«Неудобные» темы IT-сектора, которые вскрыл коронакризис

4272

Оценкой текущей ситуации на рынке труда в IT-отрасли Украины и собственными антикризисными рецептами делятся представители компании Asatria.

Как показала практика, IT-рынок из-за режима карантина страдает меньше других секторов экономики, хотя общая ситуация ощутима и здесь. Чтобы точнее понимать, какие действия стоит предпринимать в ближайшее время руководителю компании, необходимо отследить динамику изменений в IT-сфере. И в этом незаменимым помощником, как всегда, выступают цифры.

Сравним данные двух исследований о кадровой ситуации на IT-рынке, проведенных на разных этапах карантина. Первый – опрос рекрутеров в конце марта 2020, второй – опрос сотрудников и основателей IT-компаний, проведенный в середине апреля. Разница во времени между опросами – две недели. (Полная версия рекрутингового исследования доступна здесь. Полная версия консалтингового исследования — здесь).

Здесь необходимо уточнение. Важно понимать, чем отличаются рекрутинговые и консалтинговые исследования рынка. Если первые нацелены на четкие коммерческие цели, то вторые — просто изучают «среднюю температуру по палате». Тем не менее, несмотря на принципиальное различие в целях исследователей, результаты свидетельствуют об отрицательной динамике в IT-индустрии. 

Как и ожидалось, в начале карантина ситуация была спокойной и контролируемой. Но спустя всего полмесяца расстановка сил изменилась. 

Динамика развития отрасли

Долгое время с начала карантина IT-рынок работал на «резервных мощностях» и не ощущал изменений. К концу марта картина медленно стала мрачнеть, но и тогда (в 30,8% случаев) карантин никак не повлиял на текучку кадров и количество вакансий. Зато в середине апреля ситуация стала набирать обороты в сторону ухудшения – уже 52% украинского IT-сектора фиксируют отток клиентов. 

Динамика кадровых назначений 

Примечательно, что в конце марта, в разгар карантина, почти в 70% случаев скорость найма сотрудников со стороны компаний никак не менялась. Это отмечали рекрутеры как аутсорсинговых, так и продуктовых компаний. При этом в середине апреля все изменилось кардинально — 64% руководителей IT-компаний подтверждают, что сокращают сотрудников из-за сложившейся экономической ситуации. Так отзываются представители C-level, которые хоть и составляют меньшинство (8%) в опросах, но зато единогласны в своих ответах.

Динамика без изменений

В зависимости от IT-специальности мнения представителей индустрии сильно разнятся. В частности, 56% разработчиков отмечают, что работодатели не стали сокращать сотрудников из-за сложившейся экономической ситуации, хотя 41% из них считают, что стали. Вероятно, такая полярность во мнениях свидетельствует о дистанцировании разработчиков от реального положения дел в компании и/или их низкой вовлеченности в корпоративную жизнь.

Кому сложнее всех 

Наиболее динамичны изменения в аутсорс-компаниях. По сравнению с концом марта в середине апреля начался практически экспоненциальный спад. Если в конце марта в IT-аутсорсинговых компаниях просто сократилось количество вакансий на 35%, то в середине апреля 64% из них уже потеряли клиентов, а 48% — сократили сотрудников. 

Сокращения специалистов — сигнал рынка, над которым стоит задуматься. О чем он свидетельствует, какую проблему индустрии вскрывает? Но главное, какие возможности открывает и кому?

Отвечает CEO компании Asatria, которая проводила второе упомянутое выше исследование.

Артур Асатридис, серийный предприниматель, инвестор, CEO компаний UpGames и Asatria (Лондон): 

Данные нашего исследования — сигнал рынку о том, что IT-индустрия, особенно область IT-аутсорса, больше не может существовать в прежней бизнес-модели. Необходимо качественное обновление, в первую очередь — изменение мышления руководителей компаний. 

Справедливости ради стоит отметить, что отношением к сотрудникам как к неодушевленным ресурсам грешит не только IT-аутсорсинг, но и преобладающее большинство продуктовых компаний. Вывод однозначен — дело не в бизнес-модели, а в мышлении СЕО. 

Мой многолетний опыт как в оффлайн-бизнесе, так и в IT-компании, которую я создал более 3 лет назад в Украине, говорит об одном – отношения с сотрудниками необходимо строить на доверии и открытости, любви и уважении. Тогда люди отвечают преданностью делу, лояльностью, готовностью идти на жертвы ради общей цели. 

Вот, к примеру, что мы сделали у себя в компании UpGames? Наш топ-менеджмент буквально в первые дни карантина существенно урезал себе зарплаты. Примеру руководителей последовали и другие сотрудники. Каждый осознавал, что после этого у нас появится ресурс и возможность нанять новых специалистов из числа тех, кого лишили работы. Результат этого упражнения — компания UpGames теоретически способна накормить еще 10 семей. 

Поэтому начать изменения предлагаю с себя. Ведь наши проблемы — результат нашего мышления. Если в твоей компании царит атмосфера недоверия, закрытости, нездоровая конкуренция, то виноват в этом ты и только ты! Начни менять себя, учись безусловно доверять, быть открытым, ФОКУСируйся на кооперации! Все же просто!

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск