Сотрудники компании Ratatype, которая разрабатывает клавиатурный тренажер, рассказали в колонке для AIN.UA, как продвигали свои сайты на зарубежных рынках. Вот их ключевые выводы.
Во второй половине 2019 года на нас легла ноша в виде продвижения двух сайтов проекта Ratatype. Сайтов молодых (рождены в 2019) и на иностранный рынок, языков которого мы не знаем (Франция и Испания), да еще и с очень ограниченным бюджетом.
Ставим цель
В первую очередь нужно определить цель, она же — KPI, обязательно с цифрой. Это мы и сделали. Без измерения результата и самого результата не будет.
Тут важно изучить нишу и регион, на который планируете продвигаться. Например, вы производите сумки для байкеров:
- Определитесь с регионом (вы будете продавать на рынок только своей страны или все-таки еще куда-то).
- Прикиньте, сколько может быть байкеров в этом регионе (поищите сообщества, истории продаж байков и т.д.).
- Присмотритесь к конкурентам: а сколько к ним ходит пользователей?
- Поставьте цель.
Пишем план
Когда есть цель, встает вопрос контроля множества вопросов: расхода времени, денег и прочих ресурсов. Тут на помощь приходит планирование.
- Конкретные задачи — что надо сделать;
- Сроки — когда надо сделать;
- Бюджеты — сколько на это нужно денег;
- Дополнительные ресурсы — понадобится ли чья-то помощь;
- Предварительные цели — сколько ссылок нужно получить на конкретном этапе.
Как только вы найдете конкурентов, точно станете больше понимать рынок.
Как искать конкурентов?
Вбиваем в Google слова, которые относятся к вашему продукту, смотрим, кто в результатах поиска. Но это прием в лоб. Можно воспользоваться автоматизированными инструментами. Например, Similarweb или Serpstat.
- Serpstat выдаст вам облако ваших конкурентов. Причем даже в бесплатной версии.
- В Similarweb вы сможете оценить, конкуренты ли они вам. Увидите посещаемость, распределение трафика и географии.
Дальше ставите их в таблицу с нужными параметрами.
Как анализировать конкурентов
Берем каждого конкурента и смотрим его в Ahrefs (для анализа хватит пробной версии на 1 неделю) или Serpstat.
- На что смотреть? — На новые бэклинки (это страницы, которые ссылаются на конкурента).
- Как смотреть? — Пытаться понять стратегию. Например, видим, что есть много ссылок с форумов, — значит они подключили крауд-маркетинг (о нем чуть позже). Или что много ссылок идет с blogpost или подобного рода сайтов (site.google) — значит активно используют web 2.0 или вовсе строят сетку PBN (Private Blog Network — частная сеть веб-сайтов/блогов). Или что много ссылок идет с анализаторов сайтов и директорий — скорее всего, они пытаются использовать самый легкий и бесплатный способ продвижения).
- Что вам это даст? — Вы поймете, какой метод ваши конкуренты используют для продвижения. И важно поднажать на то, что они не используют.
- Что еще? — Вы можете найти здесь сайты, которые дают трафик конкурентам, и попытаться использовать их для вашего ресурса
Настраиваем сайт изнутри
В основном здесь речь идет о ключевых словах, то есть о словах, по которым вы хотите, чтобы ваш сайт находили пользователи.
- Обращаемся к списку конкурентов.
- Анализируем самые топовые и частотные запросы.
- Составляем список и сравниваем со своими ключевыми словами.
- Добавляем недостающие ключевые слова в тексты вашего сайта.
Готово! Теперь тексты стали больше соответствовать поисковым интересам пользователей.
Настройка мультиязычности
Если у вас сайт с разными языковыми версиями, а может, даже еще и с несколькими доменами (как у нас), то обязательно надо настроить вот это вот слово из заголовка. Если сделать все так, как велит Google, то можно уже только на этом заработать себе пользователей и немного доверия от Google.
Ищем людей из вашей или смежной отрасли
Для нас такими людьми являются учителя. Очень многие из них есть на Linkedin. Это хороший канал, где можно найти потенциальных пользователей вашего продукта или тех, кто будет его продвигать. Тут я вам подкину инструмент, который нам очень помог — recruitin.net.
