Генеральный директор компании Lenovo в Украине Тарас Джамалов рассказал AIN.UA, почему современные люди проводят много времени в интернете и какими технологиями мы будем пользоваться в будущем.
Всегда на связи
Что характеризует современного человека? Он всегда на связи. Никогда ранее не было такого, чтобы человек всегда был подключен к глобальной системе данных, мог что-то оттуда взять или добавить. Для многих современных людей состояние, когда нет возможности что-то прочитать или посмотреть в своем смартфоне или планшете, близко к состоянию наркомана без очередной дозы. Многочисленные исследования нейробиологов подтверждают это. Все современные устройства соответствуют принципу Always connected, и это становится стилем жизни. Вы наверняка замечали, что человек, который не живет “онлайн”, вызывает много вопросов и подозрений. Такие вообще существуют?
При этом многие считают, что новые технологии только отдаляют людей. Это и так, и не так. По своей природе человеку плохо как с людьми, так и без них. Физиологи проводили эксперимент, во время которого помещали людей в изолированную от внешнего мира камеру. В ней человек не ощущал давления на тело, не слышал звуков и запахов. Что с ним происходило в таком помещении? Человек начинал галлюцинировать. Его мозг додумывал звуковые образы и ощущения, создавал мир, которого только что лишился.
То же самое происходит, когда люди не могут коммуницировать с другими. Мозг начинает искать с кем пообщаться и может даже выдумать собеседника. Различные рассказы о людях, которые остались одни на необитаемом острове, часто сопровождаются историями про общение то с растениями и фруктами, то с животными, то с воображаемыми друзьями. Так происходит, потому что человек не может существовать без общения с другим человеком. Поэтому, если нет кого-то с кем можно поговорить, мозг придумает собеседника. Похожую задачу выполняют и гаджеты. Они помогают людям удовлетворять потребность в общении, даже если рядом нет реального собеседника. Может ли это отдалять людей? Сомневаюсь.
Жадность к информации
У гаджетов есть другой побочный эффект — жадность к информации. Когда человек получает «дозу» данных, его мозг вырабатывает дофамин, простыми словами — нейромедиатор удовольствия. Так появляется Wow-эффект, человеку нужно все больше новой информации, чтобы почувствовать удовлетворение. Поэтому, современные люди так много времени проводят в интернете: они свайпают картинки в Instagram, читают новости, смотрят ленту в Facebook и так далее. Такое активное потребление информации стало возможным благодаря постоянной подключенности к сети.
Информация всегда была необходима человеку, особенно для выживания: изучить хищника, поменять поведение с ним, а мозг отблагодарит за это дозой дофамина. Раньше информацию нужно было выискивать из доступных ресурсов. Достичь Wow-эффекта можно было, поставив перед собой 50 книг и читая их одновременно. Сейчас достаточно пролистнуть несколько картинок, чтобы быть в курсе последних новостей. Поэтому людей друг от друга отдаляет не возможность общаться через гаджеты, а неограниченный доступ к информации, и мы не можем с этой иглы слезть.
Чат-боты
Еще пару лет назад я бы мог только допустить существование чат-ботов. Сегодня они уже активно используются. В англоязычных странах почти невозможно пообщаться с человеком, например, при обращении в службу доставки еды, заказе авиабилетов, в банке или других структурах. Я убедился в этом лично: за 8 лет работы с одним из американских банков я ни разу не поговорил с живым человеком. Да, такие ассистенты все еще владеют ограниченным набором фраз, но уже далеко ушли от классического голосового меню (IVR). Чат-боты способны вести диалог. Все еще не на таком уровне, как человек, но на достаточном, чтобы не прибегать к нажатию цифр, непрерывно общаться и получать желаемые результаты. На нашем рынке чат-боты используются не так массово, но это придет. Дело в том, что обучение машин украинскому языку стоит дорого, а людей, которые им владеют принципиально меньше, чем тех, кто говорит на английском.
Главный вопрос, который стоит перед ботами, это не что или кого они заменят. Их программирование на первом этапе достаточно сложное, поэтому стоит вопрос языка, на котором машины смогут общаться. Сейчас быстрое обучение и прогресс в этой области есть только у английского и китайского. Другие языки тоже последуют за ними, но после прорыва в этих двух языках.
Еще один фундаментальный вопрос — это не просто распознавание речи, а ее осмысление. Когда машины смогут работать не со словами, а со смыслами этих слов. К примеру, в русском языке у слова «ключ» несколько значений. Если необученному боту «скормить» фразу со словом «ключ», есть вероятность, что он не поймет, о чем идет речь. Когда же машина переводит слова в пространство смыслов, она «понимает», в каком значении их нужно использовать. Это стало возможным благодаря переходу в нейросети. Сегодня мы не программируем чат-ботов, а обучаем нейросети «понимать». Будущие боты будут хороши в этом вопросе и смогут поддерживать осознанный диалог достаточно долго.
Помощь технологий
В современном мире неумение пользоваться технологиями похоже на безграмотность сто лет назад, когда большая часть населения была неспособна ни читать, ни писать. Можно ли было прожить без этих навыков? Да, но тогда жизнь принципиально отличалась бы по качеству. Также и современный человек, если он отрицает необходимость быть на острие технологий, то он что-то теряет. Он становится менее эффективным, менее осведомленным, не получает необходимую информацию и не может делиться ею с другими.
Я уже практически ничего не делаю без оглядки на такие базовые вещи как, например, электронный календарь и голосовые помощники. Я не запоминаю ничего, что можно не держать в голове. Я не помню дни рождения, список дел и встреч — все это доверено технологиям. Каждый вечер заканчивается проверкой календаря и задач на следующий день, утро начинается с этого же действия. В машине я часто использую голосовой помощник: надиктовываю планы, прошу построить маршрут или рассказать последние новости.
