Руслан Колодяжный, CTO британской финтех-компании Wirex, рассказал в своей колонке для AIN.UA, как изменился рынок платежей из-за коронавируса, и какие трансформации ожидают платежный ландшафт после окончания карантина. 

Руслан Колодяжный

В условиях пандемии COVID-19 наличные деньги превратилась в одну из угроз для жизни и здоровья людей. В ходе исследований оказалось, что на поверхности банкнот обитает порядка 397 различных бактерий. Поэтому, чтобы обезопасить людей от дополнительного источника заражения коронавирусом, правительство Китая, например, решило продезинфицировать наличные ультрафиолетом, а власти Южной Кореи просто сожгли часть денег.

Помимо того, что банкноты стали моветоном, большинство компаний перевели своих работников на удаленную работу. Поэтому у людей в условиях самоизоляции постепенно изменились потребительские привычки. И, как следствие, большинство покупок перешли в онлайн. 

Как изменились онлайн-платежи из-за коронавируса

Основной инструмент траты денег в физическом мире клиентов Wirex – платежная карта, потому как только начался карантин, и поступили сообщения от властей разных стран об ограничении передвижения людей и их контактах друг с другом, мы сразу начали это замечать по карточным операциям. 

В результате мы увидели постепенное сокращение карточных транзакций в офлайне на 30-35%. То есть люди в разы стали меньше использовать пластик. И это касается не только Wirex, но и всех карточных продуктов в мире. Также, из-за того, что люди почти не снимают наличные деньги, снизились транзакции через банкоматы.

Эту тенденцию подтверждают и данные агентства TransUnion – после того, как ВОЗ объявила о начале пандемии COVID-19, количество глобальных e-commerce транзакций возросло на 23%. 

Также платежная система VISA из-за коронавируса подняла лимиты бесконтактных транзакций в Греции, Ирландии, Мальте, Польше и Турции. Это же операцию провела и Mastercard в 29 странах Европы. Платежные операторы сделали это, чтобы людям не нужно было вводить PIN-код на терминале, тем самым ограничив контакты с потенциально зараженными поверхностями.

Очевидно, количество наземных POS-транзакций продолжит снижение, поскольку люди продолжают оставаться дома. А вот количество онлайн-платежей в системе Wirex наоборот выросло, но только на 10-15%.

Но связь между POS и онлайн-транзакциями не обратно пропорциональная, потому что люди пытаются меньше тратить деньги из-за кризиса, поскольку есть неопределенность в том, что будет дальше. В Европе наибольшее снижение активности в POS-платежах мы наблюдаем в Италии, что закономерно, поскольку эта страна одна из наиболее пострадавших от коронавируса. Также снижение наблюдалось в Британии, Испании и Германии. 

Как коронавирус повлиял на биткоин и другие цифровые активы

Поскольку наш продукт объединяет как традиционные так и цифровые валюты, мы можем наблюдать поведение пользователей в двух параллельных финансовых мирах. Но в целом, если из-за карантина количество наземных POS-транзакций сократилось и платежи в большей степени перешли в онлайн, то с цифровыми активами случилась совсем другая история. 

Из-за панического страха коронавируса инвесторы распродавали активы не только на фондовом рынке, который лишь в США потерял более $5 трлн. Такая же участь постигла и рынок криптовалют. Буквально за один день рынок просел с $223,98 млрд до $126,05 млрд. И потерял 43% своей капитализации. Тогда за сутки стоимость биткоина в моменте обрушилась с $7 900 до $4 400.

Но после масштабной панической распродажи, глобальный интерес к криптовалютам существенно вырос. Поскольку цена в $4400 за BTC оказалась привлекательной для инвесторов. В этом вы можете убедиться, глядя на данные статистики Google Trends. 

Динамика роста Google-запросов по слову «bitcoin». Источник: Google Trends

Вместе с интересом к криптовалюте существенно выросло количество и объем крипторанзакций. Потому на следующий день после падения дополнительный спрос вернул на рынок $49,5 млрд.

