«Надвигается экономический п****ц!», — Александр Колб о коронакризисе

16041
18

Пандемия и карантин заставили украинцев самоизолироваться. Одни бизнесы не справляются с заказами на доставку, другие оказались на грани закрытия.

Основатель маркетингового агентства Promodo Александр Колб в блиц-интервью для AIN.UA рассказал о том, как реагируют рынки digital и e-commerce на происходящую ситуацию. Среди клиентов его компании: крупнейшие украинские ритейлеры в офлайне и онлайне, продуктовые компании и многие другие.

Александр Колб. Фото Ольги Закревской

Как Promodo реагирует на кризис, какие меры уже предприняли?

Конечно, мы оптимизируем и режем все, что доступно в затратной части. Это, например, затраты на маркетинг, сервисы, корпоративные мероприятия и все, что не даст результата в краткосрочной перспективе. Мы пока что закрыли свою конференцию, ведем переговоры с арендодателем по арендной ставке.

Прогнозируем падение на март доходной части не менее, чем на 20%.

Наша ориентир по эффективности бизнес на период кризиса — работа в ноль. Мы на это готовы, сейчас так и строим свою работу.

Практически в онлайн-режиме смотрим, насколько отклоняемся от плана. Также в Promodo есть совет директоров: это 8 топ-менеджеров, которые смотрят за ситуацией и принимают решения.

Постоянно информируем сотрудников о состоянии дел, даем обратную связь. Разработали планы действий по тому, как работаем с отсрочками платежа, курсовыми разницами, просьбами приостановить сотрудничество.

Компании 15 лет и это не первый наш кризис, есть опыт, на который можно опереться. В  2013 году мы оптимизировали фонд оплаты труда, частично персонал, на время кризиса пересматривали KPI и цели.

Это наш третий кризис и абсолютно понятно, что делать. Поэтому паники в компании нет.

Может так случиться, что новый кризис уведет заказчиков в онлайн?

В портфеле Promodo есть компании, у которых сейчас зашкаливают продажи. У некоторых — прет! Но я пессимистично смотрю на эту ситуацию, потому что понимаю: когда все закончится, будет откат.

Ведь экономика падает: люди теряют деньги и возможность их зарабатывать.

Все таки, корневая компетенция Promodo — электронная коммерция. И тут назревает вопрос: «Откуда у человека появятся деньги на новый смартфон, велосипед ребенку или брендовую одежду?».

Я понимаю, что толчок на проникновение покупок в онлайн будет ощутимый. Люди поймут, что это удобно, некоторые преодолеют психологический барьер делать заказы в интернете. Проникновение будет обеспечено. Но когда у людей снова появятся деньги?

Доля онлайна однозначно увеличится, а вот чек и объем — по-моему, даже уменьшатся. Но вопрос сложный, время покажет.

Как ведут себя крупные клиенты?

Большой паники среди крупных клиентов нет. Но и в прошлый кризис все было относительно спокойно. Последний раз паниковали в 2008-ом — тогда буквально сходу останавливали рекламу.

За последние пару недель мне позвонили буквально несколько крупных клиентов, некоторые просят небольшую отсрочку по платежам. Отдельные клиенты немного сократили медийное присутствие.

А есть и позитивные моменты, когда клиенты подтверждают договора на 2020 год и наращивают сотрудничество.

В основном, останавливаются маленькие компании и те площадки, которые не успели набрать «жирка». Также бывает, что компании банально не успевают пересчитывать цены по новому курсу. Это нормально. Такие ситуации нам знакомы и понятны.

Но итоги подводить рано — провал скорее наступит в мае-июне. Тот же курс вырос на фоне ограниченной паники населения, которое побежало забирать наличные.

Мы такое уже проходили с курсом доллара по 30 грн в феврале 2017 года. Тогда некоторые наши клиенты побили рекорды даже новогодних продаж. А уже в апреле последовал провал.

Какую хронологию строите вы и клиенты?