Смарт-помощники будущего
Все в мире переходит на «смарт». Но то, что сейчас называется «умным», не всегда таким является. Когда мы говорим о смарт-часах, то подразумеваем, что они показывают оповещения, пульс, погоду и т. д. Это считается признаком «смарт», но если связать градусник, пульсометр и телефон, «умное» устройство не получится. Мы придумали эту приставку, чтобы разделить классические часы и современные, которые можно подключить к телефону или интернету. Но это не смарт-устройство на самом деле.
«Смарт» появляется, когда человек, как пользователь конкретного устройства, готов делегировать ему принятие решений. Помощников можно программировать как на простые действия, так и на те, которые требуют анализа данных. Самой простой такой задачей для домашнего помощника будет сварить утром кофе. Более сложным алгоритмом будет запрограммировать в офисе датчики, которые смогут оповещать сотрудников открыть окна, если повысился уровень углекислого газа (СО2). Самым сложным уровнем будет делегирование смарт-устройствам принятие решений на основе большого числа факторов, которые заранее могут быть не заданы. Например, купить билеты в кино. Пользователь не указывает конкретное время или кинотеатр. Считается, что смарт-помощник самостоятельно примет решение о покупке. При этом он учтет важные факторы: задачи в календарях обоих людей, предпочтения в фильмах, любимых актеров, дорожную ситуацию. Именно такими будут смарт-устройства в будущем.
Это станет возможным благодаря постоянной подключенности к сети и хранению данных о пользователе в облачных сервисах. Устройства будут сохранять, обмениваться и анализировать информацию о пользователе, его предпочтениях, увлечениях, состоянии. Если предположить, какими будут смарт-часы будущего, то они смогут считывать показатели организма человека (влажность кожи, пульс, температуру), отправлять эту информацию в облако и передавать другим смарт-устройствам. На основе данных о состоянии владельца, часы получат команду, например, отложить будильник на 3 минуты, сменить цвет циферблата или включить музыку под настроение.
Что будет дальше?
Технологии будущего предназначены для решения реальных проблем человека или смогут трансформировать его пользовательский опыт.
Будущее будет завязано на нейросетях, которые и станут основой смарт-устройств. Обучение нейросетей похоже на обучение ребенка. Чтобы научить машину различать кошек и собак, ей дают большой массив фотографий животных и показывают, кто где. Дальше сеть учится распознавать четвероногих друзей на примерах. Обученные нейросети будут использоваться во всех смарт-устройствах: от часов и домашних помощников до “умных” городов.
Развитие 5G повлечет за собой новый тренд — распределенные вычисления. Когда все подключено к интернету, появляется вопрос, какой канал нужен для получения, обработки и обмена большими массивами данных.
Например, видеонаблюдение. Предположим, что Киев решил стать самым безопасным городом в мире. Для этого необходимо установить сотни тысяч камер и датчиков, которые будут собирать необходимую информацию. Чтобы такая система действительно была «умной», все камеры и датчики все время должны быть подключены к центральному вычислительному ядру. Каждая из камер может передавать 4К видео, звуковые и GPS-сигналы. Чтобы принимать, анализировать и выдавать решения на основе полученных данных, нужна такая скорость на входе в вычислительный центр, которую человечество еще не скоро достигнет.
В качестве решения мы в Lenovo разработали серверы, задача которых — быть промежуточным звеном между источниками данных и центральной вычислительной системой. Сервер получает информацию от камер, подключенных к нему, по заложенному алгоритму обрабатывает полученную информацию и выдает центральной системе только релевантные данные. Например, в городе необходимо разыскать автомобиль. Благодаря распределенным вычислениям центральный сервер дает задачу сателлитным серверам. Они по своим каналам ищут похожие по описанию и характеристикам машины, анализируют данные и принимают решение 一найден автомобиль или нет. Так, центральная система получает только важную информацию, которая соответствует запросу, а каналы передачи данных не перегружены. Такие технологии снимут нагрузку с интернета и станут основой будущих смарт-систем в городах и на больших предприятиях.
Применение технологий дополненной реальности (AR) выйдет на новый уровень в коммерческом секторе. Очки и шлемы дополненной реальности будут использоваться в обучении персонала, работа которого связана с физическим трудом. Используя AR-устройства, работников можно будет обучать в разы быстрее и минимизировать ошибки из-за человеческого фактора. Так, например, очки виртуальной реальности смогут помогать оператору по сборке машин выполнять работу, указывая какую деталь, куда, каким ключом и с какой силой нужно прикрутить. Благодаря такому подходу появится возможность контролировать качество каждой единицы продукции.
Возможность выбора
Сейчас человек может самостоятельно выбирать, какими технологиями и устройствами пользоваться. Но я считаю, что в будущем нам могут не оставить выбора. Например, если смарт-одежда будет собирать данные про показатели организма и передавать их врачам для анализа, можно будет предупредить появление заболеваний. Людей могут обязать использовать такие технологии, потому что это уже не вопрос индивидуального выбора, а вопрос безопасности человечества в целом. Может кто-то и хотел бы в многоквартирном доме жечь костер, но во благо общества человек лишен такой возможности.
Действительно, мы тратим слишком много времени на листание картинок и новостей в соцсетях. Но то, как использовать технологии и устройства — это выбор каждого человека. Только мы можем решать, использовать смартфон или ноутбук для простого просмотра картинок и видео или для доступа к научным статьям, обучения и общения с близкими. В будущем технологии будут только развиваться. В долгосрочной перспективе мы полностью делегируем смарт-устройствам принятие решений во всех аспектах жизни, и лишь от нас зависит будет ли это на благо.
Автор: Тарас Джамалов, Lenovo