Пока украинцы сидят на карантине и не могут ходить по магазинам, онлайн-торговля растет. В марте украинцы чаще всего интересовались бытовой химией, стали больше покупать товары для фитнеса, по данным OLX.

Редакция AIN.UA поговорила с Игорем Сыроватко, главой департамента клиентского сервиса OLX в Европе и Центральной Азии, о том, как коронакризис сказался на компании и украинском екоммерсе в целом.


Как карантин и кризис повлиял на саму компанию (удаленка, сокращение штата или зарплат, или наоборот, нанимаете людей)?

В OLX мы быстро адаптировались. Перешли на удаленную работу, но регулярно проводим онлайн встречи в Zoom с коллегами и бизнес-партнерами. Делаем все, чтобы поддержать сотрудников. Для нас, возможно, этот переход было сделать легче, чем другим компаниям, так как e-commerce изначально настроен на работу онлайн.

Мы понимаем, как непросто сейчас малому и среднему бизнесу. Поэтому мы запустили серию вебинаров о переводе бизнеса из офлайна в онлайн, которые мы анонсируем на нашей Facebook-странице. Вебинары доступны для всех желающих, а участие — бесплатно.

Эти вебинары помогут не только предпринимателям, но и тем, кто хочет подработать или заработать, потому что работы нет, также студентам, женщинам в декретном отпуске, пенсионерам.

Для нас важно поддержать бизнес-пользователей платформы OLX. Для тех, кто ранее приобрел пакеты размещений и во время карантина столкнулся с замедлением своего бизнеса, мы давали возможность продлить действие пакетов еще на 1 месяц. Для наиболее затронутых кризисом категорий мы давали скидки на платные размещения и пакеты. А в ближайшее время запустим бонусную программу со скидками на размещение рекламы.

Учитывая динамику спроса, мы также планируем запуск новой услуги. В ближайшее время анонсируем.

Для всей нашей команды было также важно помочь в борьбе с коронавирусом. Мы рады, что нашли возможность приобрести 3 аппарата искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и со дня на день ждем его поставку в Украину.

Как вырос/снизился спрос на категории товаров, есть ли динамика за март-апрель? Есть ли категории товаров, на которые просела/выросла цена за карантин? 

Да, структура спроса во многом изменилась. Сильно выросло количество заинтересованных бытовой химией.

Мы также наблюдаем рекордный рост новых объявлений: если в начале марта на платформе появлялось в среднем 340 предложений в день, то уже к концу месяца этот показатель составил 1150.

Пользователи платформы также стали проявлять активный интерес к фитнесу, игровым приставкам и ноутбукам. А фаворитами украинцев стали велосипеды и мотоциклы.

Так, количество заинтересованных пользователей в покупке велосипедов выросло на 70%, а количество уникальных откликов на объявления о продаже мотоциклов выросло на треть. Значительно возрос спрос на продукты питания.

Кроме того, сильно увеличился спрос на нашу услугу «OLX Доставка» — оформление покупки без предоплаты и с доставкой в отделение Нова Пошта. Только за март количество доставок в пределах 5 крупных городов Украины выросло на 30%, а украинцы отправили более 250 000 товаров с помощью этой услуги.

Делаете что-то с перекупщиками масок и других медицинских товаров, которые их продают по высоким ценам? 

Мы всегда руководствуемся нормами действующего законодательства Украины, которое запрещает продажу медицинских препаратов в интернете. Нашими правилами также запрещены к продаже товары медицинского назначения, включая маски и другие средства индивидуальной защиты.

Чтобы избежать спекуляций на теме коронавируса, мы сформировали специальную команду. Ее цель — модерировать такой контент на платформе и удалять объявления с запрещенными к продаже товарами. Среди них — товары медицинского назначения (в том числе, медицинские маски, защитные костюмы) и лекарственные препараты.

Кроме того, нас беспокоят случаи сдачи собак в аренду для выгула, которые участились в последнее время из-за ужесточения карантина. Поэтому мы начали разрабатывать правила, запрещающие такие объявления.

Есть ли данные по бизнесам на OLX, у каких бизнесов активность замерла, у каких — выросла? 

Действительно, есть определенные бизнес-категории, в которых активность приостановилась, например, работа за границей. И единственный возможный вариант — просто переждать, когда ситуация стабилизируется.

Наибольшая активность наблюдается в популярных сейчас категориях, где спрос опережает предложение. В дополнение к ранее упомянутым товарам сейчас также востребованы товары для дома и сада, а также для строительства и ремонта. Весной в категории «Дом и сад» количество уникальных откликов выросло на 25%, а в категории «Строительство и ремонт» объявления стали получать отклики на 22% чаще.

Понимание текущих тенденций позволит бизнесам быстрее совершить переход из офлайна в онлайн.

Есть ли прогноз по влиянию карантина на e-commerce в целом в ближайшие месяцы?

На данном этапе в посещаемости платформы значительных изменений не произошло, но изменилось соотношение спроса и предложения в ряде товарных категорий. Например, ушел спрос на «крупные» покупки.

Что точно стоит отметить, так это рост потребности в доставке товаров. Уверен, что этот тренд будет набирать обороты. За доставкой — будущее.

Что касается более долгосрочных прогнозов: при сохранении тенденции роста онлайн-ритейла, который за последние 5 лет ежегодно составлял около 20%, до 2036 года онлайн-торговли будет больше, чем офлайн.