Прогнозы делать тяжело. Информационное поле сейчас перегружено, а гадать на кофейной гуще я не хочу.

А вот одного из клиентов могу процитировать: «Надвигается экономический пиздец!».

Мне кажется, что карантин, например, в итоге продлят до конца мая. Как будет дальше — судить пока сложно. Пока что поводов для оптимизма мало: видим, как закрываются границы и какие меры вводятся.

Как сказался на компании новый режим работы, когда все вокруг — на удаленке?

Достаточно позитивно. Мы работаем хорошо и без сбоев. Я уже разослал клиентам детальное письмо о том, все обустроено на период карантинного режима. В свою очередь клиенты дают позитивную обратную связь.

Более того, некоторые руководители замечают, что удалось закрыть давние хвосты. Но я понимаю, что дело не в удаленной работе.

Сейчас идет работа в режиме страха — ты хорошо концентрируешься, достаточно эффективен. Но длится это недолго.

Думаю, что «удаленка» на 1–2 месяца это хороший повод встряхнуть компанию и заново посмотреть на ее процессы. Но через пару месяцев у многих будет заметно падение эффективности.

Мне лично — тяжело так работать, не видя вокруг коллег. 

Какие-то ниши целиком встали намертво. А кто из вашего сегмента не переживет этот кризис?

Кто не вкладывался в бренд — у того проблемы. Клиенты с сильным брендом сегодня чувствуют себя более стабильно, потому что у них есть постоянное ядро аудитории. Речь даже о бытовых ситуациях. Когда нужно купить гречку — пойдешь туда, о чем слышал, чему доверяешь. Посмотрите хотя бы на Rozetka и очереди в магазин на Крещатике.

А есть клиенты, у которых ситуация обратная. Они уже пишут: «У нас закончился товар, просроченная дебиторка». Шансов выкарабкаться для них я уже не вижу. Бренда там не было и контроля за ситуацией тоже.

Сейчас очень важна аналитика. У крупных клиентов мы можем ежечасно мониторить показатели: кеш-флоу, продаж, выкупа товаров. У кого-то такой возможности нет.

Поэтому, бренды выживут — некоторые даже съедят игроков помельче. Те, кто стратегически не планировал и работал по принципу «колесо крутится, лавэха мутится» обречены. В онлайне около 50–60% связаны с брендовыми запросами.

Поэтому будет как в любой кризис: мелкие уйдут, крупные — укрупнятся.

Напоследок. Ваши личные ощущения от нынешней ситуации на рынке и в экономике?

Я увереннее, чем перед прошлыми кризисами. В компании есть прочный запас. Не смотря ни на что, мы продолжаем инвестировать: вкладываем в хаб, планируем переезд в новый офис. Последние несколько лет мы готовили финансовую подушку, которая позволяет уверенно себя чувствовать сегодня.

Печально другое — и речь не про бизнес. Я сейчас в качестве волонтера работаю над несколькими медицинскими проектами. Вот это вгоняет в страх: состояние медицины, надвигающаяся пандемия.

Нам говорят, что мы готовы — но по общению с двумя больницами, у меня другие выводы. Это даже жопой тяжело назвать. Нет ничего: градусников, перчаток, катетеров. Ничего!

Хочется верить, что ситуация замедлится и остановится. Итальянский сценарий заставит увидеть Украину в другом лице.

С точки зрения экономики, то что мы потеряли — уже отбросило нас на 1–2 года назад. А там уже пусть каждый для себя делает выводы, как жить и работать. 

Оставить комментарий

Комментарии | 18

  • Ну, с заголовком вы переборщили в стиле желтой прессы. Александр же процитировал клиента, а не озвучил свою точку зрения.

    В остальном, спасибо за интервью — познавательно.

    • Журналисты они такие… спасибо, что прочитали и разобрались

      • Так, звісно, авжеж! Ви хочете змусити нас повірити у те, що Вам не надали попередньо текст, щоби все вичитати? Смішно, але демонстративно, зразу зрозуміло якого штибу цей керівник з жирком. Звісно ж, хто винуватий? — журналіст! А це і не дивно, відповідальності там не видно і за милю. тільки подивіться, він свою команду називає «персоналом», який потрібно оптимізувати, ноу коментс.

