Ирина Вишнетская 5 лет проработала на позициях Project Manager и Product Owner в разных IT-компаниях. Не так давно она переехала из Украины в США (конкретно — Нью-Йорк), и рассказала в своей колонке для AIN.UA об отличиях делового этикета в двух странах.
За 5 лет работы в IT-компаниях мне повезло поработать на разного уровня проектах. Страна заказчика всегда играла ключевую роль в правилах коммуникации, пайплайне реализации и формате менеджмента проектов.
После переезда в Нью-Йорк у меня появилась возможность не только напрямую пообщаться со своими клиентами и их командами, но и познакомиться с термином cultural fit и осознать ключевые отличия в подходе к ведению проектов в США от Украины.
Особенности менталитета или Сultural fit
Как известно, в США большая конкуренция и рынок предложений перенасыщен. Поэтому, если уж вам посчастливилось занять свою нишу и заполучить клиента, то лучше как можно быстрее адаптировать свое мышление под локальный менталитет.
Ключевое отличие в подходе к старту проектов у американцев от бизнес-представителей постсоветских стран — это позитивный настрой и критическое мышление. В США очень позитивные и вежливые люди. Small Talk здесь всегда приветствуется. Поначалу чувствуешь себя неловко, когда в лифте незнакомый человек рассказывает тебе, как он провел свой день и чем планирует заниматься дальше, но после нескольких месяцев адаптации начинаешь задумываться: может это наше общество настолько законспирировано, что во всем видет опасность и подвох?
Поэтому, любую встречу здесь стоит начинать с фразы: “Hi, how are you?”.
Первая встреча с клиентом
На Kick-Off митингах американцы очень скрупулезно декомпозируют и анализируют задачи с разных позиций и точек зрения, чтобы достичь максимально положительных результатов в долгосрочной перспективе, даже если по итогу определенные решения обходятся им чуть дороже.
Американцы всегда отдают приоритет качеству, в нашем же случае скорее преобладает стратегия: давайте на роль синиора возмем двух мидл-разработчиков.
Безусловно, такой подход не во всех компаниях, но если на чем-то можно сэкономить и где-то урезать, наши это сделают по-максимуму.
Корпоративная культура
Что касается corporate culture, то американцы очень сдержанные и терпеливые: как в личной жизни, так и в коммуникациях на проекте. Если кто-то из команды допустил ошибку, его не будут публично отчитывать при всей команде, скорее вежливо и корректно уточнят, что пошло не так и чем можно помочь в данной ситуации, дабы не затронуть личные переживания человека.
Они всегда кэжуал-позитивные и эмоционально-экспрессивные, много шутят и безобидно подшучивают друг над другом, но очень по доброму. В целом, люди здесь ценят свою работу и делают ее качественно, поэтому если человек был назначен на задачу, он ее сделает. А если столкнется со сложностями, то обязательно поставит в известность свою команду и менеджера проекта.
Здесь принято делиться знаниями и развита культура командного сотрудничества.
Овертаймы
В отличие от постсоветских стран, где без овертаймов не сдается ни один проект (причем их редко оплачивают), в Америке переработки не приветствуются.
В Украине, в большинстве случаев, сотрудника награждают пиццей и говорят, что он молодец. Я до сих пор считаю это незаконным, но за много лет работы в IT не раз попадалась на манипуляции со стороны руководителей.
Поначалу тебе кажется, что это нормально и личная жизни всегда подождет, а вот сороки сдачи проекта – нет. В какой-то момент понимаешь, что команду закомитили на нереальные дедлайны, а ты, так сказать, In a Driver’s Sit, и деваться некуда.
В американских компания переработки хорошо оплачиваются, что, как вы понимаете, очень мотивирует людей брать overtimes. Как бы там ни было, по итогу вас всегда будут оценивать за результат работы, поэтому в большинстве случаев нет привязки к времени нахождения в офисе.
Завершение проекта
По завершению проекта будьте готовы, что вам придется фейсить все комитменты, описанные в контракте. Если реализованный продукт не будет соответствовать требования заказчика, вероятнее всего вам не оплатят какой-то спринт или майлстоун утвержденной работы.
В Америке любят судиться. Поэтому моя рекомендация – не делать бесплатной работы и начинать новый этап только после оплаты предыдущего в утвержденные сроки и согласно дате, указанной в договоре.
В целом, нельзя утверждать, что где-то лучше или хуже. Мы все разные, поскольку история и культура наших стран много лет влияла на особенности наших взаимоотношений и подходов в бизнесе. Но если вы оказались в роли исполнителя, то мой совет – быть open-minded person и искреннее любить то, чем вы занимаетесь.
Автор: Ирина Вишнетская, Business Project Manager в Playtech