» информационного поля для предотвращения возможного кризиса, выявления информационных бомб и вбросов, сервис позволяет косвенно оценивать влияние на аудиторию рекламных кампаний, а также анализировать не только свою эффективность и узнаваемость, но и видеть возможности конкурентов.

Профилактика обысков и проверок, комплексная защита от рейдерства и проактивная работа в насыщенном информационном поле – основные аспекты защиты бизнеса в текущем году. Осознанное применение возможностей, которые дают современные средства анализа и мониторинга открытых данных, видится одним из ключевых факторов стабильности для компании.