        • Наталия, у вас хорошая фантазия, и про текст, и про жирок и про персонал. У вас есть опыт создания бизнеса и его управлением в кризис? Не нашёл вас в сети, вы прячетесь?

          • Всё правильно пишет Наталья.

            Я тоже на 5 минут остановлюсь здесь.

            О чём говорит такое название статьи? — только о том, что Автор демонстрирует свой очень скудный запас слов и отсутствие своего мнения в сложившейся ситуации.

            Ему видимо сообщили об этом, но уже после публикации статьи. Вот он и придумывает эту двухходовочку с Михаилом, которая показывает его во всей красоте…

            Не претендую на истину, но очень похоже, что Колб обратился где-то так к Михаилу Воронкову — “Миша, ану иди туда быстренько на АИН, найди там моё интервью и скажи там в комментах, что это они там долб…бы, вырвали такое дибильное название из контекста, а я не то имел ввиду, короче, придумай там, давай, дуй уже. А, да, ну и не забудь добавить, что статья классная…”. Вот Миша идёт и пишет: https://prnt.sc/ro0xcf

            Вот она, отличительная черта сильного руководителя, лидера общественной мысли украинского ecommerce. Только посмотрите на эту шедеврально дешёвую попытку свалить всю ответственность за выбор такого хайпового названия на журналиста. Надеюсь, что все знают о том, что перед публикацией любого материала, журналист AIN отправляет окончательный вариант текста “интервью” сначала на вычитку, а после утверждения Автором, передаёт его “верстальщику” AIN. Только после того, как верстальщик отформатирует заголовки, списки и пр., он создаёт “цитаты” https://prnt.sc/rmahw2 и подставляет активные гиперссылки на сайт Автора и ПОВТОРНО отправляет уже макет страницы на утверждение Автору. Только после повторного утверждения макета с фотографиями, цитатами и пр. статья публикуется на сайте, а потом и в соц. сетях.

            Так что, Колб, это очередной, но не последний твой фейл.

  • Промодо молодцы! Жирок — это надёжная стратегия. Жить ради эмоций и оголтело всё в рост — улетели в урну.

  • С трудом дочитал. Полный ноль по сути в перемешку с малопонятной речью.

    Вы только зацените эту фразу:
    — “Наша ориентир по эффективности бизнес на период кризиса — работа в ноль. Мы на это готовы, сейчас так и строим свою работу.»

    Найдите 5 отличий https://prnt.sc/rmgd9k

    Да, это уровень.

    • Ну а если серьёзно… Остаётся только догадываться, что Автор имеет ввиду под понятием “Наша”?

      Они строят ориентир по эффективности бизнес Наша клиента или Наша агенства?

  • Читаем дальше:

    «Практически в онлайн-режиме смотрим, насколько отклоняемся от плана. Также в Promodo есть совет директоров: это 8 топ-менеджеров, которые смотрят за ситуацией и принимают решения.»

    — всё правильно, молодцы. А чем же ж ещё можно заниматься?

    Зачем искать новые ниши, подстраиваться под рынок и смотреть на рынок шире? Зачем что-то создавать и предпринимать?

    Ах да, забыл! Они ж сказали:
    «строим эффективность бизнес на ноль».

    Ну и чтобы подчеркнуть, что это крутое агенство, Автор называет цифру восемь, представляете себе, сидит восемь “топ-менеджеров” и смотрят онлайн за ситуацией, определяют отклонения от плана, ПЛАН же ж всему голова. Нее, ребят, в ноль у вас не получится.

  • А это вообще коронавирус.

