Американская компания Firefly Aerospace занимается разработкой сверхлегких транспортных ракет-носителей и уже провела 3 января 165-секундные испытания 4-х двигателей Reaver — последний важный тест перед запуском с авиабазы «Ванденберг» в Калифорнии. И по словам Director of International Business Development Алены Колесник, места в ракете уже распроданы на несколько лет вперед. Груз — спутники связи и наблюдения за Землей.
В 2017 Firefly Aerospace перезапустил серийный предприниматель Макс Поляков. По разным оценкам, в компанию инвестировано от $75 млн до $100 млн. Идея предприятия в том, чтобы запускать в космос не большие дорогие ракеты, а легкие, коммерчески эффективные носители для доставки на орбиту небольших грузов.
Центральный офис Firefly Aerospace — в Остине, Техас, а R&D-центр — в украинском Днепре. Там занимаются проведением исследований и изучением экспериментальных разработок в сфере технических наук.
Редакция AIN.UA подготовила фоторепортаж с завода Firefly Aerospace в Днепре.
По данным SpaceWorks, в космос ежегодно доставляется около 300 спутников весом от 1 до 50 кг. С исследованиями, сбором данных и отдельными задачами коммуникации давно справляются и небольшие аппараты.
Однако развитие отрасли все еще тормозят методы их доставки — им приходится подстраиваться под редкие запуски тяжелых носителей класса Falcon или Ariane, вдобавок многим достаточно околоземной орбиты. Носитель Alpha от Firefly Aerospace призван решить эту задачу: если запуск Falcon 9 от SpaceX обойдется от $60 млн до $100 млн., то Alpha от Firefly Aerospace — $15 млн.
Ракета Alpha предназначена для запуска грузов весом до 1 тонны на высоту до 200 км и около 600 кг на солнечно-синхронную орбиту 500 км. Также компания уже занимается носителем Beta, состоящим из трех ядер Alpha и модернизированного двигателя верхней ступени. Она будет стоить $35 млн, за которые она сможет поднимать груз весом до 4 тонн на низкую околоземную орбиту, до 3 тонн на солнечно-синхронную и 1 тонну на геостационарную.
Firefly Aerospace в Днепре занимает помещение в 4000 м² , оставшиеся от завода «Сфера» и в классическом понимании заводом не является. Firefly Aerospace — это продуктовая компания и зарабатывает не на продаже ракет или технологий, а на доставке грузов. Поэтому на заводе занимаются не производством серийных образцов, а R&D — поиском новых и оптимизацией существующих технических методов производства элементов ракет.
Здесь получают ракетные агрегаты автоматики, детали камер сгорания и турбонасосных агрегатов. Например, для первой ракеты Alpha на заводе Firefly Aerospace уже разработали и произвели электропневмоклапаны для пневмоблока двигателя и пневмоуправляемые клапаны для подачи компонентов топлива. Следующими шагами станут огневые испытания, для которых уже строится специальные стенд, и полный цикл производства ракетных двигателей в Украине.
С принятием закона №1071, разрешившего частным компаниям заниматься космической деятельностью в Украине, стало возможным проводить огневые испытания – это плюс. Бюрократизации в получении разрешительной документации на экспорт на практике пока меньше не стало, но я верю в лучшее.
Александр Дондик, директор завода Firefly Aerospace в Днепре
В 2020 году в украинской команде Firefly Aerospace 200 человек — это проектанты, инженеры-конструкторы, технологи, токари, фрезеровщики, слесари и испытатели. 40% составляют именно инженеры-конструкторы. 19 из них являются кандидатами наук, 1 — доктор наук. Средний возраст работников составляет 30-35 лет. В большинстве это сотрудники, которых пригласили из смежной отрасли (например, КБ «Южное» и ЮМЗ). Кроме того, есть выпускники физтеха ДНУ, исторически готовившего в Днепре специалистов по ракетно-космической технике.
Завод разделен на четыре зоны: участок производства заготовок, участок доработки заготовок до посадочных размеров, участок контроля качества и испытаний, и заводоуправление.
Участок 3D-печати. Печатают разными металлическими порошками, преимущественно инконелем — жаропрочным никель-хромовым сплавом.
В 3D-принтере лазерный луч сплавляет металл в заготовки.
Установка очистки деталей от порошка после 3D-печати. Здесь с заготовки давлением снимается металлическая пыль.