Там можно указать:
- должность,
- регион,
- ключевые слова, которые нужно исключить или, наоборот, включить в поиск,
- текущее место работы.
Никаких платных пакетов в Linkedin. Вводите данные и получаете ссылку на выдачу Google. И это фантастика! Кликаешь по ссылке в Google, и все — ты на странице нужного человека. Далее нажимаете «Установить контакт» и «Персонализировать». Это дает возможность написать короткое сообщение, почему вы проситесь дружить. Опытным путем мы убедились, что таким образом можно получить больший отклик.
Ставим легкие ссылки
Они же сабмиты. Это то, что не требует от вас денег, нужно только время.
- Директории — это сайты со списком сайтов, если коротко.
- Ищите в Google директории по запросам: directory submission, directory, directory List. Мы нашли более 100.
- Уберите директории с низким рейтингом (порог можете себе придумывать сами, для нас это было не меньше 10 по checktrust). Ремарка: если ссылка на сайт будет стоять на ресурсе с плохой репутацией, она может сработать в минус.
- Пройдитесь по списку и откажитесь от платного размещения.
- Джоб-сайты — такие, как Work.ua. Можно создать профиль и указать там ссылку на свой проект.
- Ищите сайты по запросам: List of job site, job site, work site. У нас получилось около 50 ресурсов.
- Анализаторы сайтов — это сайты, на которых можно увидеть данные о других ресурсах. Например, посещаемость, какие-то ошибки на сайте и т. д. Добыть ссылки таким способом очень просто, и на первых порах они работают.
- Находите анализаторы по запросу analyze site. У нас отыскалось более 60.
- Уберите площадки с низким рейтингом.
- Сервисы по шарингу презентаций — загрузите презентацию на сайт и сделайте ее публичной, а в презентации или описании к ней укажите ссылки на ваш ресурс.
- Находите сайты по запросам: slideshare, pdf share. Мы накопали чуть больше 10.
- Делайте презентации по тематике, подходящие вашему сайту.
- Размещайте презентации.
- Социальные сети — думаю, не стоит объяснять детально. Это все, что похоже на Facebook или Linkedin.
- Ищите соцсети по запросу social network. Нам удалось отыскать порядка 30.
- Смотрите каждую социальную сеть на предмет адекватности (например, можно исключить сайты знакомств).
- Регистрируйте свой профиль и публикуйте.
- Важно: профиль надо заполнять хотя бы минимально, добавлять фото, чтобы он выглядел максимально естественно. Можно выбрать для себя топ соцсетей, в которых будете периодически что-то постить. У меня получились 3 испаноязычные соцсети, 2 профессиональные (например, ProductHunt) и несколько англоязычных. Каждую неделю я делаю пост в 3-4 из них.
- Видеохостинги — сайты, позволяющие загружать и просматривать видео в браузере.
- Включите поиск по запросу: video hosting, video sharing. Мы нашли более 20.
- Добавляйте свои видео или делайте их из презентаций.
- Подключайте крауд-маркетинг
Так мы формируем общественное мнение о продукте и массово его популяризируем. А также разбавляем ссылочный профиль сайта. Курочка по зернышку, и в сознание людей вкладывается ваш бренд.
Делаем мы это не сами, а с помощью Referr.ru — хорошие ребята, цена средняя на рынке, подход к клиентам очень лояльный. Можно и самим, но мы эту часть работы решили делегировать.
Что такое аутрич и зачем это нужно
Все просто: если вы хотите, чтобы интернет о вас узнавал, значит вам надо быть везде. Нужно, чтобы ваш бренд и ссылки появились на других сайтах. Поэтому сайты надо об этом попросить.
- Отбираете разные интересные вам запросы, примерно по 10 штук на каждый язык.
- Собираете топ-100 из Google по каждому из них и загружаете эти сайты в Checktrust.
- Удаляете дубликаты и площадки с низким рейтингом.
- Сортируйте все сайты по посещаемости и начинаете связываться сначала с самыми посещаемыми.
- Чуть не забыла! Пишите статьи или предлагаете уже существующие.