    «Кто не вкладывался в бренд — у того проблемы. Клиенты с сильным брендом сегодня чувствуют себя более стабильно, потому что у них есть постоянное ядро аудитории. Речь даже о бытовых ситуациях. Когда нужно купить гречку — пойдешь туда, о чем слышал, чему доверяешь. Посмотрите хотя бы на Rozetka и очереди в магазин на Крещатике.»

    — Вот она, аллея славы, Автор рассказывает про себя, умного, и про дол..ёбов, которые не инвестировали в “постоянное ядро аудитории” ненавязчиво приписывая себе создание бренда Розетки.
    А где была бы сейчас Розетка, если бы в 2016 не расширила свой ассортимент и не начала торговать продуктами питания?
    — Понятно где, там же, где и Эльдорадо, Фокстрот и пр. Мониторят кеш-флоу ))

    Так при чём тут инвестиции в бренд? Ровным счётом не при чём. Очередная дешёвая манипуляция от Автора и желание присоединить свою “профессиональную деятельность” к успешному бренду, мол, видите ребятки из крупного бизнеса, — обращайтесь и наши топ-менеджеры в количестве 8-ми штук возьмут ориентир Ваша бизнес на ноль )).

    Там ещё куча бредни, особенно улыбнуло про проценты.

    «В онлайне около 50–60% связаны с брендовыми запросами.»

    — В каком таком онлайне живёт Автор — непонятно. Чуть посмотрим:

    1. https://prnt.sc/rmh48s
    2. https://prnt.sc/rmh66e
    3. https://prnt.sc/rmh90t

    О какой половине брендовых запросов идёт речь?

    — вот такая вот вся статья. Ни о чём.

    • Ещё два комментария и вас точно заметят!

      • Чтобы было понятнее, объясню.

        Автор и его конторка имеют такое же отношение к бренду Розетка, как племена индейцев к созданию бренда Титаника (они тоже когда-то принимали участие в создании плавательных суден).

        Своему успеху бренд Розетка обязан только Владиславу Чечёткину.
        Трансформироваться в маркетплейс, курс на ПРОДАВАТЬ ВСЁ, в т.ч. и продукты питания, вкладывать огромный % от прибыли в рекламу, создать отдел контент маркетинга размером с маленькую роту и т.д. — это всё его заслуги.

        Автор, Вы там не при чём.

        Наоборот, Розетке и Владиславу очень не повезло, когда такого безграмотного «эксперта» привлекали к проекту.

  • Слепой лысого стрижёт.

    Журналист спрашивает:
    — «Какую хронологию строите вы и клиенты?»

    Автор отвечает
    -«Прогнозы делать тяжело. Информационное поле сейчас перегружено, а гадать на кофейной гуще я не хочу.»

    Вопрос тупейший, какую такую хронологию можно строить с клиентами? Что-то тут не так… Как журналист мог спросить такую бессмысленницу?

    — А он этого вопроса и не задавал!

    А кто ж его задавал?

    — Да всё он же. Генеральный директор, основатель маркетингового агентства Promodo безграмотный олух. Он просто не понимает в каких ситуациях уместно употреблять слово “хронология”.

    Он задаёт себе вопрос о хронологии (последовательности исторических событий во времени), а даёт ответ про свои прогнозы на будущее.

    Знакомьтесь, ни капли не сказочный, а реальный — Колб Землекопович Долб.

  • Знаете чем отличается пессимист от оптимиста? Пессимисты говорят, что «надвигается экономический п***ц», а оптимисты видят в кризисе просто экономическую трансформацию, сотни новых возможностей, в т.ч. и возможность подвинуть с тёплых мест тех самых пессимистов )).

    Больше оптимизма, ребята, не паникуйте и забудьте про то, «как было». Ищите и создавайте новые рабочие места в условиях новой реальности, создавайте новые отношения и новую экономику.

    Рынок и развитие экономики, поведение массы во время «кризиса», как в отдельной компании, так и в стране, во многом зависят от позиции и действий лидеров.

    Не будьте Долбом, будьте Лидерами.

  • Это тот, который в свое время жаловался на проседание российского рынка? Помним, скорбим

Поиск