Традиционно заготовки деталей производились литьем, штамповкой, ковкой, прокаткой и другими методами. Однако они имеют ряд ограничений в получении сложных деталей, особенно со сложными внутренними поверхностями, узкими каналами или тонкими стенками. Аддитивные технологии, при правильном подходе, дают возможность обходить некоторые из этих ограничений, упрощают технологию, а также снижают сроки и стоимость изготовления деталей. То, что раньше (а у многих до сих пор) делалось 3 месяца, на заводе FireFly делается 3 дня. Вместе с новыми технологиями, топовым оборудованием для механической доработки заготовок и суперкомпьютерами для моделирования это и представляет ценность и все мире к этому идут, каждый своим путем.
Александр Дондик, директор завода Firefly Aerospace в Днепре
Участок механической обработки заготовок
Фрезеровка
Фрезерная четырехкоординатная обработка деталей турбонасосного агрегата (ТНА) — насоса, который ставится на каждый ракетный двигатель, для подачи топлива и окислителя одновременно — керосина и кислорода, в данном случае.
Фрезерная обработка корпуса клапана. Клапаны нужны не только для управления подачей топлива, но также сжатого воздуха, азота, гелия, которые есть на борту ракеты. Гелий используется обычно вместо воздуха в высотных ступенях — у него больше энергоемкость, он лучше сжимается, его можно больше по объему закачать в баллон, при этом он не боится низких температур.
На станке доводится до финальных размеров выпускной коллектор турбонасосного агрегата — через него выходят горячие газы, продукты сгорания, которые раскручивают турбину. На одном валу стоит турбина, на которую подается горячий газ, дальше стоит насос окислителя, дальше стоит насос горючего. И это все соединено одним валом и у них полная синхронизация между собой — два насоса и одна горячая полость, которая раскручивает эти два насоса.
Фрезерная обработка детали типа «пластина».
Токарно-фрезерная обработка сварочной оснастки на пятикоординатном обрабатывающем центре. На фотографии на станке находится деталь поддержки, сделанная на этом же станке.
Токарно-фрезерная обработка сварочной оснастки на пяти координатном обрабатывающем центре.
Пятикоординатные обрабатывающие центры — такой станок позволяет обрабатывать большие детали с очень высокой скоростью резки металла и точностью до 5 микрон. «Одно из лучших изобретений в мех-обработке» — говорит нам его оператор.
Токарная обработка
Фрезерная обработка детали типа «пластина».
Токарная обработка корпусной детали клапана. Именно здесь полученную на 3D-принтере заготовку вгоняют в «посадочные размеры» — в микроны, деталь-в-деталь.
Револьверная головка обрабатывающего центра с ЧПУ — на такой головке крепится сразу несколько инструментов, которые автоматически работают и меняются согласно алгоритму.
Внутренняя расточка отверстия детали клапана на обрабатывающем центре с ЧПУ.
Другие методы обработки
Роботизированный сварочный комплекс. Сварка деталей клапана методом аргонодуговой сварки TIG.
Муфельная печь для термической обработки металла — закалка, отпуск и старение Инконеля, титановых и других специальных нержавеющих сплавов при температуре около 1300 ℃ .
Процесс выемки контейнера с деталями из печи. Например, титан, требует термообработки.
Процесс термической обработки металла. Он предусматривает циклические нагревы деталей и затем глубокое «захолаживание» (температура ниже −70 ℃ ). В зависимости от марки обрабатываемого материала может быть 1- 4 цикла «нагрев – охлаждение».
Отрезка заготовки на ленточной пиле.
Контроль качества и испытания
Измерительная рука на участке сборки. Процесс обмера геометрии деталей ТНА.
Измерительная рука. Процесс обмера геометрии деталей ТНА.
Процесс контроля геометрических размеров с помощью координатно-измерительной машины.
Испытательный участок агрегатов автоматики.
Электроника
Электротехническая лаборатория. Здесь была создана электронная начинка центра управления испытаниями ракетного двигателя и система снятия его телеметрических показаний
Процесс намотки электрических катушек для электромагнитных клапанов. Намоточный станок. Обеспечивает укладку проволоки виток к витку и натяжку, при этом не нарушает изоляционного покрытия провода. Катушки, изготовленные на предприятии, не боятся ни воды, ни холода ( −70 ℃), ни жары (+120 ℃).
Вакансии
Завод в Днепре постоянно находится в поиске квалифицированных кадров. Сейчас открыто восемь вакансий.