Как писать шаблоны писем
Определите, какие типы просьб к сайтам у вас могут быть и напишите под них шаблоны. Например, просьбы добавить ссылку в уже существующую статью, запрос на размещение материала (статьи, картинки, инфографики).
Это нужно перевести на нужный язык. Не пишите испанцам на английском, иначе пострадает отклик.
Каким должно быть письмо:
- Цепляющая понятная тема.
- Небольшой объем.
- Состоит из пунктов:
- приветствие;
- похвала ресурса, статьи, продукта;
- главная просьба — объясните, чего хотите;
- вопрос, который будет побуждать ответить.
Бонус. Что еще помогает в продвижении:
- Пишите технические статьи или статьи о вашей работе над проектом. Создайте свою рубрику в Facebook, Blogger, Medium или везде сразу. Пишите на родном языке и переводите на английский, а лучше на язык страны, в которой ведете продвижение.
- Всплески от аутрича. Важно понимать, что аутрич работает не только как возможность получить ссылку. Вы можете разместить ссылку на ресурсе, который привлечет трафик на ваш сайт, причем хороший трафик. Пользователи будут заинтересованы в вашем ресурсе, проведут там достаточное время и сделают какие-то целевые действия.
- Во Франции и Испании о нас написали статью 2 ресурса с посещаемостью около 1 млн/месяц на каждом. После этого произошел взрыв на сайтах, который повлек за собой много хорошего.
- Мы получили дополнительный бесплатный трафик на сайт.
- Прокачали брендовый запрос.
- И самое главное — вышли на новый уровень посещаемости. Очень хорошо это видно на первом графике для нашего французского домена.
- Случайность! Так тоже бывает. В середине февраля на нашем испанском сайте резко возрос трафик. Первая мысль: кто-то о нас написал. Проверили и поняли, что трафик вырос органически. Оказалось, вырос интерес к одному из наших главных запросов (test de mecanografía). Интерес был 3-х дневный, наши позиции выросли почти в 2 раза и, как видно из графика, после этого сильно изменились.
Ошибки, или что не получилось
- Неправильные цели. Мы их завысили и при постановке опирались не на те данные. Стоит изучить рынок, нишу и поставить амбициозную, но реальную цель. Иначе в какой-то момент будут опускаться руки, а это точно не в плюс бизнесу.
- Нашей целью были 10 000 пользователей в неделю на двух сайтах к концу года. Мы смотрели на опыт продвижения Ratatype на англоязычный рынок 6 лет назад. Не посмотрели на частоту запросов нашей тематики и банально не сравнили количество жителей страны. Например, Америка оказалась в 4 раза больше Франции+Испании.
- Биржи. Тут у нас не срослось. Сначала мы не нашли подходящие площадки. Их было мало, дорого и мы были не готовы. Месяца через 4 все-таки решили попробовать. Главное, что хотели получить от площадки, — это трафик. Поэтому при выборе руководствовались критериями:
- Посещаемость
- Анонс на главной
- Цена.
Выбрали две площадки с трафиком 9 млн и 400 000 пользователей в месяц. С ценой $100 и $30 соответственно. В итоге — ничего. Почему так вышло:
- Не обратили внимание на распределение трафика десктоп и мобайл (а для нас это важно, поскольку основной наш трафик — это десктоп).
- Не посмотрели, откуда идут пользователи. Например, на тот, что 9 млн, они приходят из Google по каким-то специфическим запросам и не на главную.
Поэтому мой совет таков: пользоваться биржами можно, но к выбору площадок подходить нужно очень тщательно. Ну и не стоит пользоваться ими на старте. Тем более, если финансов на это нет.
Вместо выводов
Когда приступали к продвижению, мы не верили в успех, так как не было знаний и ресурсов. Но мы не боялись пробовать, много читали, учились. Результат нам понравился:
- Ratatype.fr — средняя позиция 7,4.
- Ratatype.es — 10,2 (уже почти топ-10).
Мы активно продолжаем. И решили поделиться нашим опытом, чтобы все, у кого есть сайт, воспользовались этой инструкцией и прорвались в топ-10.
Автор: Дарья Пивень, менеджер по развитию проекта Ratatype