В своей статье управляющий партнер “Юскутум” Артем Афян объясняет, почему 2020 год может выдаться трудным для IT-бизнеса, и какая регуляторка может к этому привести.


2020 станет худшим годом для IT. И нет смысла ругать украинское правительство. Это — глобальная проблема.

Во-первых, закон о КИК, о котором было уже много сказано, из разряда отдаленных пугалок внезапно стал явью. Теперь уже не получится держать иностранную компанию втайне от своего бухгалтера. Параллельные миры нескольких юрисдикций придется связать в один (ранее AIN.UA публиковал подробный разбор о том, что означает этот закон для украинского бизнеса — ред.).

Второй неприятный сюрприз преподнесли США, причем с неожиданной стороны: отзыв виз для тех, кто зарегистрирован ФОП и имеет доход только от американской компании.

Мы сталкивались с такими случаями по отмене виз в 2019 году. И это были не отказы, а именно отмененные визы, выданные ранее. Это значит, что уютной схеме регистрации американской компании за $500 и выплатам на ФОП в Украине приходит конец. 

А что, если зарегистрировать промежуточную компанию, например, в Эстонии? Этот вариант тоже не поможет. Открыть банковский счет и провести по нему операцию становится все сложнее.

В 2018-2019 отгремело слово «сабстанс». Ему посвящались конференции, семинары и километровые статьи. Суть сводилась к тому, что нужно иметь представительство в стране регистрации бизнеса. Часто это была имитация офиса и найм на работу какого-нибудь аборигена.

Но и это уже прошло. Сейчас банк проверяет суть операции. Это в довесок к тому, что открыть банковский счет не стало легче. Но и само открытие теперь ничего не гарантирует. Платежные системы все также открыты к сотрудничеству, но они дорогие и не способны переварить большие объемы. 

Так, подходит к концу эпоха псевдо-коворкингов для ФОП, компаний-прокладок и формальных фирмочек.  Все это — не внезапные козни врагов IT, а часть глобальной политики. 

Что же нас ждет? 

Для того, чтобы понять будущее, следует обратить свой взгляд в прошлое. 2009 год, собрание «Большой двадцатки». Да кто о них тогда читал вообще? А они взяли и объявили курс на борьбу с трансграничным уклонением от уплаты налогов.

Все эти бепсы и аэмэли — все оттуда (автор имеет в виду так называемые BEPS-законы о противодействии размыванию базы налогообложения и выведения прибыли из-под налогообложения, детальнее об этом можно почитать, к примеру, на сайте НБУ; AML — Anti-Money Laundering, системы финансового мониторинга — ред.).

И конечным пунктом этого курса является принцип «плати налоги там, где зарабатываешь». Это значит, что времена простых налоговых схем уходят в прошлое. 

Теперь важно иметь консолидированную отчетность по всей группе своего бизнеса. Потому что налоговый инспектор больше не напоминает крота, слепого за пределами своей норы. У него уже
будут все инструменты обмена информацией. 

Банк из друга и советника окончательно превращается в надзирателя. Теперь налоговая проверка — не самое страшное. Слишком редко она бывает. А вот офицер банка запросто может заблокировать любой платеж, закрыть счет, да еще и жалобу на компанию накатать. И не от вредности, а потому что обязан.

И, как это ни странно, банки будут жаловаться на нехватку клиентов, но все равно выполнять эти требования. 

Вывод можно отослать к давно известной мудрости: не стоит экономить на бухгалтерах, адвокатах и врачах. И хоть последнее не имеет никакого отношения к сути статьи, лишним тоже не будет.

Автор: Артем Афян, управляющий партнер “Юскутум”