Марк Андриссен, управляющий партнер одного из крупнейших венчурных фондов Andreessen Horowitz, написал колонку на тему того, что человечество так хорошо умело еще полвека назад: не боятся мечтать и строить что-то великое. Редакция AIN.UA публикует сокращенный перевод колонки.

Запад не был готовы к пандемии коронавируса, несмотря на множество предупреждений. Этот грандиозный провал институциональной эффективности отразится на оставшемся десятилетие. 

Многие из нас хотели бы связать причину с той или иной политической партией, с тем или иным правительством. Но суровая реальность заключается в том, что провалились все: ни одна западная страна, ни государство, ни город не были подготовлены. Проблема глубже.

Она заключается в нашей неспособности строить.

Мы видим это сегодня с теми вещами, которые нам нужны. У нас не хватает тестов на коронавирус. У нас недостаточно ИВЛ. У нас не хватает хирургических масок, защитных очков и медицинских халатов. Когда я пишу это, Нью-Йорк отчаянно призывал использовать дождевики в качестве медицинских халатов. Дождевик! В 2020 году! В Америке!

У нас все еще нет терапии или вакцины – несмотря на, опять же, годы заблаговременного предупреждения о переносимых летучими мышами коронавирусах. Надеемся, что наши ученые смогут найти методы лечения, но тогда у нас может не оказаться мощностей, необходимых для масштабирования производства. И даже если мы найдем вакцину и сможем ее произвести в достаточном количестве, получится ли развернуть вакцинацию достаточно быстро, чтобы это имело результат? Для понимания: ученым потребовалось 5 лет, чтобы получить одобрение регулирующих органов на новую вакцину против Эболы после вспышки этого бедствия в 2014 году.

В США у нас даже нет возможности получить федеральные деньги для спасения людей и предприятий, которые в них нуждаются. Десятки миллионов уволенных работников и их семей, а также многие миллионы малых предприятий, находятся в серьезном затруднении, и у нас нет прямого способа перевести им деньги без потенциально катастрофических задержек. Правительство, которое каждый год собирает деньги со всех своих граждан и предприятий, так и не создало систему для распределения денег. 

Почему у нас нет этих вещей? Медицинское оборудование и финансовые каналы — это не ракетостроение. Да, найти вакцину трудно. Но пошить маски и перевести деньги — нет. Мы могли бы все это получить, но решили не иметь нужных механизмом, производств, систем. Мы решили не строить.  

И дело не в пандемии. На протяжении долгого времени мы ничего не создаем. Когда продюсеры HBO при съемке сериала Westworld хотели изобразить американский город будущего, они не снимали Сиэтл, Лос-Анджелес или Остин — они отправились в Сингапур.

  • Посмотрите на образование. Да, у нас есть ведущие университеты, но они способны ежегодно принять лишь микроскопический процент от 4 млн 18-летних только в США, и такой же минимальный процент от 120 млн 18-летних молодых людей по всему миру. Почему не обучить всех и каждого? Почему не построить гораздо больше университетов или не увеличить масштабы тех, которые у нас есть? За последние 50 лет в образование почти ничего не изменилось. А ведь у нас есть интернет и его возможности.
  • Посмотрите на производство. Вопреки общепринятому мнению, объем производства в Америке выше, чем когда-либо, но почему так много производств было переведено в другие места с более дешевой рабочей силой? Теперь мы видим эти проблемы «офшорного» производства: у нас нет доступа к ключевым товарам. А ведь можно строить заводы по типу тех, что создал Илон Маск, которые позволяют в кратчайшие сроки создавать разную продукцию высокого качества. И мы знаем как создавать такие заводы, а еще мы сможем создать огромное количество высокооплачиваемых рабочих мест для тех, кто будет строить эти заводы и управлять ими.
  • Посмотрите на транспорт. Где сверхзвуковые самолеты? Где миллионы беспилотников? Где скоростные поезда, парящие монорельсы, гиперлуп и летающие машины?

Проблема в деньгах? В это трудно поверить, когда у нас есть деньги, чтобы вести бесконечные войны на Ближнем Востоке и постоянно помогать действующим банкам, авиакомпаниям и автопроизводителям. Федеральное правительство только что приняло пакет по спасению страны на $2 триллиона, всего за две недели! 

Проблема в желании. Нам нужно хотеть этих вещей. И нам нужно построить эти вещи, отделив их от идеологии и политики. Настало время для всесторонней, не вызывающей сомнений, бескомпромиссной политической поддержки права агрессивных инвестиций в новые продукты, в новые отрасли, на новые заводы, в науку. Государственный сектор должен продемонстрировать, что может построить лучшие больницы, лучшие школы, лучший транспорт, лучшие города, лучшее жилье. Перестаньте пытаться защитить старое, посвятите государственный сектор будущему. Милтон Фридман однажды сказал, что большая ошибка государственного сектора — судить о политике и программах по их намерениям, а не по их результатам. Вместо того, чтобы воспринимать это как оскорбление, принимайте это как вызов — создавайте новые вещи и показывайте результаты!

Частные университеты, такие как Гарвард, щедро финансируются государством: почему 100 000 или 1 миллион студентов в год не могут посещать Гарвард? И почему регуляторы и налогоплательщики не требуют этого от Гарварда? Решите климатический кризис путем строительства: эксперты в области энергетики говорят, что все производство электроэнергии на углеродной основе на планете может быть заменено несколькими тысячами новых ядерных реакторов с нулевым выбросом — давайте их построим. Начнем с 10, потом 100. А затем все остальные. 

Я думаю, что строительство — это перезагрузка для американской мечты. Вещи, которые мы производим в огромных количествах, вроде компьютеров и телевизоров, быстро дешевеют. Вещи, которых у нас нет — жилье, школы, больницы — стремительно растут в цене. В чем смысл американской мечты? Собственный дом и семья, которую можно обеспечить. Нам нужно переломить кривые цен на жилье, образование и здравоохранение, чтобы убедиться, что каждый американец может осуществить мечту, и единственный способ сделать это — строить.

Строительство — нелегкое дело. Нам нужно больше требовать от наших политических лидеров, от наших генеральных директоров, наших предпринимателей, наших инвесторов. Нам нужно требовать больше от нашей культуры и общества. Все должны внести свой вклад в строительство.

Наша нация и наша цивилизация были построены на производстве, на строительстве. Наши предки и прародители строили дороги и поезда, фермы и фабрики, затем компьютеры, микрочипы, смартфоны и бесчисленные тысячи других вещей, которые мы сейчас принимаем как должное. Сегодня все эти вещи окружают нас, они определяют и обеспечивают нашу жизнь. Есть только один способ почтить их наследие и создать будущее, которое мы хотим для своих собственных детей и внуков — строить.