Практика показывает, что если происходят рыночные колебания, то среди пользователей Wirex возрастает активность. Это связано с тем, что рынок криптовалют в последнее время был относительно стабильным. И волатильность была низкой, по сравнению с предыдущими годами. 

Но 12 марта рынок обвалился более, чем на 40%. Обычно люди, которые не знакомы с крипторынком думают, что это крах биткоина, и начинают активно распродавать свои активы. Другие же инвесторы, наоборот видят возможность для заработка и закупаются.

Что мы наблюдали у себя в продукте и на рынке. Криптобиржи легли под огромным натиском операций. У нас тоже были некоторое время сложности с инфраструктурой, потому что в один момент к нам пришло огромное количество пользователей, и в одно мгновенье у нас появилось множество операций. 

Примечательно, что большинство операций были на покупку, а не на продажу. Мы провели ретроспективу и в результате увидели, что объем криптовалют, который хранится на счетах пользователей, вырос в 2-2,5 раза. Люди закупились, и за март у нас было наибольшее количество транзакций с начала 2019 года.

Что будет с платежами после окончания пандемии

Банк международных расчетов (BIS) провел исследование о будущем платежей, и пришел к выводу, что опасения о том, что наличные распространяют COVID-19, в итоге могут изменить поведение людей и предприятий. Например, во время предыдущих экономических кризисов спрос на наличные, как на стабильное средство сохранения стоимости и обмена, рос. Это же сейчас происходит и в США, хоть и полной информации по всем странам еще нет. 

Но в Великобритании снятие налички с банкоматов существенно сократилось. Поэтому в среднесрочной перспективе пандемия может в привести как к более высоким запасам наличности потребителей, так и к структурному увеличению использования мобильных, карточных и онлайн-платежей. 

Потому очевидно, что все больше бизнес-процессов будет уходить в онлайн. И это еще один челлендж для банков и банковских структур, потому что никто уже не будет ходить в банковские отделения и взаимодействовать с людьми, все будут пытаться ограничить человеческие контакты. 

Например, SEPA и SWIFT-трансферы уже сейчас доходят дольше, чем обычно, то есть не за два часа, как обычно, а за две недели. И из-за перебоев с классической платежной инфраструктурой, которые отчасти начались, у людей уже возникают опасения о состоятельности банковской системы. В результате все больше людей узнают о цифровых валютах и стейблкоинах – токенизированных долларов и евро, которые мы разработали для Wirex еще в прошлом году.

Сейчас о цифровых активах не говорят в контексте даркнета, а общество уже больше рассматривает их в качестве средства платежа, учитывая, что уже много стран приняли соответствующее регулирование.

К тому же, классические банки также начали активно разрабатывать свои цифровые валюты, а центробанки – CBDC. И многие начали задаваться вопросом, имеет ли право на жизнь классическая инфраструктура. В нынешнем виде – скорее не имеет. И решением есть криптовалюта, CBDC, или стейблкоины.

Как кризис трансформирует рынок платежей

Как видим, кризис меняет привычки не только людей, но и бизнеса, поэтому гибкость и способность приспосабливаться к новым правилам игры – это суперсила для всех и каждого. 

Но при повышенном спросе на онлайн-платежи банковская система может оказаться несостоятельной. И решить эту проблему могут финтех-компании, которые используют инновационные технологии для передачи ценности, в том числе криптовалюты и стейблкоины.

По словам главы НБУ Якова Смолия, сегодня 80% центробанков работают над изучением и разработкой цифровой валюты, а в течение ближайших трех лет каждый десятый регулятор выпустит свою CBDC. Это говорит о том, что центробанки готовятся к запуску новых платежных инструментов, и это хороший шанс для финтех-компаний предоставить инфраструктуру и возглавить глобальную трансформацию на рынке денег.

Автор: Руслан Колодяжный, CTO Wirex